Лекция 4. «Транспортное обслуживание туристов»
1.Обслуживание туристов с помощью авиационного транспорта
2.Обслуживание туристов с помощью железнодорожного транспорта
3.Обслуживание туристов с помощью автомобільного транспорта
4.Обслуживание туристов с помощью водного транспорта.
Обслуживание туристов на авиационном транспорте
Авиаперевозки сегодня выполняют более одной трети всех перевозок международных туристов в мире. По даны ми Всемирной авиатранспортной Ассоциации на рубеже веков общие объемы пассажироперевозок на международных линиях приближается к 400 млн. пассажиров и более 900 млн. на внутренних линиях.
В Европе крупнейшим производителем самолетов является консорциум «Airbus Industrie» (объединяет авиа-фирмы Франции, Германии, Англии и Испании), который выпускает современные и популярные аэробусы - семейства А-340. Они считаются рентабельным, а их общий мировой парк составляет более 1000 самолетов. Конкурент «Airbus Industrie» - авиастроительная компания «Воеипg» (основана в США 1916 г.) выпускает самый вместительный самолет в мире - Воеипg-747 на 500 мест.
Сопсоrdе - «Конкорд», созданный англо-французским консорциумом Вrиtish Аеrоsрасе и Sиb-Тvиа, стал первым сверхзвуковым пассажирским лайнером (2125 км / ч). Его создание обошлось Англии и Франции 3 млрд. дол., А использование сократило продолжительность трансатлантических путешествий и позволяло Аиr Frапсе и Вrиtиsh Аиrways монопольно осуществлять сверхскоростные полеты в Даккар, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Бахрейн, Вашингтон, Нью-Йорк. Сегодня эти самолеты почти исчерпали свой амортизационный ресурс и ве деться разработка усовершенствованного типа сверхзвуковых самолетов.
|
Турист может воспользоваться услугами авиакомпании на прямую, заказав билет по выбранному маршруту, или через посредников - туристические фирмы, которые включают такую по слугу в турпакет, тур. В последнем случае все претензии по данной услуге должны предъявляться том посреднику, с которым заключен прямой договор на приобретение путевки (тура).
Пассажир должен прибыть на место регистрации заблаговременно до отправления рейса, чтобы обеспечить прохождение не обходных формальностей не позднее времени, указанного пе-ревизником. Если пассажир не смог прибыть к указанному времени, а также неточные документы, то перевозчик имеет право ну вать место и не обязан задерживать полет. При этом перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за поне сени им убытки. Рейс задерживается в случае, когда пассажир сдал багаж, прошел регистрацию, а на борту самолета отсутствует.
Регистрация пассажиров первого и бизнес-класса проводит ся отдельно от других. Пассажиры первого класса пользуются высококомфортабельных залами ожидания VИР (vеry итроrtапt реrsопs - очень важные персоны).
Существуют определенные ограничения веса, размеров и количества мест багажа, которые пассажир может взять с собой. Нормы без драгоценных перевозки багажа:
первый класс - 40 кг;
бизнес - 30 кг;
экономический - 20 кг;
избыток багажа перевозится за дополнительную плату.
В салон можно взять одно место незарегистрированного ба гажу. Незарегистрированный багаж не должен превышать установленных размеров, т.е. помещаться на полке или под сиденьем.
|
Сверх установленных норм бесплатного провоза бага жу можно взять: детскую дорожную колыбельку, пальто или плащ, складную инвалидную коляску (или костыли), если такие предметы необходимы пассажиру. Допускается, с согласия ремня жира, отправка багажа другим рейсом. Запрещается бра ти с собой в самолет вещества и предметы, которые классифицируются в международной практике как опасные (их полный перечень по дано в авиабилете). На перевозку оружия и раций необ ный специальное разрешение. Специальный багаж (например, м ческого инструменты) может перевозиться в салоне самолета и даже в собственном кресле, если, конечно, пассажир купит дополнительный билет.
Животные допускаются к перевозке при наличии августа тификатами о прививках, а также разрешения на ввоз-вывоз, которые вы мага страна отправления, назначения или транзита. Животные с клетками рассматриваются как избыточный багаж и не могут перевозиться бесплатно, даже если пассажир не имеет иного го багажа. Исключение составляют собаки-поводыри, что сопровождения джують слепых или физически немощных пассажиров - они пере возятся бесплатно сверх установленных норм багажа. Пассажир несет полную ответственность за животное. Перевозчик не отвечает за повреждения, болезнь или смерть животного в случае отказа въезда в страну назначения.
Если форс-мажорные обстоятельства привели к опозданию пассажира на рейс или пересадку, то перевозчик обязуется доставить его другим рейсом, на который есть свободные места, или с помощью другого перевозчика или наземным транспор том Если пассажира необходимо вернуть в его начальный пункт вследствие отказа во въезде в страну или транзита по йо го вине, то все расходы несет пассажир. Перевозчик не несет ответственности за ущерб пассажира в результате непрохождения таможенного или иных видов контроля.
|
О необходимости сопровождения, инвалидного кресла, спе ных условий перевозки необходимо сообщить при за вещания билетов, но не позднее чем за 72 часа до Вилья та. Больные пассажиры должны иметь справку о том, что они прошли медицинское освидетельствование. Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажирам данной категории, если их физическое состояние угрожает безопасности полета или создает дискомфорт другим пассажирам.
Услуги по бронированию и продаже авиабилетов.
Для осуществления самостоятельного бронирования и продажи авиакомпания витков туристическими предприятиями необходима ак ция турфирмы Международной организацией авиационного транспорта - ИАТА. Такая аккредитация связана с выпол нием фирмой целого ряда условий: наличие страховки, на чие банковской гарантии, опыт работы в туристическом бизнесе, высокая квалификация специалистов, специально обо нани офисы и др..
Технология бронирования и продажи авиабилетов значительно упрощает формирование пакетов туруслуг (туров) и способствует сни ний их себестоимости.
Структура продажной цены авиаперевозки фор ется с учетом:
вида перевозки;
дальности полета;
коэффициента загрузки салона
базовых тарифов и скидок;
себестоимости тура;
нормы прибыли;
уровня цен у конкурентов;
соотношения спроса и предложения и т.д..
Стоимость транспортного перевозки в структуре цены ту ру при авиаперевозках может составлять от 35 до 70% зависи но от вышеуказанных факторов.
Перевозки украинских туристов на международных авиа линиях из пункта выезда в Украину до первого пункта обслужи вания в стране пребывания и обратно должна полностью обеспе-печуваты туристическая фирма. Это означает, что на туристскую фирму возлагаются следующие задачи:
планирование перевозок;
бронирование мест;
обеспечение страховки;
паспортная и визовая поддержка;
выдача туристам проездных документов;
обеспечение трансфера.
Основными критериями при выборе авиаперевозок являются:
• скорость доставки;
• комфортабельность полета;
• тарифы и льготы;
• надежность и репутация авиакомпании и др..
При выборе конкретного авиаперевозчика следует учи вать:
• вид перевозок (индивидуально, группой, бизнес-тур и т.д.);
• количество туристов в день начала и окончания тура;
• наличие свободных мест на данный маршрут в нужном классе
• наличие льготных тарифов и скидок
Большинство авиакомпаний предоставляют услуги по перевозок ню туристов в режиме:
• рейсовых перевозок;
• чартерных перевозок;
• обслуживание бизнес и конгресс-туров по систе мой «бизнес-офис»;
• индивидуальное обслуживание туристов.
Авиабилет является доказательством контракта между перевозчиком и пассажиром на осуществление авиаперевозки. Авиабилет является имен ним и имеет все необходимые атрибуты - наименование авиакомпания-нии (перевозчика), посадочный купон, полетные купоны и па пассажирских купон. В билете может быть указано несколько лиц (например, членов семьи). Кроме того, билеты могут быть групповыми (как правило, для туристов). Билеты различных авиакомпаний могут быть оформлены по-разному, но на всех билетах должны быть обязательно ука ные следующие атрибуты:
1) Фамилия пассажира;
2) Маршрут полета - отмечается кодами зависимости от того делает самолет посадки и меняется при этом номер рейса. Если самолет совершает посадки, но при этом не меняется номер рейса, то в билете в графе «маршрут» фиксируются лишь начальный и конечный пункты маршрута. В случае изменения номера рейса ука ся дополнительно пункт пересадки.
3) Класс обслуживания на самолете авиакомпании указывается буквенными символами (Приложение 7), наиболее употребляемыми среди которых:
^ Первый класс (Р)
^ Бизнес-класс (С)
^ Экономический класс (В)
^ Туристский класс (Т).
В авиакомпании Аиr Frапсе (Франция) класс обслуживания ния отличается от общепринятого:
Еsрасе-180 (соответствует первому классу)
Еsрасе-127 (соответствует бизнес-класса)
Есоnоmiсаl (экономический класс).
4) Номер рейса и код авиакомпании указываются соответствующими символами (Приложение 8): например, DL-225 это 225-й рейс авиакомпании Dеlta Аиr Lines (США).
5) Дать указываются в графе «туда» и «обратно».
6) Время вылета отмечается местный, а в некоторых авиакомпания нии указывается время прилета.
7) Статус на билете указывается символами:
ОК - забронировано место на данном рейсе;
PQ - пассажир сможет вылететь при наличии свободных мест.
Ореп - ставится на обратной полетном купоне, когда билет покупается с открытой датой «назад», что требу ет дополнительного подтверждения возможного в определенный день рейса данной компании / ей без дополнительных платежей.
Тарифы на билеты, льготы и скидки. В мире не существует единых тарифов на международные перевозки. Это касается и национальных перевозчиков, работающих на внутренних мар-шрути.
Обобщенно можно выделить следующие тарифы:
1) Базовые - устанавливаются Правилами перевозчика или другими нормативными актами, предусматривают перелет «туда-обратно» и изменяются в зависимости от сезона. Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату практически без ограничений. В рамках базовых тарифов утверждения джуеться система скидок и льгот.
2) Специальные тарифы действуют на всех авиакомпаниях и регламен туються международной конвенцией. В специальных тарифов относятся: молодежные, пенсионные, групповые, туристские и др..
3) Рекламные тарифы устанавливаются каждой авиакомпанией в рамках внутренних Правил - рекламные перелеты, без ценные или льготные полеты пассажиров, которые налетали на самолетах данной авиакомпании определенное количество часов или миль (километров) и т.д..
Скидки бывают:
• от базового тарифа при покупке билетов «туда» и «обратно»;
• группам туристов от 10 чел.;
• студентам, пенсионерам, учащимся;
• многодетным матерям;
• сопровождающим детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;
• для детей в возрасте до 2 лет без предоставления отдельного места и права на бесплатный провоз багажа;
• для детей в возрасте от 2 до 12 лет с правом на собственное место и на бесплатный провоз багажа;
• семейная скидка;
• агентская скидка для туристических фирм;
• для работников авиакомпании;
• для пенсионеров в возрасте 60 лет и др..
Ребенок до 2 лет имеет право на билет с 90% скидкой (без предоставления отдельного места и права бесплатного провоза багажа). Пассажир может забронировать для него отдельное место, но в этом случае билет оформляется как для ребенка в возрасте от 2 до 12 лет. На второго ребенка и следующих детей до 2 лет авиабилеты оформляются как на детей до 12 лет - это 50% стоимости полного тарифа взрос лого билета. Такой билет дает право на место и бесплатный провоз багажа в соответствии с классом обслуживания. Детей до 2 лет должны сопровождать взрослые. Детям до 10 месяцев и весом до 10 кг на борту самолета может быть предоставлена специальная колыбель, о чем необходимо сообщить во время за-вещания билетов, или не позднее чем за 24 часа до вылета. Дети от 2 до 12 лет могут путешествовать са самостоятельный. Забота о них - обязанность персонала самолета. Для этого необходимо заполнить специальную заявку и декларацию родителей. Перевозка детей от 2 до 8 лет без сопровождения взрослых оплачивается по полному взрослому тарифу; в билете ставится отметка о том, что за ребенком нужен до взгляд, и ребенок попадает под контроль стюардессы, которая пере дает ее тем, кто встречает ребенка.
Существует ряд ограничений при покупке билета в одну сторону. В некоторые страны, например, в Германию, продажа билета в одну сторону запрещено, за исключением лиц, официально прибывающих на постоянное место жительства. Покупка билета в одну сторону ре ализуеться по базовым тарифам, практически без льгот (за исключением детских скидок).
Дубликат утерянного билета выдается в агентстве, где бу ло куплен билет. Если пассажир опоздал на рейс, то пе ревизник может перевезти его другим рейсом (при наличии мест), за исключением билетов молодежного тарифа РЕХ или АРЕХ, ДЛЯ которых установлен ряд ограничений.
Перевозки туристов чартерными рейсами. Авиачартер - это аренда турфирмой самолета конкретной авиакомпании на определенный срок (один рейс, месяц, сезон или круглогодично). Турфирма предлагает авиакомпании удобен для ту Ристо график перевозки, а также принимает на себя риск заполняется ние самолета туда и обратно. Достаточно часто организация обслужи вания по популярным турами позволяет туристическим предприятиям на партнерских условиях совместно арендовать воздушное средство. Тогда каждая турфирма имеет соответствующую чартерную квоту - возможность и обязательство продать определенное количество мест. Чартерные перевозки организуют крупные фирмы-туроператоры или ассоциации небольших турагентств, которые могут полностью выкупить арендованные места. Они могут сдавать их в субаренду мелким фирмам.
Чартерные перевозки организуются, если с туристсь кем потоком в сезон не справляются плановые рейсовые самолеты или в случае перевозки туристов в места, где рейсовые мар шрути отсутствуют или доставка туристов связана с пересадка ми или неудобными стыковками.
Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже, чем рейсового, и зависит от арендной платы за самолет, ко коэффициент загрузки самолета, количества рейсов и др.. В цену чартерной перевозки включаются два пустых перелеты: первый - когда самолет возвращается пустым после отправь ки первой группы туристов и второй - когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.
Осуществление чартерной перевозки требует значительной подготовительной работы:
- Планирование маршрута;
- Заполнение пустых перелетов;
- Получение разрешений на воздушный коридор;
- Обеспечение минимально допустимой стоянки в аэро порта прибытия и отправления т.д..
Перевозки туристов авиационным транспортом в меж родному сочетании регулируются Варшавской Конвенцией "Соглашение по унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12.10.1929 г. с изменениями и до дополнениями 1955 и 1975 Кроме того, авиаперевозки ре регулируются национальными законами, правительственными постановление ми, кодексами {Воздушный кодекс Украины 1993 г.). Если перевозки осуществляются в чартерном режиме, то они ре регулируются чартерной соглашением, не вступает в противоречие с Конвенцией и национальным законодательством.
Уровень сервиса и комфорта обслуживания во время пре розы зависит от класса авиакомпании, направления, традиций перевозчика, тарифов, продолжительности полета и т.д..
Составляющими комфорта авиаперевозок считаются:
• тип пассажирского кресла, расстояние между креслами;
• наличие столика, пепельницы;
• системы радиотрансляции с индивидуальной ми наушниками, которые настраиваются на музыкальную программу или канал «тишины» (исключается шум двигателей),
• портативных телевизоров,
• индивидуальных телефонов спутниковой связи, которыми можно пользоваться с помощью кредитной карты.
На специальных самолетах (бизнес-офисы) для деловых людей есть возможность отправки факсов на землю или другой самолет.
В современных условиях острой конкурентной борьбы авиа компании все больше внимания уделяют совершенствованию эле ментов комфорта во время перелета, разнообразят условия маркетинговых программ - Qиаliflyer, Миlеs апd Моrе и др.. - (Во взаимодействии с другими авиакомпаниями, гостиничными поле цюгамы, компаниями по аренде автомобилей и др.), направленность них на привлечение большего количества пассажиров к повторному обращению и постоянного пользования их услугами.
2. Обслуживание туристов на железнодорожном транспорте
Появление железных дорог в первой половине XIX века вызвала настоящую революцию в путешествиях. Железная предлагала дешевые и быстрые перевозки по сравнению с гужевым и морским транспортом, способствовала повышению мобильности населения.
Сегодня железнодорожный транспорт сохраняет свою попу лярнисть при проведении туристических путешествий в Западной Европе. На его долю приходится 38% общего объема перевозок всеми видами транспорта. Среди туристов Европы большой популярностью пользуются ночные экспрессы: Вена-Венеция, Вена-Гамбург, Вена-Цюрих. Брюссель-Лондон. Париж-Лондон (через Ла-Манш). Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный Экспресс». Здесь роскошное в Европе обслуживания пассажиров.
«Восточный экспресс» был символом роскоши самого начала своего функционирования ния в 1883 году и до сих пор остается особенным для романтических путешествий. Он довозил состоятельных людей живописным маршрутом из Парижа в Стамбул. Подо роз занимала 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отличной едой и идеальным сервисом время шло быстро. В 1977 году «Восточный экспресс» совершил последнюю поездку, но через 5 лет в эксплуатацию было пущено «Венский - Восточный экспресс» из старинных отреставрированных вагонов.
Аналогичный экспресс проходит между Лондоном и Венецией. Реализация проектов высокоскоростных магистралей ак тивизувалася после ввода в эксплуатацию тоннеля под Ла-Маншем. Разработаны проекты таких магистралей в Швей цари, Нидерландах, Испании, Финляндии, Великобритании. Другие известные поезда: «Транссибирский», который совершает поездки из Москвы в Мон голые, «Голубой поезд», который совершает поездки из Кейптауна в Преторию, «Шотландский королевский», путь которого проходит через шотландские высокогорья. Самыми популярными маршрутами на американском континенте является: Транс-Канада (Ванкувер-Монреаль), Транс-Америка (Вашингтон Лос-Анджелес) и Транс-Атлантика (Манагуа-Пуэрто-Монт).
Железные дороги являются основным видом пассажирского транспорта в Латинской Америке, Азии, Африке и Австралии. Наилучший ше в мире системой пассажирских поездов считается японская. Перевозки столь быстрое, комфортабельное и надежное, что местные авиакомпании почти не имеют успеха. Скоростные поезда пересекают густонаселенную страну со скоростью свыше 125 миль в час. Японские инженеры роз делали новый высокоскоростной поезд. Во время тестирования его скорость достигала 300 миль в час.
Железная дорога обязана перевозить туристов кратчайшим путем, с минимальным количеством пересадок. По кри терии дальности, перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте делятся на:
♦ дальние - перевозка осуществляется в пределах двух и более железных дорог;
♦ местные - в пределах одной дороги;
♦ пригородные - на расстоянии до 150 км.
Однако следует учитывать, что чем длительнее путешествие, тем больше она утомляет. Наиболее приемлемой для турис та есть путешествие продолжительностью до двух суток.
Особое классификация поездов принятая в Европе:
ТО - межконтинентальный экспресс;
ИС - международный экспресс;
ИСL - скоростной суперекcпрес;
ТЭЭ - фирменный экспресс;
ЕС - скоростной экспресс;
Е - скорый поезд;
RSВ - пригородный поезд.
Спецификой путешествий железной рубежом является разделение вагонов на классы (первый, второй, туристский), а купе - на мужские, женские и семейные, для курящих и некурящих, люкс, одно-, двух-, трех-, чотиримистни и туристские (до 6 мест).
Перевозки туристов может организовываться специализированных туристических поездах, в которых предоставляется полный комплекс обслуживания (проживание, питание, досуг и др.)., За исключением экскурсионного обслуживания. Такая перевозка, в том числе и на дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение такого поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану.
Длительные путешествия планируются в высококомфортабельных поездах. При этом стресс от дороги снижается за счет интересной культурной программы, непродолжительных остановок в зеленых зонах (в лесу, у озера, в горах, на берегу моря и др..).
Интересном путешествии способствует превращению вагона на «отель на колесах» (родтель). При этом общее количество купе не превышает восьми, а в каждом купе прожи вают 1-2 чел. Купе оборудуются кондиционером, письмо ным столом, телевизором, телефоном, душевой комнатой или одним бытовым блоком на два купе. Поезд может иметь конфе ренц-зал, детский вагон с залом для подвижных игр, видеосалон, дискотека и др.. В каждом вагоне туристического поезда должны быть программа обслуживания туристов, правила для туристов, объявления оперативной информации, график питания и меню, распорядок дня, расписание движения по маршруту. В штабе туристического поезда кроме обслуживающих бригад должен быть директор туристического поезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор (аниматор), врач и др.. Директор турпотят назначается с высококвали них работников. Он отвечает за работу персонала. порядок в вагонах, выполнение плана-графика маршрута, отвечает за качество предоставления услуг в соответствии с договором.
За рубежом также широко используется система чартерных туристических поездов (Сhаrtеr cоасh). В составе такого поезда есть дополнительные грузовые платформы для перевозки личных автомобилей туристов. Туристические поезда обычно оборудуются вагонами с широким обзором, низким уровнем шума и вибраций, удобной мебелью, кондиционерами, телефонами и прочими атрибутами комфорта.
Во многих странах Европы курсируют специальные экс курсийни поезда (Рапоrаотис), расписание которых согласования ся по расписанию морских и речных судов, что дает возможность сочетать сухопутную путешествие с морской (речной), как, например, маршрут «Ночной паром» (Night Fеrrу) - Лондон-Дувр-Дюнкерк-Париж.
Тарифы, льготы и скидки. На туристические поезда оформляются индивидуальные (именные) и групповые квиты ки, в стоимость которых входят:
♦ «плацкарта» - право на спальное место;
♦ право перевозки багажа;
♦ страховка;
♦ комиссионный сбор за услуги предварительной продажи (заказ) билетов;
♦ сбор за доставку билетов (при необходимости);
♦ местные сборы.
Железная обязуется предоставить пассажиру ряд услуг:
• перевозка пассажира в пункт назначения;
• перевозку багажа;
• предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постель, чай, кофе, подъем багажа и др.).
Железная дорога предоставляет пассажиру ряд льгот.
♦ бесплатный провоз багажа, вес которого регла ментуеться правилами перевозки;
♦ бесплатную перевозку одного ребенка в возрасте до 5 лет, если он не занимает отдельного места;
♦ льготные тарифы для детей до 12 лет;
♦ сезонные тарифы и льготы и др..
Если с пассажиром по вине железной дороги состоялся несчастных ный случай, он имеет право на получение страховой выплаты {. Страховой взнос входит в стоимость билета).
Норма бесплатного провоза багажа - 36 кг. К перевозке багажом принимаются вещи, вес одного места которых не превышает 75 кг. а длина 3 м. Минимальный вес отправки - 10 кг. При согласии пассажира багаж может быть от управляемом по другому маршруту или в другом поезде, в том числе ранее поезда, на котором путешествует пассажир.
Система льгот и скидок является важным стимулом для раз развития туризма в целом, а также путешествий по железной дороге. Так, в Великобритании железной дороге можно перевозить бесплатно четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей от 5 до 16 лет действует 50%-ная скидка. В Германии молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или студенческих билетах в вагоне второго класса. Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города (Лондон, Стокгольм) про даются льготные билеты на все виды городского транспорта (соmmоn саrrиеr). Значительные льготы предоставляются туристам на железных Австрии. Здесь продается открытый билет, который действителен 15, 30 и 60 суток, стоимостью на 20% ниже, чем билет с фиксированной датой.
Перевозки туристов в сообщении железнодорожным транспортом регламентируются межправительственными соглашениями в рамках "Международной конвенции по контракту на путешествие" (принята 22 октября 1970 г.), "Конвенции и Ста тусу о свободе транзита" (приняты 20 апреля 1921), Бернской Конвенции ООН (1961 г.) и др..
Очень распространенной в последние годы становится взаимодействие железнодорожных компаний с предприятиями по аренде авто мобилей, автобусными и гостиничными предприятиями, доз воля более гибко реагировать на потребности туристов и ор ганизаторив путешествий.
3. Обслуживание туристов на автомобильном транспорте
Развитие автомобильного транспорта обусловил рост роли автобусного сообщения в организации туристических подо рожей. Автомобильный транспорт при перевозках туристов выполняет две основные функции:
• самостоятельное средство передвижения и экскурсий;
• вспомогательный (трансферный) транспорт.
Преимущества автомобильного транспорта: мобильность, не высокие тарифы, возможность транспортировки багажа, мож ность остановок в пути, широкий обзор, невысокие удельные капитальные затраты и др..
Недостатки данного вида транспорта: невысокая пассажировместимость и эксплуатационная скорость, загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива, невысокий уровень комфортного жизнеобеспечения во время длительных путешествий, высокая аварийность и др..
Требования к микроклимату в автобусе регламентируются санитарно-гигиеническими нормами га международными стандарта мы. Так, система кондиционирования воздуха должна обес вать микроклимат в пределах 22-24 ° С при воздухообмене 0,15 м3 / с (первый уровень комфорта), уровень шума во всех ча поистине салона не должен превышать 72 дБ, расстояние между сиденьями в автобусе - 80-85 см. Рабочее место водителя долж но быть отгорожено от салона. Стекло на боковых окнах по винно быть двойным, детермальним, с покрытием, умень шающую теплообмен салона с внешней средой, и иметь положительную кривизну. Кроме занавесок, должны быть предусмотрены специальные жалюзи. В автобусах класса «люкс» должно быть предусмотрено индивидуальное освещение. Для дальних марш рутив предусматриваются видеомагнитофон с несколькими мониторами, а также радиотелефон или рация.
На туристические маршруты допускаются водители, которые прой шли соответствующую стажировку, в том чистые и на данном маршруте, прошли медосмотр и соответствующий, инструктаж. Водителю ка-тегоричне запрещается разговаривать с пассажирами во время движения, вмешиваться в работу гида или экскурсовода, произвольно менять маршрут, провозить в автобусе посторонних лиц.
Единых международных тарифов на перевозку пассажиров и багажа не существует. Тарифы разрабатываются и утверждаются в каждой стране перевозчиком. В странах Западной Европы тарифы устанавливаются в расчете на километр проезда. Существует система льготных тарифов и скидок я скидки, скидки при покупке билета в обе стороны и др..
Организация транспортных путешествий на международных маршрутах имеет свою специфику. Так, открытие регулярных международных маршрутов регламентируется двусторонними правительственными довым соглашениям, а транзит через третьи страны требует позво лу комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Нерегулярные перевозки регламентируются двусторонними соглашениями стран. Кроме того, для упрощения договоров на международные туристские перевозки принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки паса жиров и багажа (в рамках Женевской конвенции от 1 берез ния 1973 г.), Гаагскую декларацию о туризме (1989 г.), Шенгенское соглашение для членов ЕС.
В большинстве случаев автобус является собственностью туристской фирмы, которая должна иметь лицензию Министерства транспор ту Украину на осуществление международных транспортных пере везень. Если на балансе турфирмы нет собственного автобуса, можно организовывать транспортные путешествия вместе с авто транспортными предприятиями на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды.
Организация туристических поездок на внутренних мар шрути реализуется на основе Правил перевозки пассажиров и багажа, Правил безопасности, нормативных документов Министерства транспорта Украины.
Для длительных путешествий следует использовать высококомфортабельные автобусы с мягкой подвеской »низким уровнем шума и вибраций, большим запасом хода по одной за правки (желательно с экологически чистым топливом). Таким требованиями гам соответствуют собственно импортируемые в Украину модели. Мерседес, Рено, Вольво, Сетра, МАН. Неоплан, ДАФ и др.. При этом в транспортном средстве должны быть преду ные такие атрибуты жизнеобеспечения как гардероб, туалет. бар, холодильник, кухня и др..
Осуществление международных перевозок накладывает на украинских перевозчиков обязательства по соблюдению су ворих экологических требований к подвижному составу. В Европе принят стандарт «Зеленый автомобиль», согласно которой го нормы токсичности выхлопных газов не должны превышать вать определенные параметры. Транспортные туристические путешествия в международном спо-изъятие также осуществляются на личных или взятых в аренде ду автомобилях, в том числе с прицепами. Такие путешествия мо гут реализовываться как по свободной программе, так и по целевому маршруту. Следует иметь в виду, что туристам, путешествующим на автомобиле, необходимо иметь права меж родного образца (ипtеrпаtиопаl driver's lисеnsе) и страховку - «зеленую карту».
С ростом воздушных путешествий все больше и больше отдыхающих, туристов выдвигают требование снять автомобиль на прокат. Особое значение такая услуга имеет при организации путешествия туристов к местам охоты, рыбалки, сафари. Кроме того, такая услуга повышает мобильность, возможность умень шить неудобства, которые существуют при пользовании такси и общественным транспортом.
Основали прокат автомобилей в и 916 году братья Саундеры с Омасе, одолжив автомобиль после того, как их разбил ся. Братья поняли, что есть и другие моли, которым нужен автомобиль на ограниченный период времени. Они купили второй автомобиль и занятий лись прокатным бизнесом.
«Херц» - крупнейшая сегодня прокатная фирма - начала свою деятельность в 1918 году, «Авис» - в 1946 году, «Нешенл» - в 1947 году. Четвертой в этом списке есть автопрокатной фирма «баджет». Наряду с четырьмя названными, только в США сегодня существует 5 000 прокатных фирм.
Экономика индустрии про ката автомобилей значительно от ризняеться от экономики других видов транспорта. На рынок могут выходить малые компании, поскольку нет необходимости в большом начальных ном капитале. Большинство ком паний, начинающих займа ваться прокатом автомобилей, становятся частью цепи. Они отчисляют процент от прибыли главной ком пании за пользование видо мым именем. Компании с прок ту автомобилей менее рискованны, чем другие транспортные фирмы. При сокращении спроса они мо гут продать свои автомобили.
Индустрия проката автомобилей в значительной степени ориентируется на деловых людей, но рынок отдыха постоянно растет (10% в 1971 г., 35% в 1992 г.). Увеличивается популярность пакетов «перелет / автомобиль» для отпускников. Стимулюва ло популярность таких пакетов снижение тарифов на авиаперелет и прокат автомобиля. Предлагаются и пакеты «поезд / автомобиль». Компании по прокату автомобилей делятся по основным видам деятельности. Так, большинство крупных фирм, таких как «Херц», «Авис», «Нешенд», покупают автомобили и сдают их в аренду потребителям. После того, как автомобиль проезжает 18-25 тыс. миль, компании продают по пинами подержанных автомобилей или напрямую потребителям, или фирмам, которые занимаются продажей подержанных автомобилей. Кроме того, в соответствии с программой «продай назад» использованы автомобили возвращаются производителям. Ко второму виду деятельности относятся компании, которые покупают автомобили по лизингу у крупных компаний, а не покупают и перепродать ют их.
Большие прокатные фирмы имеют филиалы в городах и пригородах, но большая часть их деятельности до сих пор сконцентрирована в аэропортах. В конце 90-х 32% работы фирмы «Херц» приходилось на зоны аэропортов, соответственно 28% у «Авис», 17,5% в «Нешенл» и «баджет».
Групповой туризм на автомобилях с прицепами с полным комплексом жизнеобеспечения называется Караванинг. Для обслуживания автотуристов по маршруту следования функционируют:
родтели - отели на колесах, где кроме пассажирских мест есть спальные места, а также кухня;
кемпинги - кемпинги для автотуристов, которые служат для ночлега или непродолжительного отдыха;
отели - отели, оборудованы для длительного пребывания ту риста и его автомобиля. В мотелях предусмотрены: оборудована стоянка, техническое обслуживание (ре ремонт и заправка автомобиля, его диагностика) и др...
4. Перевозки туристов водным транспортом
Перевозки туристов водным транспортом включает: а морские перевозки и круизы, а речные путешествия и круизы, а путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, а морские и речные прогулки (экскурсии) и др.. виды водных путешествий.
Преимущества водных туристских путешествий:
> Высокий уровень комфорта;
> Значительный объем одновременного пасажирозавантаження;
> Возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательных тельный, бизнес, учебный и др..)
> Возможность полноценного отдыха;
> Полный комплекс жизнеобеспечения.
недостатки:
> Невысокая скорость движения;
> Ограничена мобильность;
> Синдром «замкнутого пространства»;
> Склонность к «морской болезни» части людей;
> В ряде случаев высокие тарифы и др..
Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристические компании и бюро, большинство из которых создается при пароходствах или коммерческих судоходных компаниях.
Морские путешествия. Наиболее распространенный вид водных путешествий - круизы.
Понятие круиз охватывает организацию морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран Круизы используются для специализированных бизнес-школ, семинаров, конференций, шоу-программ. Среди деловых людей пользуются спросом круизные конгресс-туры, учебные туры интенсивности программные языковые туры. Для их организации на теплоходах оборудуются кон