Групповое профконсультирование




Лекция № 8

Тема: Профессиональное консультирование

План

Содержание работы профконсультанта

Схема профконсультирования

Профконсультирование в школе

Индивидуальное профконсультирование

Групповое профконсультирование

1. Содержание работы профконсультанта. Профконсультирование является специальной деятельностью по помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профессионального профиля, разобраться в которых и может помочь профконсультант. Немаловажное значение для профконсультанта имеет состояние психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен знать, что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности, к ним относят:

1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических методов, обоснованность выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать квалификацию, знакомиться с новыми разработками.

3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работе с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а её передача другим лицам производится лишь с разрешения консультируемого и только в его интересах.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия для активности и самостоятельности консультируемого в их решении.

6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к клиенту.

2. Схема профконсультирования. С основными принципами консультирования мы познакомились, теперь самое важное для дальнейшей работы – это составление схемы профконсультирования. Эта схема будет играть роль отправного механизма для психолога, который в свою очередь, будет вносить в нее изменения, непосредственно при консультировании, в зависимости от полученной информацией от клиента.

Схема профконсультирования может быть следующей:

1.Подготовительный этап. Задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о клиенте. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностики, продумывает стратегию.

2. Первый этап. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной компетенции профконсультанта, которая предполагает за собственным вербальным и невербальным поведением проведение диагностики состояния клиента.

По данным, собранным на первом этапе, консультант составляет себе представление о мотиве выбора профессии, склонностях клиента к определенной профессиональной деятельности.

2. Второй этап. Составление плана работы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения.

3.Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации, т. к. консультант объясняет, какой вид может иметь процесс консультирования: информационно-справочнаый, диагностико-рекомендательный, диагностико-корректирующый, формирующий.

4. Четвертый этап. На этом этапе профконсультант может применять психодиагностические методы: беседа, различные виды опроса, профориентационные игры, тренинги, тестирование и т.д. Самое главное – это наблюдение за высказыванием клиента о себе, за уровнем (степенью) его самооценки.

5. Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.

3. Профконсультирование в школе. Профконсультирование в школе должно носить развивающий характер. На наш взгляд, развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Проводить профконсультацию можно по следующей схеме:

1. Выявление интересов, склонностей и профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов профессий (упрощенный вид профессиограммы).

5. Анализ индивидуально-психологических особенностей школьника.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессии.

7. Уточнение профессии, разработка программы овладения профессией.

8. У старшеклассников есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе, и эту потребность необходимо удовлетворить.

Нужно помнить, что для одних достаточно двух-трех бесед и краткого диагностического обследования, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к нужному решению.

Поэтому необходимо проводить групповые профконсультации уже с 7-го класса; а начиная с 8-го класса - индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме или профтехучилище. В этом случае психологу необходимо проводить консультирование по профессиональным намерениям, а главное – способностям школьников. Консультант должен стремиться к тому, чтобы его диагностическое консультирование превратилось в диагностико-коррекционную работу, результатом которой станет переосмысление и правильное профессиональное самоопределение. Главное – нужно помнить, что последний этап работы профконсультанта – это активизация учащегося, сформирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных знаний о своих способностях и перспективах будущей профессии.

4. Индивидуальное профконсультирование. Профконсультирование характеризуется двумя основными признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная профессиональная консультация – это процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью помощи в решении проблем профессионального самоопределения. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

· интересующие профессии и способности, необходимые для работы по ним;

· предприятия и организации, где есть должности по конкретной профессии;

· возможности учебы и переобучения по различным специальностям;

· конъюнктура рынка труда;

· возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Предполагается использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, общего каталога профессий и в виде отдельных профессиограмм. А в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий". Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации: предметом диагностики в той или иной степени будет профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал интересоваться соответствующей профессиональной деятельностью. Только сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему сделать правильный выбор. В итоге ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент станет задумываться о своих личных качествах, своих способностях и о сложностях профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, получение рекомендаций консультанта. Консультант может дать рекомендации следующего плана:

· как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

· от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям (заике вряд ли подойдет профессия – логопед – !!вспомнить Фефекты фикции!!!)

· как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные, например, на тренировку памяти, пространственного ориентирования, коррекцию дикции и т.п. Консультант должен стремиться придать индивидуальной диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

5.Групповое профконсультирование. Групповой профконсультацией считается любая форма по профориентационной помощи и взаимодействию профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не типичны для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества населения, обращающегося в центры занятости, а также профориентационной работы с учащимися, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как для профессионального просвещения и информирования, так и для повышения уровня психологической компетентности в выборе профессии и поиска работы. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По виду (типу) консультации могут быть 1) справочно-информационными, 2) диагностическими, 3) медико-психологическими, 4) корректирующими, 5) развивающими, 6) формирующими. Традиционно в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: «Мир профессий » (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда); «Человек и профессия » (понятие профессии, специальности, должности; требования к профессии; «Характеристика слагаемых успешного выбора»; «Ошибки выбора профессии», «Выбор профессии – это мой выбор » и др.

Коротко о некоторых типах консультаций.

1) При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается продуктивно первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому важные понятия установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать другие формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную сторону групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию “из первых рук”.

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

2. Диагностическая групповая консультация предназначена для выполнения следующих задач: а) определение с формированности профессиональных планов клиента; б) выявление уровня информированности в профессиональной сфере; в) определение потребностно-мотивационной сферы консультируемых: их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; г) установление отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии разных профилей).

Однако возможности диагностики в групповой консультации ограничены. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые отвечают требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкциичеткими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление. Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15 человек.

Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получить ответы на следующие вопросы: осознанно ли выбрана профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он для данной профессии, соответствует ли она интересам и способностям, физическому и психическому состоянию консультируемого, поддерживает ли его окружение (родители, друзья) этот выбор.

В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я ", представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Такая консультация может затрагивать различные психологические стороны, связанные с профессиональной деятельностью. Для интересов, склонностей, мотивов выбора профессии в ходе групповой консультации используются известные методики: "Карта интересов", "Дифференциально-диагностический опрос" (ДДО), опрос профессиональной готовности (ОПГ).

5. Развивающая групповая консультация предусматривает применение определенных методов работы в группе. К ним относятся: имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.

Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что важно в юношеском возрасте, когда опыт еще невелик. Такая форма работы создает условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии. Для проведения игры подходят моделирующие профессии типа "человек – человек". От профконсультанта требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам. Раздаточный материал должен быть предназначен и хорошо распределен для активности или пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается связь участников с ведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические моменты способствовали, а какие мешали выполнению задачи.

Использование в групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к профессиональному выбору, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, мотивы поведения. Эффективным методом решения этих задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг.

Вместе с играми и упражнениями консультант может использовать развивающий потенциал диагностических методик, направленных на исследование познавательных свойств. Выбор конкретных развивающих методик зависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли свои эмоциональные переживания и поведение сравнить с переживаниями и поведением других участников, что способствует адекватной самооценке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: