Принципы обучения в танцевальном кружке




Работы кружка

«Ритмическая мозаика»

На 2014 – 2015 уч.год

Выполнила: Пудова Л.П.,

музыкальный руководитель

первой квалификационной

категории

 

 

г.Дзержинск

 

 

Содержание

Пояснительная записка

Задачи, принципы

Содержание работы с детьми

Методическое обеспечение

Пояснительная записка

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.

Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Базой данного курса являются программа «Камертон» Э.П. Костиной технология «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и методическая разработка «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.

Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.

Главная идея методики – научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками музыкального языка, языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных)

Возрастные особенности детей. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.

В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочным отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, позвоночника, поясницы, кистей рук,

Детям старшего дошкольного возраста доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс рассчитан на 2 года – проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 32 занятий в год), рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Содержание соответствует средним возможностям детей.

Цель и задачи.

Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Основные задачи:

I. Развитие музыкальности:

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм

• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными сочинениями; развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец) и выражать это в соответствующих движениях.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Ш. Развитие творческих способностей:

• развитие умений сочинять несложные плясовые движения;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; развитие воображения, фантазии, развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д.,

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе ус­ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча­ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения,

• Воспитывать навыки адекватной оценки и самооценки

• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот­ным, игровым персонажам;

• воспитание чувства такта, воспитание культурных привычек, умения вести себя

 

Варианты включения в другие виды деятельности Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения

 

Содержание движений

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо­кий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения

на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос­ти движений, координации рук и ног;

имитационные движения

различные образно-игровые движения, раскрыва­ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настрое­ний, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения

элементы народных плясок и детского бального танца полонеза, вальса, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим­метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви­жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере­менный шаг, шаг с притопом и др.

 

Принципы обучения в танцевальном кружке

ü Развивающий характер образования в соответствии со способностями и возможностями ребенка.

ü Системность, целенаправленность

ü Тесная взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.

ü Обучение – через творчество и игру! Главное –радость!

ü Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

Форма работы:

ü работа с подгруппой/ индивидуально.

Ожидаемый результат.

ü Выразительность исполнения движений под музыку;

ü Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

ü Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений; точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях, ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем

ü Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

ü Осмысленное выполнение свою роль в пластических этюдах;

ü Участие в коллективной сценической работе;

ü Внимательно отношение друг к другу, искреннее желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей

 

 


Неделя Содержание работы с детьми первого года обучения Кол-во занятий
сентябрь   «Поклон – приветствие»; Разучивание основных исходных положений в ритмике, 1,2,3 позиций. Знакомство с поклоном приветствий и поклоном, выполняемом в конце пляски, с реверансом. «закрытое – открытое» положение рук / ног, («Марш» И.Беркович); Упражнения в выполнении различных видов ходьбы, передающий различный образ: высокий, бодрый шаг, осторожный шаг, тяжелый, топочущий. Игра «Ритмическое эхо»  
октябрь I     II   III   IV   Упражнения в выполнении различных видов бега: лёгкий, широкий, тяжёлый. Знакомство с жестами "прошу" и "не надо".; игра «Встаньте дети, встаньте в круг!» (сокращенный вариант - отдельные виды перестроений в виде нагляно-образный моделей) Разучивание жестов "прошу", "не надо"(«просьба» Ж.Арманд);. Упражнения в выполнении качания рук под счёт. («Баю-бай») Н.Римский-Корсаков; Учить детей просчитывать такты музыки (1-4) и скоординировано выполнять покачивания. Знакомство с жестами "давать дружить", "согласия и несогласия". В.Витлина; танцевальные элементы на пружинном полуприседании «Ах ты, береза» р.н.м.; Упражнять в умении самостоятельно выполнять перестроения игра «Хлопай в такт Разучивание жестов "давай дружить", Этюд «Давай дружить» В.Витлина Упражнять в умении самостоятельно выполнять перестроения при выполнении различного вида бега. Приставной шаг с полуприседанием. «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.;    
ноябрь I   II III   IV   Составление совместно с детьми и разучивание этюда "Поссорились – помирились". венг.н.муз. «Чардаш»; притопы в паре р.н.м. «Из-под дуба» обр. Е.Тиличеевой; игра «Замри!». Знакомство с жестами "иди сюда", "уходи". Разучивание поскоков с ноги на ногу под счёт. Разучивание жестов "иди сюда", "уходи". Упражнять в выполнении различного вида галопа и других характерных движений в мини композиции "Цирковые собачки". 4. Притопы в значении гнева, рассерженности; упражнение «Ласка» Ф.Миллер Обучение выполнению полуприседания с открыванием, закрыванием рук на поясе под счёт; игра «Замри!»    
Декабрь I II   III IV Знакомство с жестами ласки и плача. Освоение приставного шаг с полуприседом «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; игра «портрет» Освоение жестов ласки и плача. Закрепление выполнения приставного шага с полуприседанием. Знакомство с притопами в значении упрямства и сравнение их с притопами в значении утверждения. Освоение этюда «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Смена кадров» этюд «Давай дружить» В.Витлина; игра «Я – портрет» Этюд «Пожалели» А.Гречанинова  
январь III   IV   Плясовые элементы «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; этюд «Пожалели» А.Гречанинов; игра «»Лошадки в цирке»   Жест клича и сотворчество в этюде («Ау!» А.Гречанинова); «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; игра «Музыкальные топотушки» Закрепление умения выполнять ранее выученные элементы, дополняя их собственными движениями. Развития потребности самовыражения под музыку.    
Февраль I   II   III   IV   Знакомство с жестами шептания (на ухо) и прислушивания. Выполнение подготовительных упражнений к движению "гармошка". Разучивание жестов шептания и прислушивания. Освоение способа выполнения движений "гармошка". р.н.м. «Камаринская» обр. Е.Тиличеевой Знакомство и разучивание этюда "Пожалели". Упражнение «Пошепчемся» латв.н.полька; варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»; р.н.м. «Полянка» обр. Н.Метлова; сотворчество в свободной пляске Этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Музыкальные топотушки»развитие потребности в самовыражении.  
Март I   II III IV   Разучивание этюда "Секрет". Освоение прыжков на двух ногах с разворотом коленей и на одной ноге с разворотом колена..Освоение движения выбрасывания ног в прыжке. Освоение движения "моталочка" под счёт. «Секрет» Е.Горшкова Свободная импровизация в пляске. Разучивание этюда "Осторожнее – смелее". А.Черняковой Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка», «притопы», «ковырялочка»; свободная импровизация в пляске    
Апрель I II III IV   Разучивание шага польки под счёт.игра «Встаньте, дети, встаньте в круг» (арсширенный вариант за счет введения дополнительных схем-моделей) Закрепление шага польки. Игра «Повтори за мной» Составление и разучивание этюда «Громко - шепотом» А.Черняковой упражнять в правильном выполнении шага польки. Совместное с детьми и педагогом составление танца "Всё мы делим пополам".  
Май I II III IV   Разучивание танца "Всё мы делим пополам". Совместное составление композиции этюда "Сорвём одуванчик". Творческая работа детей парами по составлению танца. Дидактическая игра «Юный хореограф» (сокращенный вариант) вариант). Повторение этюда «Сорвем одуванчик» И.Энской. Сотворчество в свободной пляске  

 

месяц Содержание работы с детьми второго года обучения задачи выход кол-во занятий
Сентябрь III   IV   «Поклон – приветствие»; Повторение основных исходных положений в ритмике, 1,2,3 позиций. Дидактическая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» (наглядно-схематические и графические модели перестроений) Упражнения в выполнении различных видов ходьбы, бега, движений русского и современного танца. Игра «Ритмическое эхо» Дидактическая игра «Найди пару» (на основе моделирования) Настроить детей на дополнительное получений знаний и умений. Повторение и закрепление ранее усвоенных умений    
Октябрь I   II   III   IV   Ноябрь I II     III     IV   Декабрь I II III IV     Январь III   IV     февраль I   II     III   IV   Март I- II     III     IV     Апрель   I   II   III IV   Май   I   II – III   IV Тема «Осень на пороге» «Танец с зонтиками» муз. А. Петрова знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук Общий рисунок танца Закрепление. Соединение движений в единую композицию   Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Игра «Три танца» Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ. Пластический этюд «Голубая вода» муз. П. Мория   Тема: «Моя Родина – Россия» Танец «Россия» аудиозапись знакомство с музыкой, Общий рисунок танца, Освоение основных элементов русского танца (простой хороводный шаг на всей ступне, с притопом на месте, кружение на припадании, дробный шаг, присядка в различных вариантах и.т.д.) Освоение рук при русской пляске: подбоченившись, руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны, руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисти открыты. Осанка гордая, спина прямая. Закрепление. Соединение движений в единую композицию Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Дидактическая игра «Кто скорее узнает движение?» (на основе моделирования) Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ   Тема: «Характерные танцы героев» (основываясь на сценарии) знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук Общий рисунок танца Закрепление. Соединение движений в единую композицию Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Тема «Бальные танцы. Полонез». Муз. О. Козловского Познакомить детей с старинным бальный танец, знакомство с музыкой, знакомство с основными элементами шага полонеза Общий рисунок танца. разучивание основных элементов шага полонеза. Характерные для этого танца перестроения.   Закрепление шага полонеза. Соединение движений в единую композицию. Дидактическая игра с использованием моделирования. Выразительное исполнение всех элементов танца. Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ.   Тема «Бальные танцы. Вальс». Муз. Л. Делиба Познакомить детей с бальным танцем, знакомство с музыкой, знакомство с основными элементами шага вальса в упрощенном варианте. Общий рисунок танца. разучивание основных элементов вальсового шага, характерные для этого танца перестроения.   Разучивание основных элементов вальсового шага и других характерных для этого танца движений. Соединение движений в единый рисунок. Дидактическая игра «Танцевальное лото» (с использованием моделирования) Закрепление вальсовых движений. свободная импровизация в танце. Дидактическая игра «Танцевальное лото», «Подбери костюм танцору» Выразительное исполнение всех элементов танца, анализ, самоанализ Пластический этюд «Голубая вода» муз. П. Мориа Тема: «Сказка в музыке и движениях» Музыкальная сказка «Муха-цокотуха» муз. А. Петрова и др. Восприятие музыки, соотнесение образов действующих персонажей с музыкальными фрагментами Основные образы – вычленение особенностей в музыкальных характеристиках и движениях. разучивание Закрепление, соединение музыкальных образов в единую канву. Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ   Тема: «Сыграем песню» муз.«Не обижайте муравья» Л.Абелян (синтез танца и песни), знакомство с музыкой   Самостоятельное нахождение выразительных средств передачи текста, мелодии Дидактическая игра «Юный хореограф» (полный вариант) Расширение кругозора в области танцевального искусство, видов танца и соответствующих им движений и перестроений Развивать мыслительную деятельность детей через использование различного моделирования движений, музыкального языка пьес виде наглядных пособий и дидактических игр. Помочь освоить точное выполнение танцевальных движений; - исполнять выразительно, точно отмечая изменение частей; - своевременно перестраиваться из различных положений; понимание различных видов моделей на перестроение. - точно начинать после вступления, четко вступать на каждую фразу; - точно выполнять хлопками и притопами ритмический рисунок; - исполнять танец изящно, непринужденно; - активизировать словарь, поддерживать заинтересованное отношение к музыкально-ритмическим движениям, стремление участвовать в этом виде деятельности     Создавать свою композицию из отдельных элементов русского народного танца; - передавать в развитии и взаимодействии характерные черты образа; мухи, паука, комара и т.д. рименять и сочетать знакомые элементы     Самостоятельно инсценировать содержание песни в движениях; - по-своему передавать характерные особенности персонажей, выраженные в музыке, не подражая   Осеннее развлечение Новогодний праздник   Весенний праздник   Праздник «Выпуск детей в школу»   Весенний праздник   Праздник «Выпуск детей в школу»       по 4 каждый месяц

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: