Форма отчета по дисциплине «Дирижирование»
Студента Яцука Даниила
Группа № 132
Симфония №2 (Богатырская)
Александр Порфирьевич Бородин
Аннотация
Дата рождения
12.11.1833
Дата смерти
27.02.1887
А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.
Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.
Информация взята с сайта: https://www.belcanto.ru/borodin.html
Отечественные музыковеды относят данную симфонию (Богатырскую) к эпическим. Цикл в симфонии не распадается, потому что каждая часть представляет одну грань жизни (лирику, драму, комедию).
Вместе эти части создают целостную картину мира.
Первая часть воплощает героику.
Интересное решение в соотношение темпа (Allegro) и плотной оркестровки.
Создается сугубо бородинский эффект симфонического, динамического монуметализма. Динамический монументализм – это объемная, малоподвижная звуковая масса, которой предан не соответствующий ее возможностям стремительный темп. Бородин первый в русской музыке нарушил закон массы и скорости.
|
Тематизм эпической симфонии строится на общих интонациях; имеет связь с русским фольклором. Такой тематизм не имеет необходимости в дальнейшем развитии; он принципиально имеет завершенную структуру.
Все темы симфонии не имеют развития, Бородин лишь повторяет их на другой высоте.
Тема ГП – уникальное явление.
Она содержит национальную двойственность:
тяжелые терции и кварта с грузным «падением» к основному тону – чисто русское, ее интонационный начальный абрис – нечто восточное. Уникально ее ладовое решение:
русская переменность III ступени
фригийский минор с IV пониженной (встречается в восточной музыке).
Ее опорные тоны намечают главные тональные зоны части:
начало разработки – c-mill,
ПП в репризе – Es (Dis)-dur.
ГП и ПП имеют общие интонации.
Вторая «колокольная» часть ГП схожа с начальной интонацией ПП.
Это – база для последующего сближения тем.
Разработка эпической симфонии тоже отличается от р. конф. симф.
В ней господствует идея цельности (неизменности). Дробление темы направлено не на разрушение темы, а на ее сближение с другими темами на основе общих интонаций.
Гибрид ГП и ПП возникает почти сразу – 5 такт от ц.6. Он развивается самостоятельно. На его основе создается политональный канон (ц.7).
После этого ГП и ПП звучат одна за другой как естественное продолжение друг друга.
Тональный план ГП в разработке: c (фригийский, с колеблющейся терцией) – g – f – d.
Принцип крупного штриха:
в качестве носителя ладовой функциональности Бородин выдвигает не аккорд, тон или тональность, а целостные ладовые комплексы. Другое проявление этого принципа: развитие в разработке направлено к все более мощному проведению тем.
|
Вторая часть – скерцо.
В творчестве Бородина это – традиция. Вторая часть воплощают идею – мира как игра. Мелькающие маски. Эта часть в наибольшей степени раскрывают характерную черту личности Бородина – юмор.
Наибыстрейший темп – целая =108 (!).
Тональность F-dur обретается постепенно.
Вначале звучит доминантовый нонаккорд без квинты к h-moll.
Благодаря энгармонической замене (бас с fis уводится на с), образуется тональность F-dur.
По бетховенскому принципу ГП постепенно зарождается.
Трио имеет восточный характер.
Третья часть содержит две образные сферы – лирику и драму.
Andante, Des-dur.
Сонатная форма.
ГП – лирико-эпическая сфера.
Блок СП и ПП (e-C-As) – драматическая.
Общая программность – Бородин хотел нарисовать фигуру Баяна: вначале гусельные переборы (арфа), затем песня о «делах давно минувших дней» (соло валторны).
Разработка вытекает из ЗП, что создает необычайную гибкость формы.
|
Финал повторяет идею первой части в обобщенном виде. Идея слияния героя и массы.
Н-dur.
Тема ГП близка к народной песне «Пойду под Царьгород».
(Ее использовал Балакирев в «100 лет»).
ГП и ПП составляют эпическую оппозицию мужского начала – женского начала.
Информация взята с сайта: https://jenyabril.livejournal.com/39981.html
Аудио:
Евгений Светланов, государственный, академический симфонический оркестр СССР
Видео:
Королевский оркестр Концертгебау https://www.youtube.com/watch?v=FmUsL6biVro&t=339s
Задачи:
1. Отработать чёткую смену темпа
2. Отработать смену размеров
3. Произвести работу над разработкой
4. Выравнивание сетки
5. Работа над ощущениями (зажатость, резкость, размытость)