Оформление контрольной работы.
Контрольная работа выполняется способом компьютерного набора на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) в соответствии с общими требованиями к текстовым документам по ГОСТ 2.105, 2.106. Текст выполняют с помощью текстовых редакторов через полуторный интервал шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14 пт. Разрешается использовать возможности акцентирования внимания: курсив, разрядка букв.
Работа должна быть выполнена грамотно, не содержать грамматических и синтаксических ошибок, шрифт печати должен быть чётким. Требуется, чтобы плотность текста работы была одинаковой.
Необходимо соблюдать следующие размеры полей: правое поле – 10 мм, верхнее и нижнее поля – 20 мм, левое поле – 25 мм.
Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию. Страницей под номером 1 считается титульный лист (на нём номер страницы не проставляется). На странице под номером 2 размещается курсовое задание, на 3-й странице – календарный план, на странице 4-ой – отзыв руководителя, на странице 5-ой – содержание, а введение начинается со страницы под номером 6 (или под номером 7 – если содержание занимает две страницы). В работе должны быть пронумерованы все страницы, включая список использованных источников и приложения.
Наименование структурных частей работы, а именно: «Содержание», «Введение», заголовки разделов, «Заключение», «Список использованных источников», печатаются симметрично, заглавными (прописными)буквами без точки в конце.
Заголовки подразделов печатаются с абзаца (5 интервалов) строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту курсовой работы и равняться 5 знакам. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно составлять не менее 2 строк. Переносы слов в заголовках не допускаются. Подчеркивать заголовки не нужно. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце; номер подраздела состоит из номера раздела с точкой и номера подраздела, например, «2.3.». В конце работы после списка фактически использованной литературы следует поставить дату окончания выполнения работы и подпись исполнителя.
|
Надлежащим образом оформленная работа (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1;2) сдаётся в деканат для регистрации и дальнейшей проверки преподавателем.
Задания для магистров
ЗАДАНИЕ 1
1. Теоретический вопрос Постмодернизм в криминологической науке.
2. Задача: Изучите данные в заявлениях о совершенных преступлениях в Луганской Народной Республике за 2018 год (данные собраны социологами в % к реально совершенным преступлениям):
а) кражи со взломом — 56,5%;
б) грабежи — 48,5%;
в) кражи личного имущества — 56,4%;
г) половые преступления — 56,5%;
д) нападения и угрозы нападения — 58,3%.
2. Запишите процент латентности по каждому из указанных видов преступлений.
3. Постройте диаграмму по каждому из указанных видов преступлений.
3. Тесты:
1. Криминология - это социально-правовая и прикладная наука:
А) Естественная наука.
Б) Система правовых норм.
В) Исторически переходное явление.
Г) Не наука.
2. Предмет криминологии:
А) Способы, с помощью которых раскрываются закономерности изучаемых явлений.
|
Б) Преступность, личность преступника, причины и условия преступности, меры предупреждения.
В) Квалификация преступления.
Г) Система государственных и общественных мер.
3. Криминология как наука сформировалась:
А) В 17 веке
Б) В первой половине 18 века
В) В первой половине 19 века
Г) Во второй половине 19 века
4. В составе какой науки находилась криминология до образования ее как самостоятельной науки (теория криминологов США):
А) Криминалистики
Б) Уголовного права
В) Социологии
Г) Философии
5. Объект криминологии:
А) Принципы и условия преступности
Б) Общественные отношения, связанные с преступностью и др. правонарушениями
В) Личность преступника
Г) Профилактика и предупреждение преступности
6. Кто является основоположником антропологических исследований в криминологии
А) Аристотель
Б) Галль
В) Платон
Г) Энгельс
7. Особенная часть криминологии включает:
А) Элементы предмета криминологии применительно к родам, видам, группам преступлений
Б) Особенности и методы квалификации преступлений
В) Характеристику преступности и меры борьбы с ней
Г) Программы и этапы криминологических исследований
8. Задачи науки криминологии - это:
А) Изучение личности преступника, изучение и всесторонний анализ опыта мирового развития, изучение конкретного преступления, научное прогнозирование
Б) Анализ объективных противоречий общества, практическое и научное обеспечение неотвратимости наказания
В) Изучение мотиваций преступления, ведение учета преступлений, правовая квалификация существенных явлений
Г) Все сказанное верно
|
9. Основными элементами криминологии являются:
А) Предупреждение профилактика преступности, методика расследования преступлений, личность преступника, личность жертвы
Б) Преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение или профилактика преступности
В) Личность жертвы, личность преступника, предупреждение и профилактика преступности, преступность
Г) Личность преступника, преступность, личность жертвы, причины и условия преступности
10. Наиболее тесно криминология связана с такими неюридическими науками, как:
А) Психология
Б) Социология
В) Статистика
Г) Все ответы верны
11. Система курса криминологии делится на:
А) четыре элемента, составляющих предмет криминологии
Б) общую и особенную часть
В) методики разрабатываемые по предупреждению преступности
Г) признаки характеризующие личность преступника
12. Динамический метод в криминологии применяется:
А) философское осмысление системности мира
Б) выяснение причин преступности
В) изучение закономерностей развития преступности
Г) изучение личности
13. Методика в криминологии:
А) научное обеспечение предупреждения преступности
Б) комплекс показателей, характеризующих состояние преступности
В) совокупность приемов, способов, методов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника, о мерах борьбы с преступностью
Г) организация криминологических исследований и прогнозирование
14. Характерная черта методики криминологии:
А) проведение экспертиз
Б) эффективность
В) субъективизм
Г) междисциплинарный и комплексный характер
15. Методология криминологического учения базируется на использовании:
А) логического учения
Б) диалектико-материалистического учения
В) психологического
Г) социологического учения
16. Анкета, применяемая для сбора криминологически значимой информации состоит из:
А) вводной, основной, заключительной части
Б) вводной, статусной, основной, заключительной части
В) вводной, описательной, основной, заключительной части
Г) вводной, статусной, основной, описательной части
17. Преступность в криминологии - это:
А) "болезнь духа"
Б) деяние, которое запрещено законом
В) массовое, социальное явление уголовно-правового характера, которое слагается из всей совокупности преступлений
Г) негативное явление
18. Понятие латентности:
А) количество преступлений, не отраженных официальной статистике
Б) совокупность деяний, не зарегистрированных правоохранительными органами
В) совокупность зарегистрированных правоохранительными органами преступлений
Г) совокупность всех совершенных преступлений
19. Скрытая (естественная) латентность:
А) преступления, которые не известны правоохранительным органам
Б) преступления, прекращенные за отсутствием состава преступления
В) преступления, по которым постановлены обвинительные приговоры
Г) преступления, совершенные в условиях не очевидности
20. Причины латентности:
А) нежелание потерпевших обращаться к правосудию
Б) запугивание очевидцев, их подкуп
В) уничтожение доказательств
Г) все верно
21. Состояние преступности - это:
А) совокупность зарегистрированных преступлений
Б) основной показатель преступности
В) социальное явление
Г) уголовно-правовое явление
22. Структура преступности - это
А) изменение всех показателей преступности за промежуток времени
Б) соотношение преступности и групп преступлений
В) порядок расположения характерных элементов мало изменяющихся во времени
Г) индекс преступности
23. Исторически изменчивое социальное явление, имеющее уголовно-правовой характер, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени:
А) динамика преступности
Б) предмет криминологии
В) преступность
Г) латентная преступность
23. Число совершенных, зарегистрированных в течение определенного периода на определенной территории преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения, достигших 14 лет, называют:
А) структурной преступностью
Б) динамикой преступности
В) уровень или коэффициент преступности
Г) индексом латентной преступности
24. Латентная преступность подразделяется на:
А) естественную и искусственную
Б) естественную, искусственную и латентность пограничных ситуаций
В) скрытую, скрываемую и нераскрытую
Г) естественную, искусственную и нескрытую
25. Криминология изучает личность преступника для того, чтобы:
А) выяснить, какие характерные черты и свойства той или иной личности формируют общественное, преступное поведение
Б) выработать меры по профилактике и предупреждению преступных проявлений
В) понять мотив преступного поведения
Г) все верно
ЗАДАНИЕ 2
1. Теоретический вопрос: Преступность как общественная проблема и значение науки криминологии.
2. Задача: Гр. Орлов, являясь членом общества охотников и рыболовов, имел в своем владении охотничьи ружья: гладкоствольные «Зауэр», ИЖ – 54 и полуавтоматический нарезной карабин «Вепрь». Вернувшись примерно в 20 час. 30 мин., 10 августа 2019 г., с охоты домой, Орлов предупредил жену о том, что он некоторое время собирается отдохнуть и ушел спать. Однако, жена, посчитав, что Орлову, прежде чем отдыхать необходимо сделать несколько неотложных дел разбудила мужа и стала настойчиво требовать помочь ей по дому. На почве этого, Орлов в результате возникшего скандала с женой схватил еще не разобранное охотничье ружье и произвел выстрел в жену. В результате жена получила тяжелое огнестрельное ранение картечью грудной клетки и легких. После длительного лечения (были удалены правая грудь и часть легкого) она была признана инвалидом I группы. Орлов был задержан органами милиции. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 119 УК ЛНР следователь установил, что в семье Орловых в течение последних пяти лет очень часто возникали ссоры и скандалы между супругами на почве частого употребления Орловым спиртных напитков, чрезмерным его увлечением охотой и рыбалкой, отказом помогать в хозяйстве жене, самоустранением от воспитания детей. Опрошенные соседи подтвердили факты частых скандалов в семье Орловых и сообщили, что им неоднократно приходилось вызывать наряд милиции, т.к. такие скандалы длились довольно долго, были очень бурными и беспокоили в ночное время. Сам Орлов на следствии показал, что действительно в последние время у них с женой семейная жизнь не складывалась из-за несовместимости жизненных интересов. Он подозревал, что жена в его отсутствие стала изменять с другими мужчинами, настроила против него детей. Убивать жену Орлов не хотел, только «пугнуть», однако забыл, что в стволе оставался после охоты патрон.
1. К какому типу насильственных преступников относится Орлов?
2. Охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления?
Предложите комплекс профилактических мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.
3. Тесты:
1. К социально-демографическим свойствам личности преступника относятся:
А) возраст
Б) семейное положение
В) место жительства
Г) все ответы верны
2. Какие из перечисленных типов преступника выделяют в криминологии:
А) злостные
Б) случайные
В) неустойчивые
Г) все перечисленное
3. Личность преступника в криминологии изучается с целью:
А) разработка методов анализа состояния преступности
Б) решение теоретических проблем криминологии
В) профилактики преступлений
Г) все сказанное
4. Криминологическое исследование личности преступника начинается с момента:
А) признание преступления
Б) признание лица виновным в совершении
В) возникновение преступного замысла
Г) наличие совершения преступления не имеет значения, т.к. криминология изучает преступников в рамках «частичного» детерминизма.
5. Ситуационный преступник - это
А) лицо, впервые совершившее преступление
Б) лицо, совершившее преступление в сложившейся ситуации
В) лицо, совершившее служебно-корыстное преступление
Г) лицо, впервые совершившее тяжкое преступление
6. Какие из перечисленных причин криминологии относят к природным:
А) объективные
Б) городские
В) региональные
Г) сельские
7. Виктимология - это:
А) наука о раскрытии преступления
Б) учение о правосознание
В) учение о жертве
Г) наука об общественной безопасности
8. Явления, формирующие причину совершения преступности и создающие возможность ее действия, называют:
А) условиями преступности
Б) конкретной жизненной ситуацией
В) отрицательным комплексом личности
Г) экономическими детерминантами
9. Суть социально-биологического направления криминологии:
А) источник преступности - социальное неравенство
Б) отсутствие между людьми социальной слаженности
В) причины преступного поведения - отсутствие сдержек
Г) поведение преступников обусловлено биологически
10. Криминогенные детерминанты - это:
А) целостная совокупность взаимосвязанных социально-значимых свойств человека
Б) комплекс показателей, характеризующих состояние преступности
В) система негативных социальных явлений и процессов
Г) система негативных ценностных ориентаций
11. Полная причина преступности - это:
А) совокупность специфических причин
Б) система условий совершения преступления
В) система прогнозирования
Г) система всех явлений и процессов, которые порождают или приводят к наступлению следствия
12. Условия конкретного преступления - это:
А) комплекс показателей, характеризующих состояние преступности и ее динамику
Б) приоритетная, осознанная и оцененная как подлежащая удовлетворению потребность
В) явление и процессы, которые способствовали совершению преступления
Г) целостная совокупность взаимосвязанных социально-значимых свойств человека
13. Мотивация преступного деяния - это:
А) условия, созданные самим виновным лицом
Б) злоупотребление алкоголизмом и моральная распущенность
В) система мотивов, побудитель к преступлению, его регулятор
Г) определенный комплекс объективно существующих обстоятельств - ситуаций
14. Субъекты профилактики преступности:
А) трудовые коллективы
Б) отдельные граждане
В) государственные органы
Г) все сказанное
15. По объему предупредительная работа осуществляется:
А) в рамках отдельных социальных групп
Б) в масштабах всего общество
В) в плане индивидуальной профилактики
Г) все верно
16. К экономическим мерам предупреждения преступности относятся:
А) повышение материального уровня жизни людей
Б) лишение премии и применении других экономических санкций для воздействия на правонарушителя
В) улучшение условий труда и быта
Г) совершенствование деятельности государственного аппарата
17. Сроки криминологических прогнозов:
А) годовые
Б) среднесрочные
В) однодневные
Г) полугодовые
18. Экстраполирование - это:
А) ограничение негативного влияния
Б) формирование статистических рядов
В) прогнозирование прошлых и настоящих тенденций развития преступности на будущее
Г) учение о жертве
19. Классификация мер профилактики по объему:
А) идеологические, материальные, социальные
Б) общие, особенные и индивидуальные
В) демографические, политические, правовые
Г) общегосударственные, региональные, частные
20. Прогноз - это:
А) мнение, излагаемое по определенному вопросу группой экспертов
Б) выявление причин и условий конкретного правонарушения
В) вывод о возможности наступления тех или иных процессов в будущем
Г) программно-целевой подход к профилактике преступности
21. Назначение прогнозирования:
А) формирование целей и задач борьбы с преступностью
Б) планирование деятельности по борьбе с преступностью
В) ослабление негативных явлений, предполагаемых в будущем
Г) стимулирование позитивных тенденций преступности
22. Методами криминологического прогноза являются:
А) метод варьирования показателей преступности, нормативный прогноз
Б) экстраполирование, экспертная оценка, моделирование
В) метод средних величин, метод оптимизации управления
Г) факторный метод, метод прогнозирования, метод абсолютных величин
23. Экспертные оценки - это
А) мера предупреждения преступности
Б) мнение, излагаемое по определенному вопросу группой экспертов
В) раздел правовой статистики
Г) социологический метод исследования преступности
24. Предмет предупреждения преступлений - это:
А) организационные вопросы
Б) виды, формы, уровни, личность преступника
В) правовые вопросы
Г) научно-управляемый процесс
25. Социальные последствия преступности делятся на
А) Материальные и нематериальные
Б) Восполнимые и невосполнимые
В) Выявленной преступности и латентной преступности
Г) Все верно
ЗАДАНИЕ 3
1. Теоретический вопрос: Перспективы развития социологической концепции «включения/исключения».
2. Задача: Изучите фабулу следующего преступления:
Органами предварительного следствия Чернов был обвинен в том, что он, будучи директором ТОО “ЧИП”, зарегистрированного 24 февраля 2016 года, с 01 июня 2016 года по март 2017 года, осуществляя хозяйственную деятельность путем закупки мясопродуктов в ТОО “Луганский мясокомбинат” и их реализации в торговых точках г. Луганска и на предприятиях, а также непосредственно населению, не отражал в документах финансово-хозяйственные операции и представлял в налоговую инспекцию г. Луганска заведомо ложные сведения о том, что ТОО “ЧИП” никакой деятельности не вело, в результате чего умышленно сокрыл полученный за указанный период доход в 2016 году на 9104811 рублей и сокрыл налоги на 4067211 рублей, т. е. на 411,2 минимальных размеров оплаты труда; за 2017 год сократил доход ТОО “ЧИП” на 2830951 рубль и сократил налоги на 1076473 рубля, т. е. на 59,99 минимальных размеров оплаты труда.
Луганский городской суд 01 марта 2018 года в открытом судебном заседании, проверив собранные по делу доказательства, установил вину Чернова в том, что он совершил сокрытие полученных доходов ТОО “ЧИП” в крупных размерах, и квалифицировал его действия по ст. 195 УК ЛНР.
2. Проанализируйте по данной фабуле механизм преступного поведения Чернова по следующим позициям:
а) Личность преступника; б) Время совершения преступления; в) Пространство (место совершения преступления); г) Ситуация, способствовавшая преступному поведению Чернова; д) Мотивация преступного поведения (потребность, цель, воля, мотив преступного поведения); е) План преступного поведения; ж) Исполнение плана преступления; з) Причинная связь; и) Преступный результат; к) Мера уголовной ответственности.
3. Анализ преступного поведения Чернова можно начать следующим образом:
а) Чернов — должностное лицо, руководитель предприятия; б) Время совершения преступления: период с 01 июня 2016 по март 2017 года; в) Место совершения преступления — г. Луганск; г) Затем следует выбрать из перечисленных нужные определения по анализу ситуации: 1) Созданная самим преступником; 2) Созданная преступником, но не преднамеренно; 3) Возникающая в результате противоправных (аморальных) действий других лиц; 4) Возникающая в связи со стихийным бедствием; 5) Возникающая по случайному стечению обстоятельств; 6) Весьма благоприятная для преступника; 7) Благоприятная, но менее, чем до начала преступления; 8) Нейтральная; 9) Не очень благоприятная, но не исключающая возможность совершить преступление; 10) Неблагоприятная, исключающая возможность совершения преступления.
д) Выберите нужные определения по мотивации преступного поведения Чернова и разделите их по двум группам:
Первая группа — по видам мотивации:
1) Политическая; 2) Корыстная; 3) Насильственная; 4) Эгоистическая; 5) Анархистская; 6) Индивидуалистическая; 7) Легкомысленная; 8) Безответственная; 9) Трусливая; 10) Малодушная;
Вторая группа — по видам мотивов:
1) Мотив — стимулятор (достичь поставленной цели); 2) Мотив — идеал (выдать себя за того, кем в действительности является или хотел бы быть); 3) Неадекватный мотив (сила не соответствует поводу); 4) Мотив — месть;
е) Выберите нужные определения из анализа плана преступного поведения Чернова:
1) Утвердительный; 2) Отрицательный; 3) Предшествующий; 4) Сопровождающий; 5) Индивидуальный; 6) Групповой; 7) Самостоятельный; 8) Несамостоятельно-автоматический; 9) Несамостоятельно-традиционный; 10) Соответствующий общей преступной установке; 11) Расходящийся с общей преступной установкой; 12) Целевой; 13) Принципиальный; 14) Целесообразный; 15) Ситуационный; 16) Интуитивный; 17) Продуманный; 18) Условный; 19) Безусловный; 20) Случайный.
ж) Выберите нужные определения из анализа исполнения преступного плана Черновым:
1) По социально-демографическим признакам исполнителя; 2) По биологическим признакам исполнителя; 3) По психологическим признакам исполнителя; 4) По духовно-нравственным признакам исполнителя; 5) По нейрофизиологическим признакам (головного мозга) исполнителя; 6) По “зазеркальным” (неисследованным) признакам исполнителя; 7) По данным о состоянии исполнителя на момент совершения преступления; 8) По времени исполнения плана преступного поведения; 9) По месту исполнения плана преступного поведения; 10) По интенсивности исполнения плана преступного поведения.
з) Выберите нужные определения из анализа причинной связи между исполнением и преступным результатом поведения Чернова:
1) Непосредственная; 2) Опосредованная; 3) Существенная; 4) Несущественная; 5) Прямая; 6) Обратная; 7) Временная; 8) Пространственная; 9) Корреляционная (взаимная, согласованная); 10) Функциональная.
и) Выберите нужные определения из анализа преступного результата поведения Чернова по двум группам:
Первая группа — по видам ущерба:
1) Имущественный; 2) Материальный; 3) Физический; 4) Прямой; 5) Косвенный (упущенная выгода); 6) Моральный; 7) Небольшой тяжести; 8) Средней тяжести; 9) Тяжкий; 10) Особо тяжкий.
Вторая группа — по видам жертв преступлений:
1) Правозащищающие; 2) Латентные; 3) Ситуационные; 4) Легкомысленные; 5) Небрежные; 6) Провоцирующие; 7) Безразличные к себе; 8) Негативно-поведенческие; 9) Безнравственно-поведенческие; 10) Беззаконно-поведенческие.
к) Мера уголовной ответственности Чернова установлена судом — ст. 195УК ЛНР.
3. Тесты:
1. Криминология - это социально-правовая и прикладная наука:
А) Естественная наука.
Б) Система правовых норм.
В) Исторически переходное явление.
Г) Не наука.
2. Предмет криминологии:
А) Способы, с помощью которых раскрываются закономерности изучаемых явлений.
Б) Преступность, личность преступника, причины и условия преступности, меры предупреждения.
В) Квалификация преступления.
Г) Система государственных и общественных мер.
3. Криминология как наука сформировалась:
А) В 17 веке
Б) В первой половине 18 века
В) В первой половине 19 века
Г) Во второй половине 19 века
4. В составе какой науки находилась криминология до образования ее как самостоятельной науки (теория криминологов США):
А) Криминалистики
Б) Уголовного права
В) Социологии
Г) Философии
5. Объект криминологии:
А) Принципы и условия преступности
Б) Общественные отношения, связанные с преступностью и др. правонарушениями
В) Личность преступника
Г) Профилактика и предупреждение преступности
6. Кто является основоположником антропологических исследований в криминологии
А) Аристотель
Б) Галль
В) Платон
Г) Энгельс
7. Особенная часть криминологии включает:
А) Элементы предмета криминологии применительно к родам, видам, группам преступлений
Б) Особенности и методы квалификации преступлений
В) Характеристику преступности и меры борьбы с ней
Г) Программы и этапы криминологических исследований
8. Задачи науки криминологии - это:
А) Изучение личности преступника, изучение и всесторонний анализ опыта мирового развития, изучение конкретного преступления, научное прогнозирование
Б) Анализ объективных противоречий общества, практическое и научное обеспечение неотвратимости наказания
В) Изучение мотиваций преступления, ведение учета преступлений, правовая квалификация существенных явлений
Г) Все сказанное верно
9. Основными элементами криминологии являются:
А) Предупреждение профилактика преступности, методика расследования преступлений, личность преступника, личность жертвы
Б) Преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение или профилактика преступности
В) Личность жертвы, личность преступника, предупреждение и профилактика преступности, преступность
Г) Личность преступника, преступность, личность жертвы, причины и условия преступности
10. Наиболее тесно криминология связана с такими неюридическими науками, как:
А) Психология
Б) Социология
В) Статистика
Г) Все ответы верны
11. Система курса криминологии делится на:
А) четыре элемента, составляющих предмет криминологии
Б) общую и особенную часть
В) методики разрабатываемые по предупреждению преступности
Г) признаки характеризующие личность преступника
12. Динамический метод в криминологии применяется:
А) философское осмысление системности мира
Б) выяснение причин преступности
В) изучение закономерностей развития преступности
Г) изучение личности
13. Методика в криминологии:
А) научное обеспечение предупреждения преступности
Б) комплекс показателей, характеризующих состояние преступности
В) совокупность приемов, способов, методов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника, о мерах борьбы с преступностью
Г) организация криминологических исследований и прогнозирование
14. Характерная черта методики криминологии:
А) проведение экспертиз
Б) эффективность
В) субъективизм
Г) междисциплинарный и комплексный характер
15. Методология криминологического учения базируется на использовании:
А) логического учения
Б) диалектико-материалистического учения
В) психологического
Г) социологического учения
16. Анкета, применяемая для сбора криминологически значимой информации состоит из:
А) вводной, основной, заключительной части
Б) вводной, статусной, основной, заключительной части
В) вводной, описательной, основной, заключительной части
Г) вводной, статусной, основной, описательной части
17. Преступность в криминологии - это:
А) "болезнь духа"
Б) деяние, которое запрещено законом
В) массовое, социальное явление уголовно-правового характера, которое слагается из всей совокупности преступлений
Г) негативное явление
18. Понятие латентности:
А) количество преступлений, не отраженных официальной статистике
Б) совокупность деяний, не зарегистрированных правоохранительными органами
В) совокупность зарегистрированных правоохранительными органами преступлений
Г) совокупность всех совершенных преступлений
19. Скрытая (естественная) латентность:
А) преступления, которые не известны правоохранительным органам
Б) преступления, прекращенные за отсутствием состава преступления
В) преступления, по которым постановлены обвинительные приговоры
Г) преступления, совершенные в условиях не очевидности
20. Причины латентности:
А) нежелание потерпевших обращаться к правосудию
Б) запугивание очевидцев, их подкуп
В) уничтожение доказательств
Г) все верно
21. Состояние преступности - это:
А) совокупность зарегистрированных преступлений
Б) основной показатель преступности
В) социальное явление
Г) уголовно-правовое явление
22. Структура преступности - это
А) изменение всех показателей преступности за промежуток времени
Б) соотношение преступности и групп преступлений
В) порядок расположения характерных элементов мало изменяющихся во времени
Г) индекс преступности
23. Исторически изменчивое социальное явление, имеющее уголовно-правовой характер, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени:
А) динамика преступности
Б) предмет криминологии
В) преступность
Г) латентная преступность
23. Число совершенных, зарегистрированных в течение определенного периода на определенной территории преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения, достигших 14 лет, называют:
А) структурной преступностью
Б) динамикой преступности
В) уровень или коэффициент преступности
Г) индексом латентной преступности
24. Латентная преступность подразделяется на:
А) естественную и искусственную
Б) естественную, искусственную и латентность пограничных ситуаций
В) скрытую, скрываемую и нераскрытую
Г) естественную, искусственную и нескрытую
25. Криминология изучает личность преступника для того, чтобы:
А) выяснить, какие характерные черты и свойства той или иной личности формируют общественное, преступное поведение
Б) выработать меры по профилактике и предупреждению преступных проявлений
В) понять мотив преступного поведения
Г) все верно
ЗАДАНИЕ 4
1. Теоретический вопрос: Критика теории о зависимости между преступностью и степенью умственного развития.
2. Задача: Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания:
1. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступления, сделайте прогноз о будущем поведении У.
2. Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.
В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду.
Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.
Из характеристики по месту жительства У. известно лишь то, что он часто бывает в нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового оперуполномоченного с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет.
Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что У. является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете полиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.
При проверке по ЗИЦ ГУВД г. Луганска было установлено, что У. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.
3. Тесты:
1. К социально-демографическим свойствам личности преступника относятся:
А) возраст
Б) семейное положение
В) место жительства
Г) все ответы верны
2. Какие из перечисленных типов преступника выделяют в криминологии:
А) злостные
Б) случайные
В) неустойчивые
Г) все перечисленное
3. Личность преступника в криминологии изучается с целью:
А) разработка методов анализа состояния преступности
Б) решение теоретических проблем криминологии
В) профилактики преступлений
Г) все сказанное
4. Криминологическое исследование личности преступника начинается с момента:
А) признание преступления
Б) признание лица виновным в совершении
В) возникновение преступного замысла
Г) наличие совершения преступления не имеет значения, т.к. криминология изучает преступников в рамках «частичного» детерминизма.
5. Ситуационный преступник - это
А) лицо, впервые совершившее преступление
Б) лицо, совершившее преступление в сложившейся ситуации
В) лицо, совершившее служебно-корыстное преступление
Г) лицо, впервые совершившее тяжкое преступление
6. Какие из перечисленных причин криминологии относят к природным:
А) объективные
Б) городские
В) региональные
Г) сельские
7. Виктимология - это:
А) наука о раскрытии преступления
Б) учение о правосознание
В) учение о жертве
Г) наука об общественной безопасности
8. Явления, формирующие причину совершения преступности и создающие возможность ее действия, называют:
А) условиями преступности
Б) конкретной жизненной ситуацией
В) отрицательным комплексом личности
Г) экономическими детерминантами
9. Суть социально-биологического направления криминологии:
А) источник преступности - социальное неравенство
Б) отсутствие между людьми социальной слаженности
В) причины преступного поведения - отсутствие сдержек
Г) поведение преступников обусловлено биологически
10. Криминогенные детерминанты - это:
А) целостная совокупность взаимосвязанных социально-значимых свойств человека
Б) комплекс показателей, характеризующих состояние преступности
В) система негативных социальных явлений и процессов
Г) система негативных ценностных ориентаций
11. Полная причина преступности - это:
А)