Лекция 3. Становление и развитие феодализма. Экономическая мысль средневековья
План
1. Развитие феодализма в Западной Европе: генезис, этапы становления, основные черты
2. Эволюция феодального способа производства (на примере Франкского государства)
3. Экономическая роль городов Западной Европы в эпоху феодализма
4. Зарождение капитализма в Западной Европе
5. Экономическая мысль средневековья. Экономические идеи раннего и позднего канонизма.
Развитие феодализма в Западной Европе: генезис, этапы становления, основные черты
Формирование и развитие феодализма в Западной Европе происходило в эпоху раннего средневековья, когда исторически сплелись пути развития трех обществ: античного, варварского и зарождающегося феодального общества. Процесс становления феодализма происходил двумя путями:
· путем синтеза отношений разлагавшегося позднеримского рабовладельческого общества и разлагавшихся родоплеменных отношений варварского общества. Таким путем происходило становление феодальных отношений во Франкском, Бургундском и др. королевствах Западной Европы. Феодализация синтезным путем происходила быстрее, особенно в тех регионах, где варварский элемент синтеза превалировал над античным;
· бессинтезным путем, при котором формирование феодальных отношений происходило на основе разложения первобытно-общинных отношений без заметного влияния позднеримского рабовладельческого общества или при полном отсутствии такового. Бессинтезный путь феодализации характерен для англосаксонских королевств, Скандинавских стран. Формирование феодальных отношений при бессинезном пути происходило медленнее и значительно дольше.
|
В истории феодализма выделяют следующие основные этапы:
· раннее средневековье (V –IX в.в.) - период становления феодализма (концентрация земли у высших слоев общества, формирование слоя зависимого крестьянства, установление вассальных отношений);
· высокое средневековье (X – XIII в.в.) — период формирования феодальной иерархии, активного развития ремесла и торговли. Отмечался значительный экономический подъем, рост городов, значительное (трехкратное) увеличение населения. Пиком в развитии феодализма в Западной Европе стал XIII в.
· позднее средневековье (XIV – XV в.в.) — период кризиса феодальной системы (размывалась феодальная иерархия, шел активный процесс личного освобождения крестьянства) и зарождения элементов раннего капитализма.
Характерные черты феодальной экономики:
· господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;
· сочетание крупной земельной собственности феодалов на землю с мелким индивидуальным хозяйством крестьян, в индивидуальной собственности которых находились основные орудия труда, скот, усадьбы;
· своеобразный статус крестьян, которые были держателями земли на различных условиях вплоть до права наследственного пользования, но не являлись ее (земли) собственниками;
· различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян – личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьянства;
· преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным;
· господство натурального хозяйства;
|
· низкий уровень техники и знаний, ручное производство (особое значение придавалось индивидуальным производственным навыкам).
Важнейшей особенностью феодализма является условный характер феодальной собственности на землю и разделение права на нее между несколькими феодалами. Феод представлял собой наследственную земельную собственность представителя господствующего класса, связанную с обязательным несением военной службы и других обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Вышестоящий феодал также считался собственником данного феода. Эта специфика порождала особую значимость феодальной иерархии и личных вассальных связей.
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты. Феодальная земельная рента – это часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем. Она являлась экономической формой реализации собственности феодала на землю, средством внеэкономического принуждения.
Известны три формы феодальной ренты:
· отработочная (барщина);
· продуктовая (натуральный оброк);
· денежная (денежный оброк).
В период становления феодализма преобладала отработочная рента в сочетании с продуктовой. В связи с ростом городов и развитием товарно-денежных отношений большое распространение получила денежная рента.
Постепенно феодалы сокращали свое хозяйство, передавали господскую землю в держание крестьян и жили за счет натурального и денежного оброков. Этот процесс получил название коммутации ренты и привел к росту экономической независимости крестьянского хозяйства.
|
В Западной Европе феодализм, основы которого были заложены еще в поздней Римской империи, господствовал на протяжении всего средневековья вплоть до буржуазных революций.
Существует мнение о том, что феодализм в классическом понимании является преимущественно (или исключительно) западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Объясняется это тем, что во многих обществах вне Западной Европы отсутствовали важнейшие системообразующие элементы феодальной системы (крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитет др.).
2. Эволюция феодального способа производства (на примере Франкского государства)
Эволюция феодального способа производства традиционно рассматривается на ставшем классическим примере истории Франкского государства. Франки являлись одной из конфедераций германских племен. В 486 г. в Северной Галлии ими было создано Франкское государство, которым управляли династии Меровингов (в V – VII вв.) и Каролингов (с конца VII до середины IX в.).
Частная, свободно отчуждаемая собственность на движимое имущество существовала у франков уже в V – VI вв. Зарождалась также индивидуально-семейная собственность на землю. Земля каждой деревни принадлежала коллективу ее жителей – земледельцев-общинников. Распоряжаться наследственными наделами мог только коллектив общины. Дома и приусадебные участки были в индивидуальной собственности.
В конце VI в. у франков возникла индивидуальная, свободно отчуждаемая земельная собственность отдельных малых семей – аллод. Появление частной собственности на землю привело к углублению имущественной и социальной дифференциации населения, разложению общины, стало предпосылкой роста крупной феодальной собственности. Права общины распространялись только на неподеленные угодья. Сама община из коллектива больших семей превратилась в соседскую общину, состоявшую из индивидуальных семей. Земля обрабатывалась в основном свободными крестьянами, а также полусвободными (литами) и рабами.
Крупное землевладение у франков формировалось двумя путями:
· за счет королевских земельных пожалований светской и духовной знати;
· за счет массового разорения крестьян-аллодистов, которые вынуждены были отдаваться под покровительство крупных землевладельцев. Такой уход под покровительство (акт комменданции) означал вступление крестьян в поземельную зависимость.
Основы феодального способа производства сложились во франкском обществе в VIII – IX вв. В этот период рост крупной земельной собственности ускорился, крупные землевладельцы стали прямо захватывать крестьянские наделы. Шел процесс формирования основных классов феодального общества. Произошел переворот в поземельных отношениях. Аллодиальная собственность сменялась феодальной. Значительную роль сыграла в этом бенефициальная реформа. В связи с ограниченностью земель земельные пожалования (бенефиции) стали даваться не навечно, а на срок службы или пожизненно. В дальнейшем они могли быть переданы другому служивому человеку. В IX – X вв. бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и приобрел черты феода (лена), т.е. наследственного условного держания, связанного с обязательным несением военной службы.
Эта форма:
· укрепила слой мелких и средних феодалов, ставших основой военной организации;
· укрепила феодальную земельную собственность и увеличила крестьянскую зависимость, т.к. земля давалась обычно вместе с сидящими на ней людьми;
· создала поземельные связи и способствовала установлению вассальных отношений.
Параллельно с феодальной земельной собственностью формировался класс зависимых крестьян. Разорившиеся крестьяне легко попадали в поземельную и личную зависимость от крупных землевладельцев. Одним из важных средств феодализации стала передача земли в прекарий – условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал во временное пользование безземельному или малоземельному человеку при обязательном условии выполнения им барщины или выплаты оброка.
Росту зависимости крестьянства способствовала концентрация в руках землевладельцев политической власти. Особые королевские грамоты передавали на местном уровне судебные, административные, полицейские, налоговые функции магнатам. Такое пожалование называлось иммунитетом и фактически оформляло внеэкономическое принуждение.
Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII – IX вв. стала феодальная вотчина – сеньория. Хозяйство имело натуральный характер, ремесленный и сельскохозяйственный труд были соединен с сельскохозяйственным. Вся продукция за редким исключением потреблялась внутри вотчины. Продавались периодически только излишки, а покупалось то, что не производилось в вотчине. Торговля не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни.
В 843 г. Франкское государство распалось на Западно-Франкское (впоследствии — Франция), Восточно-Франкское (положило начало Германии) и Среднюю Францию (включало области вдоль Рейна, Роны и Италию).
3. Экономическая роль городов Западной Европы в эпоху феодализма
Образование городов в Западной Европе в XI – XV вв. сыграло важную роль в развитии, а затем и в разложении феодализма.
В период раннего средневековья немногочисленные западноевропейские города, сохранившиеся от античности или возникшие вновь, являлись либо административными центрами, либо укрепленными пунктами (крепостями), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов и т.п.). В раннем средневековье все эти города не были и не могли быть средоточием ремесла и торговли, поскольку почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство, а ремесленная деятельность еще не отделилась от сельскохозяйственной.
Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений стало XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказали огромное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.
В XI – XV вв. процесс образования западноевропейских городов проходил очень активно. Раньше всего (в XI в.) феодальные города оформились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Неаполь), в X в. – на юге Франции (Марсель, Тулуза и др.). В X-XI вв. стали возникать города в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Германии. В XII – XIII вв.- в Скандинавских странах. Наибольшее число оснований городов (более 200) приходится на рубеж XIII – XIV вв. Численно преобладали малые города с населением 1-2 тыс. человек. Средними считались города с населением 3-5 тыс. чел. с развитыми ремеслами, торговлей, сильным рынком. Лишь немногие города имели население более 80-100 тыс. чел. (Константинополь, Париж, Милан, Севилья, Флоренция).
Особенность средневекового города заключалась в том, что сеньором города считался владелец земли, на которой стоял город. В руках сеньора был суд, финансы, вся полнота власти, он присваивал значительную часть городских доходов. До определенного времени сеньориальный режим способствовал развитию рынка и ремесел, однако со временем он стал мешать развитию городов.
Стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. В X-XIII вв. в Западной Европе началось коммунальное движение – борьба между городами и сеньорами за городское самоуправление и правовую организацию. Коммунальное движение привело к появлению городов-коммун (во Франции, Италии, Фландрии).
Города-коммуны имели:
· выборных советников, мэров (бургомистров), других должностных лиц;
· свое городское право (регулирование торговли, мореплавания, деятельность ремесленников и их корпораций, условия найма, кредита, аренды и т.д.), суд, финансы, право самообложения налогами, военное ополчение;
· право объявлять войну, заключать мир, вступать в дипломатические отношения. Сеньору город-коммуна выплачивал небольшой ежегодный взнос.
В Италии некоторые из коммун стали фактически городами-государствами (Генуя, Венеция, Флоренция, Болонья и др.). В странах с относительно сильной централизованной властью города не смогли добиться самоуправления, а получили лишь частичные привилегии (отмена произвольных налогов, экономические привилегии).
Развитие крупных городов привело к их специализации в торговле и ремесле. Было достигнуто высокое для своего времени разделение труда ремесленников (до 300 специальностей в Париже и не менее10-15 в мелких городах).
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи (гильдии, братства). Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.
Цехи выполняли ряд важнейших функций:
· утверждали монополию на данный вид ремесла;
· устанавливали контроль над производством (вид продукции, количество и качество, цвет, сырье) и продажей (цены) ремесленных изделий;
· регулировали отношения мастеров с подмастерьями.
Цехи не были производственными объединениями, поскольку каждый ремесленник работал в собственной мастерской, имел свои инструменты и сырье. Ремесло передавалось по наследству. Внутри мастерской почти отсутствовало разделение труда. Разделение труда внутри ремесла шло через выделение новых профессий и цехов. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось.
Цехи охватывали все стороны жизни ремесленников. В случае войны цех выступал как боевая единица, он имел свои церкви, общую казну, на общем собрании цеха рассматривались нарушения устава.
Цеховая организация ремесла на первых порах способствовала расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемых товаров, совершенствованию навыков ремесленного труда. Однако с конца XIV в. по мере расширения внутреннего и внешнего рынка цехи стали препятствовать техническому прогрессу, поскольку стремились сохранить мелкое производство, помешать усовершенствованиям из-за боязни конкуренции. Внутри цехов начала разрастаться конкуренция, отдельные мастера расширяли производство, меняли технологию, увеличивали число наемных работников. Внутри цеха произошло расслоение на зажиточную верхушку и прослойку бедных мастеров. Сами цехи разделились на бедные и богатые. В XIV –XV вв. цеховой строй исчерпал себя и стал тормозом в развитии производительных сил.
Экономическая роль городов Западной Европы в эпоху развитого феодализма заключалась, таким образом, в том, что они превратились в центры развития ремесел и товарно-денежных отношений.
4. Зарождение капитализма в Западной Европе
Зарождение капитализма в Западной Европе началось в период позднего средневековья. Рост городов и ремесленного производства в Западной Европе в этот период стимулировали развитие товарно-денежных отношений и формирование раннекапиталистических отношений.
Развитие товарного производства в городе и деревне привело к тому, что с XIII в. началось значительное расширение торговли и рыночных связей. И хотя развитие товарно-денежных отношений в деревне шло достаточно медленно, оно все в большей степени подрывало натуральное хозяйство. В рыночный оборот вовлекалось все большее количество продуктов сельского хозяйства, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла. Это свидетельствовало о росте товарного производства в деревне, превращении части крестьян в товаропроизводителей и формировании внутреннего рынка.
Внутренняя торговля в связи с натуральным характером феодальной экономики играла сравнительно небольшую роль. Города формировали местный рынок, где осуществлялся обмен с сельской округой главным образом предметами повседневного обихода.
Профессиональные торговцы делились на две категории:
· мелкие (лавочники и разносчики);
· элита (богатые торговцы) – купцы, занятые в транзитной торговле и оптовых сделках.
Распространение получили объединения купцов одного города – гильдии, куда входили лица со сходными профессиональными интересами (торгующие одними товарами). Гильдии обеспечивали своим семьям монопольные условия торговли и правовую защиту. Появились «торговые дома» — семейные купеческие компании.
Более заметную роль в развитии товарно-денежных отношений в Западной Европе в этот период сыграла внешняя торговля, особенно дальняя транзитная торговля. Новой формой объединений торговцев стали морские охраняемые караваны (конвои).
В середине XIII в. была создана Ганза – торгово-политический союз купечества североевропейских городов во главе с Любеком. Союз охранял своих членов от грабежей и насилия со стороны феодалов, пиратов, местных властей, обеспечивал участникам ряд привилегий. Купцы союза практически монополизировали торговлю Северной Европы.
В XIII в. европейская торговля было сосредоточена, в основном, в двух регионах:
· Средиземноморье (Испания, Франция, Италия), игравшем роль связующего звена в торговле западноевропейских стран с Востоком;
· Балтийское и Северное моря (северо-западные области Руси, Северная Германия, Скандинавия, Дания, Англия и др.).
В XI-XV вв. торговля способствовала экономическому развитию европейского общества, однако ее развитие тормозилось господством натурального хозяйства, неразвитостью техники и путей сообщения, феодальной раздробленностью и беззаконием феодалов.
Расширение торговли создало возможность накопления денежных средств в руках купцов и ростовщиков и возникновению денежного рынка. Разнообразие монетных систем и единиц породило необходимость операций по обмену денег. Выделилась профессия менял, стали возникать банковские конторы и банки.
Выделение финансовой деятельности в особую отрасль произошло раньше других стран в Италии. Здесь в XV в. была сделана попытка основать центр денежного рынка в Безансоне. «Безансон» был законодательным органом финансового мира, своеобразной международной фондовой биржей (устанавливался курс денег, совершались денежные переводы, подписывались финансовые соглашения). В XV в. во многих городах Италии францисканские монахи организовали учреждения, выдававшие ссуды под залог вещей под 5%. Первоначально они назывались «горой милосердия», впоследствии их стали называть ломбардами.
Древнейшими свободными формами капитала исторически были торговый и ростовщический капиталы.
Наиболее благоприятные условия для зарождения раннекапиталистических отношений сложились в XIV-XV вв. в городах Южной Европы, особенно Северной и Центральной Италии. Этому способствовало:
· достаточно раннее по сравнению с другими европейскими странами развитие средневековых городов;
· возникновение мощных городов-государств;
· к концу XIII в. большинство крестьян Северной и Средней Италии были лично свободно, шел процесс социального расслоения;
· в городах Северной и Центральной Италии в XI-XIII вв. усилилась ремесленная деятельность (производили тонкие сукна, шелковые и льняные ткани, строили корабли, производили металлические изделия);
· удобное географическое положение, способствовавшее оживленному внутреннему и внешнему товарообмену;
· торговля содействовала накоплению огромных для своего времени денежных средств.
Зарождение раннекапиталистических отношений сделало Италию самой передовой страной Западной Европы XIV в., а ее города – одним из источников культуры эпохи Возрождения.
Таким образом, XI-XV вв. явились в истории Западной Европы не только периодом совершенствования феодальной структуры, расцвета городов как центров хозяйственной жизни, но и периодом зарождения капиталистических отношений.
5. Экономическая мысль средневековья. Экономические идеи раннего и позднего канонизма
Экономическая мысль средневековья имела существенную особенность. Эта особенность заключалась в том, что основным принципом построения средневековых экономических доктрин был принцип религиозно-этического подхода к экономическим явлениям. Экономические обоснования идеологов средневековья носили ярко выраженный богословский характер, поскольку строились на толковании текстов священного писания и трудов церковных теоретиков. В силу этого экономические учения средневековой эпохи обрели форму канонизма (канонистами в древности называли людей, занимавшихся истолкованием церковных канонов).
Главной направленностью средневековых экономических доктрин было оправдание сословного характера феодального общества, концентрации власти (политической и экономической) в руках феодалов и недопущение утверждения зарождающихся рыночных экономических отношений.
Виднейшими представителями средневековой экономической мысли в Европе были лидеры ранней и поздней школ канонизма Августин Блаженный и Фома Аквинский, а на Востоке - видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун.
Школа раннего канонизма сформировалась в эпоху раннего средневековья. Одним из ее основателей был Августин Блаженный (354 — 430 гг.) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик, святой католической и православной церквей. Он был одним из первых, кто заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.
Экономические воззрения Августина Блаженного были отражением интересов зарождающегося класса феодалов. В своих богословских работах он оправдывал и обосновывал существование имущественного неравенства как неизбежного явления социальной жизни. Само имущественное неравенство он считал вечным, а стремление к упразднению богатств — бессмысленным. Государство Августин Блаженный определял как систему господства одних людей над другими, главным предназначением которой является не достижение людьми счастья и блага, а выживание в этом мире. Справедливым, по его мнению, может быть только христианское государство.
Сторонники раннего канонизма принципиально изменили отношение к физическому, свойственное античной эпохе. В отличие от идеологов античного мира, высказывавших презрительное отношение к физическому труду, сторонники раннего канонизма считали физический труд уважаемым. Они категорически осуждали торговую прибыль и ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, и поэтому — явлениями греховными.
Основу методологии раннего канонизма составляли принципы неоспоримой авторитарности доказательств текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также морально-этического обоснования экономических категорий.
Основные положения раннего канонизма можно свести к следующему:
· разделение труда: умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека;
· богатство: труд создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом;
· обмен: осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей;
· справедливая цена: ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены»;
· деньги: являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты;
· торговая прибыль и ростовщический капитал: торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления.
Достойным продолжателем и в то же время оппонентом Августина Блаженного стал Фома Аквинский (1225—1274 гг.) — авторитетнейший католический религиозный философ и теолог, член ордена доминиканцев, отнесенный католической церковью к лику святых.
Фома Аквинский был одним из основателей школы позднего канонизма, сформировавшейся в эпоху позднего средневековья. Учитывая реалии своего времени (рост масштабов товарно-денежных отношений, возросшее число и могущество городов) Фома Аквинский пытался найти новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества. Он не считал греховными и не требовал запрета (в отличие от ранних канонистов) таких явлений, как рост городского промышленного производства, крупных торговых и ростовщических операций. Торговлю он считал делом законным (предусмотренным провидением), а торговую прибыль — не порочной и приносящей пользу.
Методологическую базу раннего канонизма он дополнил еще одним принципом — принципом двойственности оценки. Этот принцип позволял посредством уточнений, оговорок или комментариев диаметрально изменить суть первоначальной трактовки экономической категории или экономического явления. Использование метода двойственной оценки позволило без отрицания основных положений раннего канонизма существенно изменить их трактовки.
Основные положения позднего канонизма:
· деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей;
· богатство: золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства;
· обмен: обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому»;
· справедливая цена: затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб;
· деньги: ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства;
· торговая прибыль и ростовщический капитал: крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.