Познавательная деятельность и эмоции.




2.1 Влияние эмоций на познавательные процессы.

В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли «ведомого» процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упроченности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, чаще всего, взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения.

Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков советской психологии. В 1934 г. Л. С. Выготский писал «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». А.Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим или возможным ситуациям, к себе и к своей деятельности. О единстве аффективного и интеллектуального как существенной характеристики самих эмоций писал С.Л. Рубинштейн (1946), считавший, что эмоции как таковые обусловливают, прежде всего, динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень активации.

В.К. Вилюнас (1976, 1979, 1688) обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом:

- эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение;

- в зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции. Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т.п.). В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса—Додсона, согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности.

 

Заключение.

Таким образом, эмоции представляют собой свойственные каждому человеку психологические реакции на плохое и хорошее, это радости и тревоги, наслаждение и отчаяние, эмоции дают человеку способность к сопереживанию и переживанию, питают интерес к жизни, к окружающей действительности. Эмоции являются частью психологической деятельности, часть человеческого «я». В эмоциональных переживаниях находит отражение жизненная важность воздействующих на человека ситуаций и явлений. Другими словами, эмоции — это отражение в виде пристрастного переживания жизненного значения ситуаций и явлений. В целом, можно полагать, что все облегчающее или способствующее удовлетворению потребностей пробуждает позитивные эмоциональные переживания, и, напротив, все, что этому мешает, — негативные. Одной из важнейших функций эмоций является то, что они позволяют лучше ориентироваться в реальной действительности, оценивать явления и предметы с точки зрения их нежелательности или желательности, вредности или полезности. В своих поступках современному человеку зачастую приходится руководствоваться в основном не эмоциями, а рассудком, однако в большинстве жизненных ситуациях воздействие эмоций на поведение людей весьма значительно. А общее устремление к поддержанию у самого себя и у окружающих людей позитивного эмоционального состояния является залогом счастья, бодрости и здоровья. Следовательно, ключ к счастью и здоровью находятся в руках каждого человека. Чем бы ни занимался человек – всё вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Поэтому что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти объект или дело, полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается школьник или студент – контрольная работа. Эмоции проявляются, если при ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач не хватает времени. Сила эмоциональных переживаний зависит от личностной значимости выполняемой деятельности. Этим же фактором определяется и качественная специфика переживаний. Таким образом, развитие эмоций в деятельности происходит, прежде всего, за счет обогащения эмоционального опыта, качественных характеристик переживаемых эмоций и чувств.

 

 

Список литературы

1.Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 542 с. 2.Болотова А.К. Психология организации времени. – М: Аспект-Пресс, 2006. – 254 с. 3.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты.– СПб: Питер, 2006. – 404с. 4.Гершон Б.Б. Психология эмоций. – М., 2004. – 440 с. 5.Дружинин В. Психология. – СПб: Питер, 2001. – 656 с. 6.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2002. – 464 с. 7.Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М., Просвещение. – 154 с. 8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер. 2008. – 782 с. 9.Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореферат. – М., 1974. – 65 с. 10.Маклаков А. Общая психология. - М., 2005. – 785 с. 11.Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации // Психология. – 2008. №3. С. 23–27. 12.Мурачковский Н.В. Об особенностях некоторых мыслительных операций в условиях эмоциональной напряженности (эмоционального стресса) // Психология. – 2006г. №4, С. 25–28. 13.Ольшевская О. Роль и значение эмоций. – Мн., 1968. – 359 с. 14.Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М: ЧеРо, 1999.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: