Социальная инфраструктура.




Содержание категории социальная сфера в научных источниках сводиться к следующему: социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий и организаций, непосредственным образом определяющих образ и уровень жизни людей их благосостояние и потребление.

Выделяют:

1.социально-трудовую сферу- область действия отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса; отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода;

2. социально-культурную сферу- совокупность отраслей нематериального производства и услуг, к которой относятся сфера бытовых услуг, наука, культура, образование. По аналогии можно выделить социально-спортивную сферу (спорт, туризм), социально-оздоровительную сферу (здоровье и отдых) и т. д.

Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является улучшение социально-бытовых условий населения территории.

Роль социальной инфраструктуры в развитии территорий состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их на определенной территории, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в создании условий для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей, как работников предприятий, так и членов их семей. Социальная инфраструктура формирует в пределах территории жизненную сферу, условия демографического и социального воспроизводства[125].

Социальная инфраструктура имеет свои особенности:

1) Об инфраструктуре можно говорить как об интегральном комплексе, представленном в качестве собирательного блока, включающего низовые звенья разнородных отраслей, производств и видов деятельности, связь между которыми осуществляется преимущественно на основе функционального разделения труда;

2) Объекты социальной инфраструктуры создаются как за счет ресурсов производственных предприятий, денежных средств населения, так и за счет эффективного использования государственных инвестиций на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, школ, домов культуры, поликлиник и др.;

3) Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но обеспечивают предпосылки для нормального развития сельскохозяйственного производства.

4) Социальная инфраструктура ориентирована не на специализированного отраслевого потребителя (как это наблюдается в промышленности, строительстве), а на территориального, в роли которого выступает население региона, района, города, поселка, то есть определенная социально-территориальная общность людей;

5) Объекты социальной инфраструктуры в различных территориях обладают различной степенью развитости и оснащенности материально-техническими средствами, некоторые объекты рассредоточены по территории, что затрудняет эффективное их использование, так как существует тесная зависимость от местных субъектов хозяйствования[126].

Учитывая эти особенности социальной инфраструктуры, следует отметить, что в регионах наблюдается дифференциация территорий по степени развития производственной и социальной инфраструктуры. Так проводя исследование муниципальных образований Владимирской области, следует отметить следующие показатели развития производственной и социальной инфраструктуры.

 

Показатель Индикаторы
Уровень развития производственной инфраструктуры - плотность автомобильных дорог с твердым покрытием; - плотность железных дорог
Уровень развития социальной инфраструктуры: -жилищная обеспеченность - уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений (м2 на 1 человека); - уровень благоустройства жилищного фонда (водоснабжением, в том числе горячим, водоотведением, теплоснабжением, газоснабжением); - доля ветхого и аварийного фонда в жилищном фонде (% в общей площади всего фонда); - ввод в действие жилых домов (м2 на 1 000 жителей в год).
-обеспеченность образовательными учреждениями - количество мест в дошкольных организациях, приходящееся на 1 000 жителей, количество мест в дошкольных организациях, приходящееся на 100 нуждающихся в них детей; - количество учащихся дневных общеобразовательных школ, в том числе классов, групп, учебно-консультационных пунктов для работающей молодежи (вечернее обучение), приходящихся на 1 000 жителей; - количество учащихся учреждений начального профессионального образования, приходящихся на 1 000 жителей; - количество учащихся учреждений среднего профессионального образования, приходящихся на 1 000 жителей; - количество учащихся учреждений высшего профессионального образования, приходящихся на 1 000 жителей;  
Уровень обеспеченности населения учреждениями здравоохранения - количества больничных коек в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, приходящегося на 10 000 жителей; - количества посещений в смену в амбулаторно-поликлинических учреждениях, приходящегося на 10 000 жителей.  
Уровень обеспеченности населения учреждениями культуры, досуга, развлечений и спорта -обеспеченность населения библиотечным фондом (количество экземпляров хранения, приходящееся на 1 жителя); - обеспеченности населения дворцами и домами культуры и сельскими клубами (количество мест в зрительских залах, приходящееся на 1 000 жителей); - количества музеев на 1 000 жителей; - количество детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, хореографии и других внешкольных учреждений; - количество городских парков культуры и отдыха - количество спортивных сооружений: стадионов с трибунами, плоскостных спортивных сооружений, спортивных залов и плавательных бассейнов; - численность детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.  

 

Наиболее высокие показатели инфраструктурной обустроенности отмечаются в областном центре (г, Владимир).

По сочетанию перечисленных выше факторов среди городских округов лучшим оказался Владимир, худшим – Гусь-Хрустальный. Муниципальные районы Владимирской области при сравнении указанных факторов получили следующие оценки:

- высокая – Александровский и Кольчугинский районы;

- выше средней – Собинский, Вязниковский, Киржачский и Петушинский районы;

- средняя – Суздальский, Гороховецкий, Юрьев-Польский и Селивановский районы;

- ниже средней – Меленковский, Судогодский и Камешковский районы;

- низкая – Гусь-Хрустальный, Ковровский и Муромский районы.

Следует отметить, что жилищная обеспеченность в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах значительно отличается. Все городские округа имеют обеспеченность общей площадью жилых помещений ниже средней по Владимирской области (25,1 м2/чел.), при этом самый низкий показатель обеспеченности общей площадью жилых помещений по состоянию на 01.01.2012 имеет город Владимир (23,2 м2/чел.), самый высокий – город Ковров (23,6 м2/чел.). В муниципальных районах самый высокий уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений имеет Гороховецкий район (32,7 м2/чел.), самый низкий – Ковровский район (23,7 м2/чел.).

Во Владимирской области достаточно развита инженерная инфраструктура. Хозяйственно-питьевое водоснабжение Владимирской области осуществляется из подземных и поверхностных водных источников. Часть населенных пунктов обеспечивается водой полностью или частично из поверхностных источников (города Владимир, Вязники, поселки Боголюбово, Оргтруд, Лесной, Сокол, Садовый, Нововязники и Галицы). Остальные населенные пункты обеспечиваются водой из подземных источников водоснабжения.

В целом по области жилищный фонд оборудован водопроводом на 78,1 %, в том числе централизованным – на 74 %. При этом необходимо отметить неравномерность оборудования жилищного фонда водопроводом в различных муниципальных образованиях (от 34,5 до 95,7 %). Обеспеченность жителей области питьевой водой из централизованных источников водоснабжения остается достаточно низкой, особенно в сельской местности.

Жилищный фонд региона оборудован канализацией на 72,8 %, в том числе централизованной – на 68.0 %. Обеспеченность различных муниципальных образований сетями канализации также имеет резкие различия (от 29,2 до 95,7 %). Основной проблемой водоотведения является сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод (около 95 %) в водные объекты и на рельеф местности, который является водосборной площадью ближайшего водного объекта, что служит основным источником антропогенной и техногенной нагрузки на водные экосистемы региона. В населенных пунктах Владимирской области практически отсутствуют системы дождевой канализации. В некоторых городах (Владимир, Ковров, Муром, Радужный) имеются коллекторы по отдельным улицам с выпуском стоков на рельеф или в водные объекты.

Электроснабжение потребителей Владимирской области обеспечивает электросетевой комплекс региона (сети 110-35-10-6 кВ и ниже), а также магистральные электрические сети напряжением 220 кВ и выше. В целом баланс энергосистемы области является дефицитным как по мощности, так и по электроэнергии. Покрытие дефицита мощности и электроэнергии осуществляется по магистральным сетям напряжением 220 кВ и выше ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»). Основным направлением работы ОАО «ФСК ЕЭС» на расчетный срок по Владимирской области определена комплексная реконструкция и техническое перевооружение узловых подстанций, а также модернизация оборудования трансформаторных подстанций уровня 750-220 кВ, реконструкция и новое строительство линий электропередачи магистрального значения, усовершенствование и развитие сетевого комплекса Единой национальной (общероссийской) электрической сети.

На перспективу теплоснабжение многоэтажной застройки предусматривается, как правило, централизованным. Теплоснабжение индивидуальной жилой застройки и потребителей, удаленных от трасс теплосетей планируется осуществлять от индивидуальных отопительных систем, работающих преимущественно на природном газе.

Уровень газификации Владимирской области природным газом в настоящее время составляет 69 %, в том числе в городских округах и городских поселениях – 83%. К населенным пунктам, обеспеченным природным газом около 100 %, относятся городские округа: Ковров, Муром, городские поселения: Александров, Гороховец, Камешково, Кольчугино, Суздаль. Недостаточно обеспечены природным газом городские поселения Судогда, Красная Горбатка, Меленки. Газификация сельской местности природным газом находится на низком уровне – около 25 %.

Владимирская область располагает высокоразвитой сетью связи, в том числе подвижной (сотовой). При этом необходимо отметить проблему обеспечения части сельского населения информационными услугами. На перспективу развитие электрической связи должно быть направлено на реконструкцию и расширение существующей сети на базе современного цифрового оборудования (сети мобильной связи четвертого поколения (4G), цифровая радиосвязь, цифровой формат телерадиовещания и др.).

Необходимо выравнивание качества проживания населения всех муниципальных образований области. При этом с учетом демографической ситуации следует обеспечить резерв территорий для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и осуществлять развитие застроенных территорий в пределах границ городских округов и поселений.

В части городских округов и поселений Владимирской области недостаточно развита сеть учреждений физкультуры и спорта, в частности плоскостных спортивных сооружений, спортивных залов и плавательных бассейнов. Необходимо также предусмотреть строительство спортивных баз, трасс в целях развития зимних видов спорта (биатлон, лыжные гонки)(городские округа: Владимир, Муром, Гусь-Хрустальный, муниципальные районы: Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Кольчугин-ский, Меленковский, Муромский, Селивановский, Судогодский, Суздальский, Юрьев-Польский).

Необходимо также предусмотреть объекты торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, административно-деловые и хозяйственные учреждения, необходимые для обслуживания населения области.

Выводы по разделу 4.

1. Наиболее значимыми факторами развития хозяйственной территории исследователи выделяют плотность населения, размещение производительных сил и инфраструктурную обустроенность территории.

2. Под инфраструктурой следует рассматривать вспомогательную, как бы обособленную от основной производственной деятельности систему, предоставляющую услуги и блага участникам основного производства, при помощи которых обеспечивается неразрывность процесса общественного воспроизводства и устойчивость жизнедеятельности индивидов.

3. Развитые элементы инфраструктуры (транспорт, связь, энерго-, тепло- и водоснабжение и др.) способствуют тому, что территория региона может быть связана в единое экономическое пространство и более пропорционально осваиваться. Посредством развития инфраструктуры связываются промышленные, рекреационные зоны, обеспечиваются комфортные условия проживания населения конкретной территории, осуществляется четкое управление территориальными комплексами и системами.

4. Неудовлетворительное во многом состояние элементов инфраструктуры России вызвано неадекватной социально-экономической политикой России, что в настоящее время требует разработки и реализации широких программ и проектов по развитию инфраструктуры на уровне государства, региональных и местных властей и повышения заинтересованности участия в реализации инфраструктурных проектов частных структур.

Вопросы.

1. Перечислите основные элементы, характеризующие регион, как территорию хозяйственного типа?

2. Что означают понятие инфраструктура и региональная инфраструктура?

3. Назовите основные функции, которые выполняет инфраструктура в экономике.

4. Охарактеризуйте состояние производственной и социальной инфраструктуры в России.

5. Какие направления развития инфраструктуры требует значительного внимания со стороны государства?

6. Какую роль выполняет социальная инфраструктура?

7. Каково значение инфраструктуры в экономическом росте страны?

8. С помощью каких инструментов и механизмов на данный момент времени возможно ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры?

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

2. Федеральный закон от 02.07.2010 № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г., 17 июля, 22 сентября, 27 декабря 2009 г., 3 ноября, 13 декабря 2010 г., 7 февраля 2011 г.)

4. Закон Владимирской области от 02.09.2002 № 90-ОЗ (ред. от 13.05.2013) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области».

5. Закон Владимирской области от 12 августа 2013 г. № 82-ОЗ «Об инвестиционном фонде Владимирской области» (принят Законодательным Собранием Владимирской области 31 июля 2013 г.)

6. Закон Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области».

7. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 18.09.2013 N 1046 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 20.05.2013 N 560 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы" (вместе с "Государственной программой Владимирской области "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы")

8. Постановление Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области"

Постановление Губернатора Владимирской области от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении государственной программы «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014-2015 годы»

10. Постановление Губернатора Владимирской области от 11 июля 2012 г. № 765 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Развитие инфраструктуры воздушного транспорта во Владимирской области в 2014–2016 годах»

11. Постановление Правительства Калининградской области от 12.04.2006 № 222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду».

12. Постановление администрации г. Владимира от 30.12.2011 № 4360 «Об условиях концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства»;

13. Решение Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2011 № 239 «О заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого и теплосетевого хозяйства, без проведения конкурса».

14. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития / под. ред. Бабаева Б.Д. Монография. – Иваново: ПресСто, 2013. – 174 с.

15. Андреева О.Р., Берендеева А.Б. Социальная инфраструктура в системе устойчивого развития села и сельской экономики // Экономика образования. 2011 г.- № 5.- С. 139-142.

16. Баженов А.В. Использование механизма ГЧП как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры / Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы. URL: https://www.ebrd.com/downloads/legal/concessions/framewk.pdf. C. 24–32.

17. Бабаев Б.Д., Борисов В.В., Орлов В.В., Чекмарев В.В. Об актуальности государственно-частного партнерства // Экономика образования. 2011 г.- № 5.- С. 9.

18. Бабаев Б.Д. Тишина В.Н. О концентрации сбережений общества финансово-кредитными структурами и организация их перетока в реальный сектор: теоретико-методологические аспекты // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2012 г. -№6. – с.18-22

19. Болгов И.В. Инфраструктура предприятий сервиса: учебник И.В. Болгов, А.П. Агарков.-М.: Академия, Высшее образование, 2007 г. - 288с.

20. Захарова Ж.А. О необходимости привлечения инвестиций в инфраструктуру региона на основе механизмов государственно-частного партнерства (статья)Сборник научных трудов «Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики» под ред. Б.Д. Бабаева, Е.Е. Николаевой Изд-во «Ивановский государственный университет», г. Иваново, 2013 г., выпуск 5(21)

21. Захарова Ж.А. Шаломенцева Е.Г. Проблемы реализации концессионных соглашений в сфере управления муниципальным имуществом (статья) // Журнал«Динамика сложных систем» 2012 г. - Владимир Изд-во «Сайнс-пресс»,№4, т. 5. 2011. – 99 с., с.12-17

22. Захарова Ж.А. Привлечение инвестиций в инфраструктуру региона: механизм концессионных соглашений (монография) - Владимир: Изд-во Владимирского филиала РАНХ и ГС, 2014. – 175 с.,

23. Захарова Ж.А. Оптимизация условий для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014 г.- 22(349) июнь. - с.49-56

24. Захарова Ж.А. Система управления муниципальным имуществом предприятий коммунального комплекса на основе концессии (монография) РАНХиГС 2012 г. - Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», Владимирский филиал РАНХиГС 2012. – 144 с.

25. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка: учебник. - М.:ПРИОР, 2001.- 256 с.,

26. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 120 с.

27. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., ООО «МИЦ», 2010 г.,

28. Кабашкин В.А. Риски как объект управления для администраций регионов в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства // «Проектное финансирование – International and russian project finance» № 6 (006) 2010, с. 13-28 URL: https://www.anspa.ru/files/project_finance_006.pdf

29. Казаков С.В. Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.- 309 с.

30. Ключевые проблемы развития хозяйственной территории депрессивного типа (по материалам Ивановской области / [Бабаев Б.Д. и др.] ФГБОУ ВПО «Иван. Гос. Ун-т», Науч.-исслед. Центр регион. Развития, Науч.-образоват. Центр «Теоретические и прикладные проблемы многоуровнего общественного воспроизводства» Под общей ред. Б.Д. Бабаева. – Иваново: ПресСто, 2014.- 212 с.

31. Кондратьев В. Б. Инфраструктура как фактор экономического роста https://www.perspektivy.info

32. Коваль И. ГЧП - не самоцель, а инструмент социально-экономической политики URL:https://businessofrussia.com/июнь/item/236-igor-koval.html

33. Косинова Н.Н., Савченко Д.А. Использование механизма государственно-частного партнерства в реализации промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. С. 47–51.

34. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник. - Москва.: Экономика, 2013.-495 с. – с.366

35. Лившиц В.Н., Тищенко Т.И., Фролова М, П. Двадцать лет хозяйственной реформы России и необходимость изменения государственной экономической политики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-2012 г. -№6. – с.141-147

36. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 400 с.

37. Макаров И.Н. Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики // Креативная экономика. - 2012 г.- №5.- с.50-54.

38. Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогноз роста экономики России в 2014 году до 2% с 3%, прогнозировавшихся им в октябре, говорится в обновленном обзоре мировой экономики (World Economic Outlook Update, WEO). МВФ также ухудшил и прогноз роста российской экономики на 2015 года с 3,5% до 2,5%.

39. Народное хозяйство СССР (статистический ежегодник). Капитальное строительство https://istmat.info/node/493

40. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”) // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489

41. Социальные аспекты инновационного развития регионов: науч. изд. науч. ред. О.А. Хасбулатова, А.Б. Берендеева.- Иваново: Иван. гос. университет, 2013 г. – 332 с.

42. Шарипова Е. Аналитические материалы Внешэкономбанка Как запустить конвейер долгосрочных инвестиций в инфраструктуру? Роль институциональных инвесторов.16 июля 2013 г. URL: https://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/FINAL%20DOKLAD2-A4.pdf

43. Щербанин Ю..А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние URL: https://www.eabr.org/general/upload/docs/publication/magazine/no3_2011/n3_2011_6.pdf

44. Russia’s Infrastructure at the Crossroad – The Key to Modernization. USRBC White Paper. Wash. DC 2010. URL: https://www.pwc.co.uk/assets/pdf/8414-russia-and-cis-insights-optimised-final.pdf

45. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ URL:https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096774766

 

 

Раздел 5. Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование регионального развития.

В настоящее время на всех уровнях власти в Российской Федерации идет активный поиск форм и методов преодоления последствий глобального финансового кризиса, подъема экономики и других сфер жизнедеятельности. Глубина кризисных явлений и масштабность задач по выводу страны и регионов на современные социальные и научно-технические показатели требуют долгосрочных горизонтов предвидения, регулирования и управления. Одними из методов достижения целей выступают разработка и реализация прогнозов, а также долгосрочных стратегий социально-экономического развития, направленных на модернизацию и создание новых производств, способных в условиях глобализации быть конкурентными, обеспечивать устойчивые темпы развития по определяющим параметрам. Только эффективно работающая экономика позволит реализовать цели реформ, обеспечить социальную защиту населения и гарантии, закрепленные в Конституции РФ.

Процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса региона является целенаправленным и длительным по времени. Эволюционный путь развития не всегда приводит к желаемым результатам и может быть весьма затратным по ресурсам. В связи с этим актуальными становятся задачи совершенствования прогнозирования и стратегического управления социально-экономическими процессами в регионе, разработки механизмов его вывода на параметры устойчивого развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: