МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
(КУРСОВОГО ПРОЕКТА)
Канск, 2019 г.
Курсовая работа – обязательное учебное исследование по выбранной теме, предусмотренное учебным планом подготовки и выполняемое самостоятельно студентом под руководством преподавателя.
Курсовая работа (проект) по профессиональному модулю (далее – ПМ) или междисциплинарному курсу (далее – МДК) является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем работы 20-25 страниц (без учета приложений).
Список литературы и источников – не менее 15 наименований.
Работа содержит две главы: теоретическую и практическую.
Структура
- Титульный лист (1 стр.)
- Оглавление (1 стр.)
- Введение (составляет 5–8 % от общего объема работы: 1,5–2 стр.)
- Основная часть (составляет 65–70% от общего объема работы)
- Заключение (выводы) - (составляет 5-8% от общего объема работы: 1,5-2 стр.)
- Список литературы и источников (1-2 стр.)
- Приложение
Каждая структурная часть курсовой работы начинается с новой страницы.
Титульный лист курсовой работы
Работа начинается с титульного листа. На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:
- полное наименование ведомства, в структуру которого входит техникум;
- полное название учебного заведения;
- гриф допуска к защите, который подписывается заместителем директора по учебной работе;
- тема курсовой работы (слово "тема" не пишется);
- код и наименование специальности;
- форма обучения;
- форма курсовой работы (проекта);
- название профессионального модуля;
- сведения об исполнителе;
|
- сведения о руководителе;
- оценка;
- город, в котором располагается техникум;
- год написания работы.
Образец оформления титульного листа представлен в приложении 1.
Оглавление курсовой работы
Оглавление – вспомогательная часть курсовой работы. Оно дает представление о тематике работы и ее структуре. В оглавлении указываются точные заголовки глав и параграфов (подглав) работы с номером страницы, с которой они начинаются.
В оглавлении каждое приложение нумеруется.
Образец оформления оглавления представлен в приложении 2.
Введение
Введение – это вступительная часть работы, в которой раскрывается проблема и актуальность темы, ее практическая значимость, соответствие темы современному состоянию и перспективам развития медицины и практического здравоохранения.
Введение к курсовой работе должно составлять 1,5–2 страницы. При этом в нем следует:
- пояснить проблему и актуальность темы курсовой работы;
- указать объект исследования;
- указать предмет исследования;
- поставить цель исследования;
- поставить задачи исследования;
- указать методы исследования;
- указать практическую значимость;
- описать структуру работы.
Объект исследования – обозначает область, избранную для изучения, а предмет исследования – один из аспектов ее изучения.
Объект исследования – явление или область изучения, система, группа людей (ЧТО или КТО рассматривается).
Предмет исследования – только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в курсовой работе (как, с какой стороны будет изучаться объект).
|
Необходимо помнить, объект всегда шире предмета и предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.
Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.
Тема – узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.
Цель курсовой работы – изучить …, провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные … и т.д.
Например:
Тема курсовой работы: Оценка удовлетворенности граждан качеством скорой медицинской помощи в г. Канске.
Объект исследования – население г. Канска, обращавшееся в службу скорой медицинской помощи.
Предмет исследования – качество оказанной скорой медицинской помощи.
Цель курсовой работы – изучить степень удовлетворенности населения качеством оказания скорой медицинской помощи.
Задачи состоят в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития какого-либо процесса. Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задачи: изучить, показать, выявить, определить, установить, оценить, описать, доказать, разработать, обосновать, провести мониторинг, проанализировать, исследовать, охарактеризовать и т.д.
Задачи исследования:
Анализировать – использовать метод рассмотрения отдельных сторон, составных частей чего-либо.
Исследовать – подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения сути.
|
Изучить – постичь учением, усвоить в процессе обучения, внимательно наблюдая, понять.
Изложить – кратко пересказать содержание чего-нибудь.
Систематизировать – привести в систему, т.е. в определенный порядок, последовательность связей.
Обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо и т.д.
Задач в работе должно быть от 3 до 5.
Первая задача, как правило: Проанализировать учебную и научную литературу по теме исследования. Состав задач должен быть упорядочен и систематизирован, т.е. каждая следующая задача исследования должна служить логическим продолжением предыдущей.
Методы исследования – это методы научного познания, которыми руководствуются при решении основных задач (методы только перечисляются).
Основные методы исследования:
Теоретические
- Метод теоретического анализа и синтеза
- Методы абстрагирования и конкретизации
- Метод восхождения от абстрактного к конкретному
- Метод моделирования
Эмпирические
- Изучение литературы и других источников
- Наблюдение
- Беседа
- Опрос
- Тестирование
- Изучение продуктов деятельности
- Оценивание
- Эксперимент
Основные методы исследования:
Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их изменений (внешнее, внутреннее, включенное, стороннее).
Опрос – это метод исследования, при котором испытуемый или группа отвечают на ряд поставленных вопросов (устный, письменный, интервью, беседа).
Эксперимент – активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя (естественный, лабораторный).
Практическая значимость – раскрытие практического значения (применения) работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость заключается в достижении непосредственной цели исследования, напрямую связана с конкретным опытом.
Краткое описание структуры работы. Необходимо указать количество глав и краткое их описание.
Основная часть
Основную часть курсовой работы делят на 2 главы (теоретическую и практическую), главы делят на параграфы (подглавы). Каждая глава и параграф имеет свое название.
В первой главе необходимо показать теоретические и методические основы изучаемой проблемы и дать обзор научных теорий и концепций, оценку степени изученности исследуемой проблемы, собственную позицию по дискуссионным вопросам, а также обосновать методику сбора, обработки и анализа информации по поставленной проблеме.
Во второй главе на основе выбранных методик анализируются материалы и результаты исследования, даются практические предложения автора по исследуемой проблеме.
Главы и параграфы должны иметь относительно равное соотношение объемов. В каждой главе должно быть 2-3 параграфа.
Заключение
В заключении подводится итог проведенного исследования (оценка результатов работы, выводы по проведенной работе, предложения по использованию полученных результатов). Следует указать пути и цели дальнейшей работы. Заключение должно составлять 1,5-2 страницы.
Количество выводов в работе должно соответствовать количеству поставленных задач (представлять собой решение этих задач).
Список литературы и источников
Список литературы и источников приводится в конце курсовой работы после заключения. Список включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы, которые использовались при написании работы.
Список литературы и источников должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Список литературы и источников оформляется как нумерованный список (арабские цифры) по алфавиту фамилий авторов. Общее количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований. Не менее 25% источников должны быть изданы в последние пять лет. Список литературы и источников должен составлять 1-2 страницы.
Оформление списка литературы и источников:
- Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
- указы Президента РФ (в той же последовательности);
- постановления Правительства РФ (в той же последовательности);
- иные нормативные правовые акты;
- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
- иностранная литература;
- Интернет-ресурсы.
Библиографическое описание списка литературы и источников
Законодательные материалы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, №15.- 14.04.2014.
Пояснения для описания книг под фамилией (один, два, три автора)
При описании книг с одним, двумя, тремя авторами в начале указывается только первый автор. Инициалы отделяются запятой и пишутся после фамилии. Например, Кучма, В. Р. (книга с двумя авторами); Михайлов, А. А. (книга с тремя авторами).
После косой черты перечисляются все авторы в том порядке, как указаны на титульном листе книги. Например, / В. Р. Кучма (книга с одним автором); / Стрюк Р. И., Маев И. В. (книга с двумя авторами).
В сведениях об издании книги все города указываются полностью. Например, Москва, Санкт – Петербург, Красноярск, Ростов – на – Дону и др.
Книга одного автора:
1. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст]: учебник / В. Р. Кучма. – 2 -е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 528 с.
2. Петров, В. И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике [Текст]: / В. И. Петров. – Москва: Юрайт, 2014. – 880 с.
Книга двух (трех) авторов:
1. Левчук, И. П. Медицина катастроф. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Левчук И. П., Третьяков Н. В. – Москва: Академия, 2014. – 240 с.
2. Парийская, Т. В. Основные лекарственные средства [Текст]: справочник педиатра [Текст] / Т. В. Парийская, О. А. Борисова, А. Е. Половинко. – Москва: ЭКСМО, 2015. – 405 с.
3. Покровский, В. И. Инфекционные болезни [Текст]: учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. – Москва: Академия, 2015. – 540 с.
4. Стрюк, Р. И. Внутренние болезни [Текст] / Стрюк Р. И., Маев И. В. – Москва: Юрайт, 2015. – 544 с.
Пояснения для описания книг под заглавием (четыре и более авторов)
Описание книг четырех и более авторов осуществляется под заглавием. После косой черты в квадратных скобках указывается только первый автор (составитель, редактор). Порядок инициалов соответствует титульному листу книги. Например, / [А. А. Крылов и др.] или / [Закревский В. В. и др.]
Книга коллектива авторов (четыре и более):
1. Болезни зубов и полости рта [Текст]: учебник для мед. училищ и колледжей / [И. М. Макеева и др.] – Москва: Юрайт, 2015. – 243 с.
2. Сестринское дело в педиатрии: учеб пособие для мед. училищ и колледжей [Текст] / [Н. И. Аверьянова и др.] – Москва: Юрайт, 2013. – 458 с.
Пояснения для описания книг без автора с редактором или составителем
Описание осуществляется под заглавием книги. Редактор (составитель) указывается только после косой черты. Порядок инициалов соответствует титульному листу книги. Например, / под ред. С. В. Котова или / под общ. ред. Иванова Г. П.
Книга под редакцией:
1. Онкология: учебник для мед. училищ и колледжей [Текст] / под общ. ред. С. Б. Петерсона. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 287 с.
2. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст]: учебник / под ред. А. Н. Шишкина. – Москва: Академия, 2014. – 447 с.
Пояснения для описания отдельных томов многотомных изданий
При описании отдельного тома в начале пишется общее количество томов издания, затем указывается конкретный том, название (если таковое имеется). После косой черты пишется редактор (составитель). Порядок инициалов соответствует титульному листу книги.
Многотомные издания:
1. Большая медицинская энциклопедия [Текст]: в 30 т. Т.14. Медицина – Меланоз / под ред. Б. З. Петровского. – Москва: Сов. энциклопедия, 2012. – 496 с.
2. Краткая медицинская энциклопедия [Текст]: в 2 т. Т 2. Миазы – Ящур / под ред. В. И. Покровского. – М: КРОН – ПРЕСС, 2004. – 544 с.
3. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. – 5-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 606 с.
Пояснения для аналитического описания (части от целого)
При описании статей из газет, журналов, глав или частей из книг в начале указывается фамилия автора статьи из газеты (журнала) или книги. Далее – название статьи или главы книги. После косой черты указываются авторы без перестановки инициалов. После двух косых черт указывается основной источник (название газеты, журнала, книги). В аналитическом описании книг издательство не указывается. Например,
– Москва, 2015.
Статья из журнала, газеты, книги
1. Дзигуа, М. В. Пиелонефрит и беременность [Текст] / [М. В. Дзигуа и др.] // Справочник фельдшера и акушерки. – 2016. – №10. – С. 27 – 31.
2. Шалимова, М. А. Акушерские кровотечения. Неотложная помощь на догоспитальном этапе [Текст] / М. А. Шалимова // Сестринское дело. – 2016. – №6. – С. 26 – 28.
Электронная статья:
1. Гончар, Н. В. Современные технологии профилактики инфекционных осложнений у недоношенных детей [Электронный ресурс] / Н. В. Гончар. – Электрон.статья. – Режим доступа: https://journal.niidi.ru/jofin/article/view/459/438.
2. Михеева, И. В. Ранняя диагностика туберкулеза у детей на современном этапе [Электронный ресурс] / И. В. Михеев. – Электрон. статья. – Режим доступа: https://pediatriajournal.ru/files/upload/mags/352/2016_3_4635.pdf.
Электронный журнал:
1. Главная медицинская сестра [Электронный ресурс]: мед. электрон. журн. – Москва: Актион, 2016. – Режим доступа: https://e.glmedsestra.ru/.
2. Лечащий Врач [Электронный ресурс]: мед. научн. – практ. журнал / Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. – Электрон. журн. – Москва: Открытые системы, 2016. – Режим доступа: https://www.lvrach.ru/archive/.
Электронный диск:
1. Диагностика внутренних болезней [Электронный ресурс]: – Электрон. дан. – Москва: Бука, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Пожилой возраст [Электронный ресурс]: лечение и профилактика болезней. – Электрон. дан. – Москва: Равновесие, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Образец оформления списка литературы и источников представлен в приложении 3.
Оформление ссылок на литературные источники
При включении в работу цитат обязательна ссылка на литературный источник. Использование чужого материала без ссылки на источник заимствования является плагиатом.
Ссылки на литературные источники следует давать в тексте с указанием номера литературного источника и номера страницы в квадратных скобках [8, с.29]. Данная ссылка означает, что источник помещен в списке литературы под номером 8, а цитата приведена со страницы 29.
Первая глава (теоретическая) пишется преимущественно по различным источникам и документам, поэтому количество ссылок на различные источники в первой главе на каждой странице должно быть не более 3.
На каждый литературный источник должна быть хотя бы одна ссылка в тексте курсовой работы.
Правила и способы цитирования:
«..., - подчеркивается в работе, -...»
«..., - указывается в этой связи, -...»
«..., - указывают в связи с этим авторы, -...»
Автор делает следующее замечание: «...»
Вместе с тем имеется уточнение: «...»
В... указывается: «...»
В частности, отмечается (подчеркивается): «...»
В итоге делается такой вывод: «...»
Сделан такой вывод: «...»
Он заключает: «...»
В заключение автор пишет: «...».
Приложения
Приложения – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т.д. Каждому приложению присваивается свой номер (без знака «№»). Приложения помещаются в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте исследования. Ссылки в тексте на номер приложения пишется без знака «№»: (Приложение 1).
Каждое приложение оформляется на отдельной странице. В правом верхнем углу страницы пишется: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Точка после указания номера приложения не ставится. Каждое приложение в работе должно имеет заголовок. Точка в конце заголовка не ставится. Выравнивание заголовка приложения ведется «по центру» без абзацного отступа. Заголовок оформляется строчными буквами (кроме первой прописной буквы) с полужирным начертанием. Между номером приложения и заголовком междустрочный интервал 1,5 – пропуск пустой строки не делается. В работе должно быть не менее одного приложения.