«Плохой врач может забрать жизнь,
плохой учитель – испепелить душу».
При современных инновационных процессах в сфере образования роль учителя приобретает важное звучание. Учитель – тончайший инструмент, вмещающий в себя всю палитру человеческого достоинства, он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, психолог, артист. Невозможно измерить всего благородства души его, неповторимые моменты творчества в повторяющемся учебном процессе.
Учительство, в своей массе, профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит и с восполнением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождающаяся этими взлетами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко, приводящая к преждевременным срывам нервной системы, профессиональным заболеваниям и старению – и все это требует от самого учителя серьезного осознания того, что психическая, физическая, умственная, нравственная, профессиональное здоровье учителя является главным условием личной успешности педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передачи учащимся и родителям через положительно заряженную душевную энергетику опыта жизни и строительства отношений.
Труд учителя, как сложнейшая психическая реальность представлен в виде многомерного пространства, состоящего из 3 взаимосвязанных пространств:
- личности учителя;
- педагогической деятельности;
- педагогического общения.
Эти 3 пространства объединены единой, глобальной задачей – развитие личности ученика
|
Сегодня ориентироваться только на качество знаний ученика уже не достаточно. Никакие знания и умения учителя не могут служить нормальной гарантией того, что ему удастся получить, развить, воспитать учащихся в полной мере.
Американские специалисты 100 лет назад разработали методику определения «коэффициента интеллектуальности», на основании которого определялась возможная профессиональная успешность личности. Однако 7 лет назад они же сделали вывод, что фактическое научение, развитие и успех человека в большей степени зависят от «коэффициента эмоциональности», или, проще говоря, от того, в какой атмосфере, в каком психологическом климате происходит процесс получения знаний и умений.
Психическое состояние и готовность ученика и учителя, понимание педагогом психологических процессов, умения мотивировать, создавать положительную эмоциональную среду, умение убедительно влиять и воздействовать, умение чувствовать, сочувствовать и понимать себя и ученика, умение менять ритмы, темпы, содержание деятельности на уроке, умение вовлекать детей в творческую познавательную деятельность, умение стимулировать детский учебный труд – все это значит не менее, а под час и более, чем просто научение предмету.
Само по себе обучение, уровень умений мало что значит. Весь процесс обучения ставит своей целью научить общаться, понимать друг друга, мир, жизнь, принять и исповедовать на практике золотые правила нравственности.
Культура общения учителя всегда является показателем того, как, с помощью каких педагогических задач, способов взаимоотношений он реализует социально значимые принципы обучения и воспитания.
|
Умение учителя разбираться в своих учениках, способность адекватно реагировать на их поведение, тоже отражает профессионализм учителя.
Высокий уровень профессионализма в культуре взаимоотношений достигнут те, кто рассматривает общение, как двусторонний процесс, при котором все его участники становятся полноправными партнерами.
Наличие способностей к общению с детьми предполагает:
1. Способность понять логику ребенка, видеть вещи его глазами.
2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.
3. Готовность критически отнестись к самому себе, и открыто принимать критику в свой адрес.
4. Способность признать ошибку.
5. Умение оказать влияние на ребенка, исключая манипуляцию.
6. Чувство юмора.
7. Владение словом, мимикой, жестом.
В одном романсе есть замечательные слова: «Святая наука услышать друг друга». Как точно сказано: не трудная наука, не обязательная, а святая. И святое – это то, что принято безоговорочно и умом и сердцем.
Педагогу в его повседневном общении с людьми, особенно с детьми, важно помнить, что он может иметь дело с закодированным посланием.
Что испытывал воспитанник | Как он это закодировал |
Боязнь, что может выступить не так успешно, как хотелось бы | «Понавыдумывали конкурсов! Кому они нужны?» |
Следует признать, что большинство сообщений детей является кодом, и поэтому они трудны для понимания. Профилактикой многих возможных недоразумений, неэффективных пед. воздействий может служить целенаправленная работа воспитателя над собственным умением «раскодированного говорения» и расшифровки речевого кода ребенка.
|
Одну из важнейших позиций в гуманистических отношениях занимает диалог, как способ общения, создающий условия для реализации принципов взаимного уважения и взаимной ответственности. Используя на своих уроках истории и обществознания диалоги с ребятами, получаю возможность узнать, как меня воспринимают, предъявить свой мир мыслей и проникнуть в мир другого. Диалог это возможность поиска и разрешения общих проблем, это творческий процесс, который нельзя полностью спланировать или запрограммировать.
Профессионализм, умение, даже талант общения в этом случае состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественные трудности взаимоотношений из-за различий уровня подготовки, возрастных особенностей.
Анализ анкет показывает, что часто отсутствует взаимопонимание между учителем и учеником по следующим вопросам
– оценивание («несправедливая оценка», «жадность на оценки»);
– требование жесткой дисциплины;
– строгость, излишняя правильность учителя;
– опрометчивые срывы;
– желание «вдолбить» то, что ученику не дано понять.
Учитель сегодняшнего дня должен отходить от авторитарной педагогики, основанной на жестокой дисциплине, единообразии, обязанности, отходить от оценивания деятельности путем поиска недостатков и ошибок. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит, чтобы ему приказывали. Разумнее сочетать репродуктивную и творческую деятельность учащихся, при которой учитель делает открытие сам и учит делать это ребенка, использовать самые разнообразные формы, модели, технологии уроков и обучения, обучения воспитания строить на выявлении достоинств, создание условий для успешного развития личности.
Неотъемлемым качеством учителя является умение вовремя заметить и поддержать любой успех ребенка. Здесь важно не сойти к необоснованной похвале, гипертрофированным комплиментам, случайным оценкам, которые нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были и стимулировать каждого за любой успех. Награда должна обязательно найти героя. Особое внимание стоит уделять детям группы риска. Это чаще всего дети с негативными явлениями в поведении, не успевающие, имеющие пробелы в навыках учебно-воспитательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений, навыков. Для детей характерно неблагополучие в межличностных отношениях:
- ученик – учитель
- ученик – ученик
- ученик – родители
Чтобы работать с такими детьми, необходимо учителю знать:
- причины, приводящие к отклонениям, в обучении и поведении;
- признаки отставания в общем развитии.
Трудновоспитуемость – всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенностей развития психики). И тем не менее она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов, медиков.
Педагогу необходимо оказывать помощь и поддержку таким детям, сеять в них надежду. Даже в исключительных случаях надо оставлять шанс.
С учащимися группы риска 7 класса мы завели «книжки саморазвития», через которые, я озадачиваю, концентрирую внимание ребят на вопросах самовоспитания. Не ошибается тот, кто ничего не делает. И, возможно, для ребенка ошибка – естественная, неотъемлемая часть познания? Недаром говорят, на ошибках учатся. Может быть, мудрость взрослых и состоит в том, чтобы научить ребенка не бояться ошибок, а учиться – в том числе и на них? Из умения сопоставлять, анализировать, предвидеть складывается опыт человека. А ведь ошибка – это стимул для того, чтобы актуализировать эти умения, развить их.
Нельзя не остановиться на таких качествах учителя как терпение и терпимость. Быстро и без потерь научить детей, получить нужный результат к данному числу – является ошибочным суждением. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество. В правилах пед. гигиены встретила интересную мысль: «Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, поучать их, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое».
Важным качеством учителя является умение оценивать себя, свою деятельность, отличать поражение от победы, видеть свои личностные и профессиональные проблемы. И, конечно же, настойчиво проводить в жизнь пед. требования, как к себе, так и к детям.
Мне как учителю важно, чтобы мои уроки истории не были сведены к объяснению с кафедры, когда менторским тоном учитель объясняет учебный материал. Моя задача организовать работу так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он исследовал, выбирал и классифицировал. Тогда даже слабые по успеваемости дети смогут реализовать свои мыслительные способности. Например, даю задание – найти ошибки в тексте. Разрешаю очень слабым детям пользоваться учебником, искать и выбирать. Наблюдается огромная разница: если бы я просто заставила прочитать текст учебника или на основании составленного мною текста с ошибками обратиться к параграфу.
Вообще память, которой школа придает такое значение, обладает большой ценностью только в том случае, если она подключена к процессу экспериментального применения. И, конечно же, необходимы опоры для памяти и мышления: это могут быть наглядные средства, краткие конспекты, карточки – инструкции, мозаики (вопросы и готовые ответы).
На мой взгляд, современному учителю необходимо искать способы активного использования знаний и способностей учащихся, как в целях их развития, так и в рамках обеспечения практико-ориентируемой и социально значимой направленности их деятельности, позволяющие осуществлять контроль, за познавательной деятельностью учащихся. Порой отвлеченные не связанные напрямую с канвой урока задания оказываются полезными как в целях разрядки, переключения видов деятельности, так и ненавязчивого вовлечения учащихся в творческую, познавательную деятельность, направленную на приобретение навыков исследовательской, поисковой работы, накопление опыта, который может оказаться реально полезным в жизни.
Например:
- Говоря о Великой Французской революции можно поискать среди документов и решений, принятых тогда, такие которые окажутся полезными для нынешнего времени.
- Почему Сталин создал ГУЛАГ? Попробуйте аргументировано отговорить его от этой кровавой затеи.
- Напишите трактат на тему «Поумнел ли человек со времен Сократа, Платона, Аристотеля?»
Можно много говорить о качествах учителя. Посмотрим как дети определили рейтинг значимых качеств педагога.
На 1 месте – профессионализм, любовь к детям.
На 2 месте – справедливость, чувство юмора.
На 3 месте – терпение.
На вопрос «За что вы любите своих учителей?» ученики ответили:
- за то, что они дают нам знания, много нового;
- за понимание, уважение наших чувств и мыслей;
- за чувство юмора и доброту;
- за то, что терпят и учат нас;
- за готовность помочь.
Несколько мыслей учителю на заметку:
- Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
- Иди на урок с радостью, выходи с приятной усталостью.
- Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
Дети нуждаются и в нашей улыбке, она визитная карточка здоровых теплых человеческих отношений.
Новосельская МСОШ
учитель истории
Ткаченко С.В.
2004год