Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов




Игры на развитие слуха

«Где звонили?»

Задача: развивать слух; учить правильно употреблять слова: над, под, сзади, впереди, внизу, вверху, за, между, около.

Материал: колокольчик.

Описание игры: дети сидят полукругом. По считалочке выбирается первый водящий, который закрывает глаза, а воспитатель звонит колокольчиком, над головой ребенка, за спиной и т.д.) Ребенок определяет на слух, где звонил колокольчик, и называет, употребляя нужный предлог. Например, «Колокольчик звонил за спиной» и т.д. Игра повторяется для всех играющих детей.

 

«Узнай по голосу»

Задача: развивать слух

Описание игры: дети подходят к воспитателю, стоят лицом к воспитателю с закрытыми глазами, к детям спиной. Дети смотрят на воспитателя, воспитатель молча указывает ребенка, который вслух говорит какую-либо фразу, например, «сегодня хорошая погода», или, зовет по имени водящего ребенка, например, «Катя!» Ребенок должен отгадать, кто его позвал. Следующим выходит тот ребенок, кого назвали. Игра повторяется столько раз, сколько захотят дети.

«Угадай звуки природы»

Задача: развивать слух.

Материал: диск с аудиозаписями «Звуки природы».

Описание упражнения: воспитатель ставит диск, дети слушают, угадывают и называют, какие звуки они отгадали (шум морского прибоя, лесного ручейка, дождя, пение птиц и т.д.)

 

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов

«Подбираем рифмы»

Задачи: Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).

Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.

Описание игры: читаем шуточное стихотворение:

Даю Вам честное слово,

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

(Английская нар. песенка, пер. С.Маршака)

Обращаемся к детям: -Понравилось стихотворение? Носят ли свинки ботинки?А может быть свинки носят чулки?(носки, тапочки, рукавички) Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных, Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки- подсказки.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видали двух сорок

Без…(ботинок) и …(чулок).

И щенков

Без …(носков),

И синичек

Без …(тапочек) и … (рукавичек).

Мы видали сорок без ботинок и …(чулок),

Без носков - …(щенков),

Без тапочек и рукавичек - …(синичек).

- Веселые шутки у нас получились!

 

«Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

Задача: образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил)

Игрушки: медвежонок, ослик, кровать, телефон.

Описание игры: Воспитатель: я расскажу вам историю, которая приключилась с медвежонком. Спит наш медвежонок в постели и не слышит, что телефон звонит. Медвежонок спит и спит, а телефон звонит и звонит. Медвежонок! Телефон звонит! Не слышит. Скажем громко вместе: медвежонок, телефон звонит! Молодцы! Громко сказали. Только медвежонок все равно не услышал. Повернулся на другой бок и спит. Медвежонок спит, а телефон звонит. Давайте скажем медвежонку громко: телефон звонит!

Ну что мы будем делать! Снова не слышит. Разоспался медвежонок. Спрятал голову под подушку. Не хочет просыпаться. Сережа, растормоши медвежонка. Скажи: просыпайся, медвежонок, телефон звонит! Давайте еще раз все громко скажем: телефон звонит! Ну вот, наконец-то проснулся. Вставай, лежебока. Телефон звонит!

Медвежонок: - Алло, слушаю!

Ослик:- Здравствуй, медвежонок. Почему ты так долго не подходил к телефону?

Медвежонок: - Я спал.

Ослик: - Давай пойдем сегодня в зоопарк.

Воспитатель передает медвежонка кому-нибудь из детей, чтобы тот говорил за него. За ослика говорит воспитатель. Если ребенок молчит, ему задают подсказывающие вопросы, например: «Ты был когда-нибудь в зоопарке? А кого ты там видел? Хочешь посмотреть обезьян? Они такие смешные! Знаешь, что они умеют делать?» И т.п.

 

«Кузовок»

(Русская народная игра)

Задача: Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Материал: Корзинка, расписной платок

Описание игры: Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок,

Клади в него то, что на – ок,

Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на - ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.п.) Если кто-то ошибется, то кладет в корзинку залог (или фант).

По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например, попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах совершить какие-то действия: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем посмеяться, в четвертом поплакать; или стихотворение рассказать, загадку загадать, песенку спеть.

 

«Скажи какой?» Задачи: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Описание игры: Предлагаем детям ряд заданий:

1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки («Круглое, сладкое, румяное – что это?»).

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) … сладкий, снег …, лимон ….

3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (ещё какой?); морковь оранжевая …; солнце тёплое … и т.д.

4. Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие и т.д.

5. Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

 

«Найди противоположное по смыслу слово»

Задача: Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например, «сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце …, река широкая, а ручей …, камень тяжелый, а пух …, редька горькая, а груша ….»

Далее детям предлагаются следующие вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? Если нож не тупой, то, значит, он какой?».

Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

 

Это правда или нет?

Задача: Находить неточности в тексте стихотворения.

Описание игры: Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

«Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловой.

-Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

 

«Какое слово заблудилось?»

Задача: Подбирать точные по смыслу слова.

Описание игры: Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

«Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зелёный лук с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

- Обязательно примите десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.»

 

«Скажи по-другому»

Задача: Подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Описание игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный). Да, слова печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья.»

- Послушайте, какие я назову предложения.

- Дождь идёт (льет).

- Мальчик идет(шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идёт – как можно сказать по-другому? (наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

- чистый воздух (свежий воздух); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда);

- самолет сел(приземлился), солнце село (зашло);

- река бежит (течет, струится);

- мальчик бежит (мчится, несется).

- как сказать одним словом:

Очень большой – громадный, огромный;

Очень маленький – малюсенький.

 

«На выставке»

Задача: Давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Описание игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

 

ГРУППА № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: