В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в инфраструктурных отраслях, которые касаются того, что правительства передают во временное и долгосрочное пользование объекты общественной инфраструктуры частному бизнесу, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью[114]. Наиболее распространенной формой вовлечения частного бизнеса в развитие инфраструктуры являются концессии. По данным Международного банка реконструкции и развития, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на концессии приходится 66% заключаемых контрактов в сфере транспортной инфраструктуры, так же лидируют концессии в коммунальном хозяйстве [115].
Однако в нашей стране в реализации инфраструктурных проектов концессии используются крайне редко. Основными инициаторами инфраструктурных проектов в регионах РФ является либо органы государственной власти, реализующие масштабные общенациональные проекты (например, спортивные и другие объекты в рамках подготовки к XXII зимним Олимпийским играм в г. Сочи) либо органы государственной власти субъектов федерации с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Даже такие регионы, являясь не типичными для всей страны (13 из 85 субъектов РФ) могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты при значительном объеме ассигнований средств из федерального бюджета. Концессионные механизмы получили развитие в основном либо в тех регионах, которые являются экономически развитыми (донарами), либо в тех, где были созданы соответствующие условия для привлечения частных инвестиций.
На данный момент справедливо отмечают современные экономисты, считая, что интересы частного капитала высоко коррелирует с общественными интересами при наличии большого числа особых условий (наличие льгот, преференций, субсидий, гарантий со стороны государства и т.д.). При этом нужно указать на тот факт, что создание таких условий создает благоприятные факторы для заключения концессионных соглашений.
|
Таким образом, органам государственной власти необходимо сделать акцент на развитии инфраструктуры в каждом регионе, совершенствовать существующие системы привлечения капитала, с учетом специфики и возможностей каждого региона. Поэтому необходимо понять какие условия для привлечения частного капитала есть и используются в регионах, и какие именно условия необходимы для привлечения частных инвесторов в инфраструктурные проекты на основе концессионных соглашений.
Основные условия, которые используют регионы для привлечения частных инвестиций, в основном отражены в региональном законодательстве. В большей степени эти условия касаются финансовой поддержки через различные механизмы[116]. Так, на территории Владимирской области основным документом, регулирующим условия привлечения инвестиций, является закон Владимирской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» [117]. Согласно подобным законодательным актам на территории различных субъектов РФ инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты, предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах:
|
1) предоставление налоговых льгот, в том числе:
- снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет региона, до 13,5 процентов;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
2) предоставление государственных гарантий;
3) предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, в том числе:
- на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию одобренных инвестиционных проектов;
- на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с целью создания инфраструктуры по одобренным инвестиционным проектам;
- на компенсацию затрат на уплату налогов инвесторам, реализующим стратегические инвестиционные проекты;
4) предоставление бюджетных инвестиций;
5) предоставление бюджетных кредитов.
Среди перечисленных мер финансовой поддержки инвестиционной деятельности в большинстве регионов РФ, основную роль играют предоставление налоговых льгот и субсидирование процентных ставок.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на основе анализа действующих механизмов и режимов льготного налогообложения в субъектах РФ представлена в табл. 2.
Таблица 2