Вопрос: конституционные характеристики российского государства




1. Демократическое государство

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти является суверенитет народа. Понятие демократического государства неразрывно связанно с понятиями конституционного и правового государства.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.

Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения).

В Российской федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Обеспечение прав и свобод человека а и гражданина – другой важнейший признак демократического государства.

Толь ко в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

2. Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых называются в конституции РФ государствами.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизовано, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а кключают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства то же имеется в Российской Федерации – унитарными являются республики – субъекты РФ.

Конституция 1993г. закрепила Федерацию, состоявшую к тому времени из 89равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа и 57 – края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.

В новых решениях есть значительное позитивное содержание. 1 – конституция приостановила развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными преимуществами в составе РФ. Всплеск национализма стал следствием неразвитости гражданского общества в республиках и «неосвоенности» идеи правового государства.

2 – коренное политическое и экономическое реформирование страны властно требует предоставить регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной территории из столицы стало невозможным, к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями рыночной экономики и процессами политического плюрализма.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст.5 Конституции, следующие:

1) РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов федерации;

2) Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство;

3) Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ;

4) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

3. Правовое государство

Так характеризуется государство, которое во всей свое деятельности подчиняется праву и главной свой целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к конституционным методам осуществления власти.

Правовое государство – высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права и человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Можно выделить его основные признаки:

1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающиеся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. «Все, что не запрещено законом, то дозволено» - важнейший принцип правового государства.

2. Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

3. Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречит ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились

4. Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает в себя ещё очень много аспектов. Верховенство парламента в законодательной сфере, демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, невмешательство государства в работу СМИ, и законность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое.

Социалистического государство

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремиться к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев.

Функции социального государство широки. Оно создает условия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботиться об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и т. д.

Цели социального государства достигаются не отнюдь не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись.

В конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7). Однако ч. 2. Ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

· Охрана труда и здоровья людей

· Установление гарантированного минимального размера оплаты труда

· Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

· Развитие системы социальных служб

· Установление государственных пенсий, пособий

· Иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены, друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику российскому государству, конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статья 28 конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.

Светский характер государства означает, что официальное лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в ФЗ «об государственной гражданской службе РФ».

Республиканская форма правления

В ст.1, российская конституция делает четкий выбор из 2 форм правления, известных современному государству: республики и монархии. РФ провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

В мировой конституционной теории и практике известны 3 вида республики:

Парламентская, президентская и полу-президентская.

В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламентом, главой правительства становится лидер партий, победивший на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место.

В президентской республике глава государства (президент) избирается населением и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверие.

Президент не имеет право роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Например: США и Мексика.

В полу-президентской республике глава государства (президент) избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать не доверие правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Например: Франция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: