Технологическая карта урока. Формирование характера главного героя




 

Стадии и этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Хроно-мет- раж урока
Стадия «Вызов»   Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»?   - Вы можете сказать, какой у вас характер?   - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер. Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.   - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?   - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?     Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе.   - Как вы думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения.     Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер   Выражают свое мнение, обосновывают его.
               
   
     
 
   
 
 
 

 

 


Формирование характера главного героя

 

Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

 

 

Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения.

(об отце главного героя, о службе, о характере героя)

7 мин.
Осмысле-ние содержания - Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками». - Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. 1-ая остановка. - От чьего имени ведется повествование?   - Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку.   - Кто такой Андрей Петрович Гринев?     - Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?         От лица рассказчика Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.   Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. 6 мин.
  2 остановка. - Как вы можете охарактеризовать рассказчика?   - В каких условиях воспитывался Петруша?   -Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию?   - Что мы узнаем о семействе Гриневых?     Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить).   Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре.   Это прямодушный человек, любящий своего воспитанника-барина.     Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге.   6 мин.
  3 остановка. -Каковы представления Петра на военную службу?   - Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу?   - Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал петр?     -Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете?     Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге.     Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг.   Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.   Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».   6 мин.
  4 остановка - Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?     -Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина?       Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.     Высказывают предположения     6 мин.
  5 остановка -Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события?   -Попробуйте передать чувства героя через определения.   - Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?       Глубокое раскаяние, стыд, неловкость   Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем. 6 мин.
Рефлексия Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале. Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас?   - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?     - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.   - В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы.   - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?   ОЦЕНКИ   Личный опыт, выводы из личного опыта.   Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.   Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре.     5 мин.
Домашнее задание 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. 2.чит.2-4 главы повести.       1 мин.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: