Стадии и этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Хроно-мет- раж урока | |||||||||||||||||||||||
Стадия «Вызов» | Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»? - Вы можете сказать, какой у вас характер? - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер. Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже. - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе. - Как вы думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения. |
Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер
![]() ![]()
Формирование характера главного героя
Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя
Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения. (об отце главного героя, о службе, о характере героя) | 7 мин. | |||||||||||||||||||||||
Осмысле-ние содержания | - Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками». - Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. 1-ая остановка. - От чьего имени ведется повествование? - Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку. - Кто такой Андрей Петрович Гринев? - Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? | От лица рассказчика Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. | 6 мин. | |||||||||||||||||||||||
2 остановка. - Как вы можете охарактеризовать рассказчика? - В каких условиях воспитывался Петруша? -Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? - Что мы узнаем о семействе Гриневых? | Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить). Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре. Это прямодушный человек, любящий своего воспитанника-барина. Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге. | 6 мин. | ||||||||||||||||||||||||
3 остановка. -Каковы представления Петра на военную службу? - Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? - Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал петр? -Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете? | Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге. Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». | 6 мин. | ||||||||||||||||||||||||
4 остановка - Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему? -Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина? | Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. Высказывают предположения | 6 мин. | ||||||||||||||||||||||||
5 остановка -Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события? -Попробуйте передать чувства героя через определения. - Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь? | Глубокое раскаяние, стыд, неловкость Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем. | 6 мин. | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале. Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас? - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. - В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить? ОЦЕНКИ | Личный опыт, выводы из личного опыта. Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека. Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре. | 5 мин. | |||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. 2.чит.2-4 главы повести. | 1 мин. |