Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей c тотальным недоразвитием психических функций




Название Аннотация
Программы
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010. В программе раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них всех видов детской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических функций, способов усвоения общественного опыта. В методических рекомендациях также содержатся приложения, раскрывающие режим дня в разных возрастных группах, распределение нагрузки между специалистами, примерный алгоритм составления индивидуальной программы работы с ребенком.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях. В программе раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них всех видов детской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических функций, способов усвоения общественного опыта.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Программно-методические материалы/ Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Владос, 2007. В программно-методических материалах представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС Центров, ЦЛП.
Исаева Т.Н., Багаева Г.Н. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М.: Просвещение, 1993. Материалы программы распределены по этапам обучения, в которых учитываются особенности развития глубоко умственно отсталых детей, их возможности к обучению, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности данного возрастного периода.
Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитание и социализации детей со сложной структурой дефекта – М., 2008 Программа содержит перспективное, тематическое, календарное планирование работы и конкретные разработки развивающих упражнений (в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010годы, подпрограмма «Здоровое поколение»)
Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Под.ред. Л. А. Тимофеевой - Мн.: Народная асвета, 2007 Программа предусматривает 4-летний период коррекционно-развивающей работы. В основу комплексной программы положены ведущие современные концепции отечественных и зарубежных ученых: значении дошкольного детства в последующем развитии ребенка (А. И. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.) В структуру программы включены также примерные учебные планы по годам обучения и распорядок дня.
Методическое обеспечение
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011. В данном пособии представлены методические рекомендации к разделам программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности» и «Эстетическое развитие».
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой; Ин-т коррекц. педагогики РАО - Изд. 2-е. - М., Экзамен, 2004. Авторы пособия предлагают системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей; показывается работа учителя -дефектолога с родителями.
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
Баряева Л.Б., Герасимова Е.О., Данилина Г.С., Макарчук Н.А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. – М.: Лоиро, 1997.   Использование предлагаемой программы поможем педагогам, воспитателям и родителям сформировать и развить у ребенка (как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями) различные формы осознания себя как личности в системе отношений со взрослыми, сверстниками и окружающей природой. Материал программы распределен по годам обучения. Предложены краткие методические рекомендации, даны варианты конспектов занятий, литературный материал, образцы дидактических игр и игрушек.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена, 2001.   В пособии представлен подход авторов к решению проблемы формирования игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, основанный на методике обучения сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития (дошкольного и младшего школьного возраста).
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М.: Экзамен, 2006. В пособии собраны игры, упражнения и занятия с малышами. В процессе игры ребенок усвоит правильные формы поведения, научится взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях. Игры способствуют формированию положительных личностных качеств.
Закрепина А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141, [3] с. - Дошкольник. В книге рассматриваются особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, методы изучения уровня их социальной компетенции. В пособии изложено содержание коррекционно-педагогической помощи, направленное на формирование у них адекватных способов общения с близкими взрослыми, навыков социального поведения в условиях индивидуальных занятий с последующим включением каждого ребенка в коллектив сверстников образовательного учреждения.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Аркти, 2000. В данном пособии изложены вопросы теории и практики обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, раскрываются особенности их психофизического развития, а также методы работы с этими детьми по социально-трудовой адаптации.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- М.: Дидактика Плюс, 2002. В издании представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое значение уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество, подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирование коммуникативных навыков, семейные взаимоотношения, полоролевое поведение, а также психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания и реабилитации.
Образовательная область «Познание»
Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.   Программа «Ступеньки» предусматривает социально-эмоциональное, умственное, речевое развитие детей раннего возраста в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями, психологическую поддержку семей, имеющих малышей до 4 лет. Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем ребенка. Программа направлена на то, чтобы дети, имеющие проблемы в развитии, учились адаптироваться к жизненным условиям, и могли жить более активной, полной жизнью, а значит и более счастливо.
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. «Маленькие ступеньки» - это программа поэтапного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В ее основе - большой педагогический опыт, современные представлений о том, как дети учатся, а также тщательная опытная отработка методик. Программа «Маленькие ступеньки» рассчитана, в первую очередь, на родителей - чутких и умелых, самой природой созданных педагогов. Она не предполагает ни каких-либо специальных знаний о развитии ребенка, ни соответствующей педагогической практики.
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.   Пособие посвящено одной из наиболее значимых проблем дошкольной коррекционной педагогики - рассмотрению методических основ сенсорного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В пособии рассматриваются психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, вопросы программно-методического оснащения сенсорного воспитания в современных ДОУ, дается характеристика особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2011 В книге даются методические рекомендации и конспекты занятий по формированию дочисловых количественных представлений у младших умственно отсталых дошкольников. Книга предназначена педагогам специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта, будет полезна студентам факультетов коррекционной педагогики и родителям, имеющим детей с проблемами интеллектуального развития.
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.   В пособии представлена методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, которая базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей. Пособие предлагает комплексный характер формирования элементарных математических представлений; многообразие форм процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, обеспечивающее системный характер формируемых знаний, умений и навыков; организацию развивающей среды.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. В пособии раскрыты задачи, методы, организация и содержание работы по формированию количественных представлений и обучения решению арифметических задач детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.
Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011 Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии и познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции.
Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М. Просвещение, 1991. В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.
Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности. Методическое пособие. - М.: Классикс Стиль, 2007. В пособии даются методические рекомендации, содержание дидактических игр по ознакомлению дошкольников с отклонениями в развитии со звуками окружающей действительности.  
Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2005 В пособии представлена специально разработанная методика, направленная на формирование графо-моторных навыков у праворуких и леворуких детей дошкольного и младшего школьного возраста со сниженными способностями к графической деятельности.
Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009. В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 Рабочая тетрадь входит в комплект «Я — говорю!». Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 Рабочая тетрадь входит в комплект «Я — говорю!». Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц В книге представлен опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи первого уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.
Буфетов Д. Коррекция навыков общения у детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2011. В пособии представлены конкретные рекомендации относительно содержания и последовательности работы по формированию навыков общения у детей, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере.
Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Л. В. Шапковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. Пособие знакомит с особенностями организации игровой деятельности, в нем дается описание около 200 подвижных игр для ослабленных детей и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с последствиями перенесенного ДЦП. Для каждой игры, помимо подробного описания, предлагаются возможные варианты и методические указания по ее проведению.
Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009   В пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры.
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005. В пособии представлена система занятий по физической культуре разного типа, раскрыты особенности их организации в помещении и на открытом воздухе. На каждом занятии, построенном с учетом принципов оптимизации, дифференциации и индивидуализации, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей.- М.: Просвещение, 1991 В основу педагогических рекомендаций положен деятельностный принцип. Он заключается в том, что обучение умственно отсталых детей направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-технической ее сторон.
Устинова-Баранова Л.А. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллектуального развития в процессе изобразительной и художественно-трудовой деятельности. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. Представленные в издании материалы раскрывают содержание и особенности процесса формирования и развития изобразительной и художественно-трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта как важнейшее условие их адаптации и социализации.
Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: Теревинф, 2006 В пособии описывается организация занятий изобразительной деятельностью с детьми, имеющими нарушения развития как возможность развития творческих способностей детей.
Лаврентьева Т.Е., Караневская О.В. Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской – М.: Теревинф, 2009. В работе описывается опыт организации занятий в керамической мастерской с детьми и подростками, имеющими различные нарушения развития. Эти занятия рассматриваются как возможный путь формирования умений и навыков предметно-практической деятельности, развития общения со сверстниками, повышения самостоятельности ребят, которые не имеют достаточного опыта социального взаимодействия и участия в творческой деятельности.
Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. - СПб.:Детство-пресс, 2007. В пособии представлены методические рекомендации по организации, подготовке и проведению театрализованных представлений с детьми средней и подготовительной групп детского сада.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. В пособии раскрыты особенности театрализованных игр, представлены направления включения театрализованных игр в систему коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста на примере занятий "В мире сказки". Пособие адресовано студентам факультетов коррекционной педагогики, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, родителям.
Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М.: Коррекционная педагогика, 2006.   В пособии раскрыты современные взгляды на театрализованные игры и их развивающие возможности для детей дошкольного возраста. Представлены данные об особенностях различных символико-моделирующих видов деятельности детей с различным уровнем интеллектуального развития, полученные в ходе экспериментального исследования. Теоретически обосновано использование театрализованных игр в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, охарактеризованы основные этапы обучения детей театрализованным играм, а также показана организация работы по проведению занятий «В мире сказки».
Образовательная область «Музыка»
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2009. В книге подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Методики сопровождаются примерами из практических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях.
Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. / Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006 В пособии представлена методика эмоционального и познавательного развития детей с нарушениями в развитии на музыкальных занятиях.
Дополнительная литература
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1998. В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем, обучая: методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.:Сфера, 2007. В работе освещаются вопросы психолого-педагогического изучения детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Раскрываются содержание и методы изучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: