Определение рыночной структуры




Оглавление

 

Раздел 3 Рынок сбыта товаров и услуг. 3

3.1 Определение типа рынка. 3

3.2 Определение рыночной структуры.. 5

3.3 Оценка конъектуры рынка. 7

3.4 Отбор целевых сегментов. 10

3.5 Позиционирование рынка детских игрушек. 10

3.6 Прогноз объема продаж.. 12

 

Раздел 3 Рынок сбыта товаров и услуг

 

Определение типа рынка

 

Сегмент индустрии детских товаров в России характеризуется следующими показателями:

- розничный рынок детских товаров превысил 650 млрд. руб.;

- в интересах детей и семей с детьми работают 15 отраслей, в том числе пищевая, текстильная, химическая, металлообработка и т.д.;

- 6 500 организаций, из них 1 245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектов РФ;

- более 300 тыс. человек занятых.

В отличие от большинства видов промышленной продукции товары для детей несут в себе развивающую и воспитательную функцию, а также оказывают непосредственное влияние на физическое и эмоциональное здоровье детей. Однако необходимость участия государства в развитии индустрии определяется не только ее социальными функциями, но и экономическими предпосылками - рынок детских товаров один из самых быстрорастущих.

По итогам 2015 года объем мирового рынка детских товаров достиг 412 млрд. долл. США (что на 60% больше показателя авиастроительной отрасли). В общемировом объеме доля российского рынка составила всего 5%. Анализ российского рынка детских товаров показал, что в 2015 году в общем объеме российского рынка товары российского производства занимали лишь 20,6%. В зависимости от товарной группы, российские товары занимали от 9% до 39% объема рынка (обувь – 10,7%; одежда – 16,7%; игры и игрушки – 18,2%; детское питание – 37,9% и т.д.).

Спрос на продукцию для детей стабильно увеличивается. Причинами развития рынка являются повышение рождаемости, рост доходов населения и развитие культуры потребления детских товаров. Несмотря на отсутствие скоординированной промышленной политики, российский рынок детских товаров демонстрирует постоянный рост (около 10% в год) и устойчивость к кризисным явлениям. Его темпы роста превосходят темпы роста общемирового рынка детских товаров (5% в год). Все это обеспечивает ускоренное развитие российского производства детских товаров. Вместе с тем, большинство российских производителей не успевают за растущим рынком. Фактором снижения конкурентоспособности российских производителей являются значительный объем теневого рынка, постепенное снижение таможенных пошлин на ввозимые товары, высокая «стоимость» кредитов. Отсутствие активных действий в индустрии детских товаров способно привести к увеличению на российском рынке доли крупных иностранных компаний, а также контрафактных и нелегально произведенных изделий. Меняется стиль жизни, растет обеспеченность и требования к комфорту среди населения. Если раньше, еще 20 лет назад, не было понятия детской моды, а главными требованиями к детской одежде были прочность и долговечность, то теперь на передний план при выборе товара выходят марка, красота, комфортность и другие характеристики вещи. Это говорит о росте культуры потребления. Ассортимент одежды для детей практически ничем не уступает одежде для взрослых. В магазинах представлено огромное количество марок иностранных и отечественных производителей - от доступных до элитных. Эксперты отмечают, что на фоне общего спада естественной восполняемости населения города Тюмени, стабильно растет относительная доля граждан в сегменте от 0 до 4 лет в период 2011-2015гг. Сегодняшний беби-бум обеспечили дети, чье появление на свет родители «откладывали» по экономическим причинам. Данному фактору, в том числе, способствует содействие политики государства в социально-демографическом вопросе и активные меры, принимаемые на уровне Тюменской области.

В этой связи Тюменский субрынок детской одежды переориентируется на товары для детей в возрасте от 0 лет и старше, ведь малыши рождаются круглый год. Детская одежда, игрушки, книги требуют постоянного обновления и этим обеспечивают оборот рынка. 34% расходов на детские товары составляют затраты на одежду, 12% - на обувь, 18% - на игрушки и 36% - на прочее (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура рынка детских товаров города Тюмени по видам продукции, 2015г., %

 

Годовой оборот рынка детских товаров и услуг города Тюмени, по оценкам экспертов, колеблется в пределах $7-8 млн. и растет на 25% в год. Значительная часть этого оборота приходится на производство и реализацию детской одежды. Объем рынка детской одежды по приблизительным оценкам составляет более $3 млн.

 

 

Определение рыночной структуры

 

Сейчас во всем мире все более популярными становятся электронные игрушки, умеющие говорить, двигаться. Наша страна удивляет мир головоломками, настольными играми и пластмассовыми игрушками.

О положительных тенденциях на рынке детских игрушек свидетельствуют следующие данные: его объем по данным аналитиков РБК в настоящее время оценивается в размере $670-720 млн. в год и отмечается высокий стабильный рост в течение последних лет в размере, в среднем равным около 30%. Но все же на сегодняшний день российский рынок игрушек далек до насыщения. На рынке детских товаров в России сегмент игрушек охватывает долю, которая составляет менее 10%, так как общая емкость российского рынка детских товаров оценивается в размере около $10-12 млрд. В мировом масштабе рынок игрушек составляет $90-100 млрд. Таким образом, весь объем российского субрынка игрушек (в розничных ценах) равен менее 1% мирового объема продаж данного вида продукции, что позволяет сделать предположение об еще неиспользованном существующем потенциале для данного рынка в России.

Рынок долгие годы остается непрозрачным, для него по-прежнему характерна высокая доля нелегального импорта и контрафактной продукции (по разным оценкам, до 60-70% от всего импорта), особенно это характерно для сегмента игрушек, которые в основном ввозятся из Китая и Юго-Восточной Азии. При этом, на официальный импорт приходится 80-90% рынка. Из этого следует, что доля внутреннего производства игрушек крайне мала - не более 10-20%. Структура российского рынка игрушек по странам-производителям выглядит следующим образом: 70% игрушек, представленных на рынке, производит Китай, 20% - Европа, 10% - Россия. Европу представляют следующие страны: Польша, Германия, Испания.

Основными покупателями игрушек являются родители, имеющие детей от 0 до 6 лет. В несколько меньшей степени родители младших школьников 7-9 лет. Подростков игрушки интересуют меньше всего. Поэтому многочисленный сегмент подростков является для производителей игрушек менее перспективным, чем понемногу растущий по численности сегмент детей младшего возраста. На российском рынке представлены различные виды игр и игрушек, его структура выглядит в настоящее время следующим образом: 40% занимают куклы и мягкая игрушка, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические игрушки (машинки с моторчиком и без и т.п.) и 10% - настольные игры и пазлы.

 

 

Оценка конъектуры рынка

 

Конъектура рынка – это состояние, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров (услуг).

 

Функция спроса

,

где объем спроса на товар х в единицу времени;

цена товара;

цена товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров,

I – доход покупателя

уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

потребность покупателя в товаре

мнение потребителя относительно перспектив его благосостояния;

S – сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром;

количество покупателей

 

Емкость рынка – это объем продаж конкурентного товара (в натуральном или стоимостном выражении) на выделенном рынке

 

,

где емкость рынка конкретного товара страны;

общее производство данного товара в стране;

– остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей;

Э – экспорт;

И – импорт;

- изменение запасов изделия на складах и базах предприятий-изготовителей;

– косвенный экспорт;

– косвенный импорт.

Потенциальная емкость рынка региона за год в натуральных единицах измерения:

 

где численность населения в регионе;

доля в общей численности населения региона лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть потребителями продукции;

– доля в общей численности населения лиц, которые имеют достаточный доход для потребления продукта;

– среднесуточная норма потребления продукта в натуральных единицах измерения.

 

 


Таблица 3.1 – Целевые рынки детских игрушек

Наименование продукции Сегменты рынка Характеристика рынка География рынка Емкость рынка Фактор конкурентоспособности Уровень рыночной привлекательности Прогноз рынка
По продукции По потребностям Тыс.шт. Доля предприятия на рынке, %
Детские игрушки размером 50*30 Разнообразие товара Увеличение рождаемости способствует увеличению роста потребления Разнообразие видов детских игрушек, спрос выше предложения Г. Тюмень     Время, качество товаров, масштаб (объем) производства товара, новизна товара, ценообразование, рыночный фактор, сбытовой фактор    
Детские игрушки размером 50*50 Разнообразие товара Увеличение рождаемости способствует увеличению роста потребления Разнообразие видов детских игрушек, спрос выше предложения Г. Тюмень        
Детские игрушки размером 50*60 Разнообразие товара Увеличение рождаемости способствует увеличению роста потребления Разнообразие видов детских игрушек, спрос выше предложения Г. Тюмень        
Детские игрушки размером 50*100 Разнообразие товара Увеличение рождаемости способствует увеличению роста потребления Разнообразие видов детских игрушек, спрос выше предложения Г. Тюмень   7,1    
Детские игрушки размером 50*150 Разнообразие товара Увеличение рождаемости способствует увеличению роста потребления Разнообразие видов детских игрушек, спрос выше предложения Г. Тюмень        

 


Отбор целевых сегментов

 

Наиболее распространенными критериями сегментации являются:

– емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;

– каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;

– устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;

– прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;

– совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;

– оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;

– защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: