Департамент образования мэрии г. Ярославля Городской центр развития образования Ресурсный центр «Повышение профессиональной компетенции педагогов и управленцев, мотивированных к освоению технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон и программы «Мир открытий» в условиях реализации ФГТ». Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
«В гостях у смешариков»
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Автор разработки:
Рогонова Алёна Юрьевна
Воспитатель МДОУ ЦРР №55
Ярославль
апрель 2014 г
Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Тема: «В гостях у смешариков»
Основная цель: формирование умения собирать целое в части, и забирать часть из целого.
Задачи: Обучающие:
1. Продолжить знакомство с понятиями «целое».
2. Продолжить знакомство с понятием «часть».
Развивающие:
1. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом.
2. Способствовать развитию психических процессов: память, внимание, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей познавательный интерес.
2. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
3. Способствовать воспитанию находчивости, самостоятельности, желания помочь друг другу.
4. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оформление образовательной среды:
- макеты дерева и кустов; - обруч-тоннель с прикрепленной к нему красной тканью; -стол и стулья для оформления «комнаты» Кроша; -стол для склеивания карты; -стол для выполнения задания от Лосяша -ортопедический дорожки; -рюкзак; -сундук со сладостями
|
Техническое оснащение:
- СD проигрователь;
- магнитная доска с магнитами
Демонстрационный материал: -мягкая игрушка «Крош»; -мягкая игрушка «Лосяш»; -карта из картона, разрезанная на геометрические фигуры (2 треугольника и 4 квадрата
Раздаточный материал:
-игра «Часть и целое»
- фломастеры или карандаши;
-клей для склеивания карты;
-картон для склеивания карты.
Герои: Крош и Лосяш из мультфильма «Смешарики
Фонограммы: мелодия из мультфильма «Смешарики» Лирика (проигрыш), композиция «Что принесёт ветер» из мультфильма «Смешарики», композиция «Бабочка» из мультфильма «Смешарики», композиция «Солнечный зайчик» из мультфильма «Смешарики».
Ход образовательной ситуации.
Введение в игровую ситуацию.
(хочу – могу - надо)
Цель: Создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
Воспитатель приглашает детей в зал.
-Ребята заходите в зал, у нас сегодня не совсем обычный день. К нам пришли гости, не волнуйтесь, а теперь давайте все вместе дружно поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям, здороваются с ними, называют свои имена.
Игра «Море волнуется раз».
-А теперь давайте вместе встанем в кружок и сыграем в игру «Море волнуется раз…»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Настроение своё мне покажи
(Дети с помощью фигур показывают какое у них настроение)
|
-Я вижу у всех сейчас радостное, светлое, бодрое, веселое настроение…
А поддерживать ваше бодрое настроение сегодня будет вот кто:
Звучит мелодия из мультфильма «Смешарики» - Лирика (проигрыш)
- Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же...
(Крош...!)
-Сегодня Крош зовет нас к себе в гости, ну что отправимся в путь? (Да!)
- Как вы знаете вход в домик Кроша маленький и нам придется пробираться друг за дружкой.
Дети пробираются по красному обруч-тоннелю.
-Вот мы оказались в гостях у Кроша, внимательно осмотритесь. Ребята, Крош что-то хочет сказать нам…ааа…он хочет пригласить нас в путешествие.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования: актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
-И я уже, кажется, догадалась, с чего мы начнем. Крош приготовил нам загадку.
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой?... (прямоугольник)
- Ребята, загадка была про прямоугольник. А теперь посмотрите, что лежит на столе у Кроша? (На столе лежит карта, разрезанная на квадраты и треугольники.) (Квадраты и треугольники.)
-На столе лежит прямоугольная карта. Крош говорит, что она случайно порвалась и теперь он никак не может её собрать. Если мы поможем Крошу склеить карту, то по ней сможем найти сокровища.
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить карту из данных кусочков, разной геометрической формы?
|
(Необходимо сложить их так, чтобы получился прямоугольник.)
- Правильно, а давайте попробуем это сделать. (Давайте)
Дети собирают карту из квадратных и треугольных кусочков
-Ну как? Получилось собрать карту? (Да)
-Сможем мы теперь по ней найти сокровища? (Да)
-Можем ли мы сказать, что наша карта – это целое? (Да)
-На какие части была разорвана целая прямоугольная карта? (На квадраты и треугольники.)
-Сколько квадратных кусочков поместилось в нашей прямоугольной карте? (На карте поместилось четыре квадратных кусочка.)
- Сколько треугольных кусочков поместилось на нашей прямоугольной карте? (На карте поместилось два треугольника)
-Правильно, молодцы. Посмотрите,ребята, клад на карте отмечен красным крестиком около старого дуба. Теперь мы знаем куда нам нужно. Давайте уберём нашу карту в рюкзак, который нам оставил Крош и отправимся в путь.
Педагог убирает карту, а два квадратных пазла от карты убирает в отдельный карман.
3. Затруднение в игровой ситуации
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
-создание ситуации затруднения;
-фиксация в речи причины затруднения.
Дети выходят из «домика» Кроша через обруч к «тропинке» из ортопедических дорожек.
Речь с движением «В поход»
Отправляемся в поход, Сколько нас открытий ждёт, | повороты вправо-влево |
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. | шаг на месте |
Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки порхают. | махи руками вверх и вниз |
Раз, два, три, четыре, Полетели, закружили. | шаг на месте или с продвижением |
Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки: | полуприсядания |
Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. | прыжки на двух ногах |
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись | наклоны вправо влево |
Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. | потягивания |
-Ой, кажется мы заблудились, я не помню куда нужно дальше идти. Давайте посмотрим по карте.
Педагог открывает рюкзак. Достает оттуда оставшиеся четыре части карты.
- Мы потеряли часть (два квадрата) из нашей карты.
Педагог вывешивает на магнитную доску оставшуюся часть карты.
-Что же у нас осталось от нашей карты? (Половинка)
-А как называется эта половинка? (Мы не знаем.)
- Давайте подумаем… Что останется, после того как от целой карты мы потеряли одну часть?
(Другая часть)
4. Открытие нового знания.
Цель:Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
-организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
-фиксация нового знания в речи и знаково;
-создание ситуации успеха.
-Ребята, видимо нам придётся самим дорисовать карту по памяти. Присмотритесь, на что похоже стала оставшаяся часть карты? (На прямоугольник поменьше.)
-Сколько частей из целой карты мы потеряли? (Мы потеряли две части..., мы потеряли два квадрата)
-Что же у нас осталось после того как мы потеряли две квадратные части. Сколько частей осталось? (Осталось четыре части.)
-Молодцы ребята. У нас осталось четыре части от карты и ещё две части нам придётся дорисовать самим, чтобы снова собрать нашу карту в единое целое.
На доске располагаются две оставшиеся части карты и рядом два квадратных листка, соответствующих по размеру утерянным частям карты.
Дети встают полукругом перед доской.
-Ребята, теперь пускай каждый из вас подумает минутку и вспомнит, что же было нарисовано на потерянных частях карты?
Включается музыкальное сопровождение «Что принесёт ветер» из мультфильма «Смешарики».
Дети обдумывают задание.
-Рядом с доской лежат фломастеры, давайте каждый по очереди подойдёт и дорисует то, что он вспомнил.
Дети дорисовывают карту.
-Теперь карту нужно склеить, что мы больше ничего не потеряли.
Дети подходят к столу на котором лежат картон по размеру карты, клей и кисточка. Каждый ребёнок по очереди приклеивает по одной части карты.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
-соответствие используемых игр цели занятия;
-индивидуальные затруднения в играх;
-ситуация успеха в совместной деятельности.
Ребята, отправляемся по нашей целой карте дальше? (Да)
Речь с движением «В поход» (продолжение)
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись | наклоны вправо влево |
Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. | потягивания |
А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс, | круги руками вперед и назад |
Одной, другой – это кроль | рывки руками |
Качаясь на волне мы плывем на спине. | новороты с наклонами вправо-влево |
Вот так руками покрути и, Как дельфин, плыви. | «Мельница» |
Вышли на берег крутой, Повертели головой. |
-Ребята, смотрите куда мы пришли.
Дети подходят к макету дерева.
-Вот мы и на месте. Смотрите внимательнее, где-то здесь должен быть клад.
Из-за дерева под фонограмму «Бабочка» из мультфильма «Смешарики» появлется игрушка «Лосяш».
-Здравствуйте ребята. Вы ведь пришли за кладом? А он уже у меня, но я могу вам его отдать, если вы выполните моё задание. Вы ведь справитесь? (Справимся!)
-Тогда садитесь за столик. Там я уже приготовил вам свое задание.
На столе приготовлена игра из серии «Учись играя»- «Часть и целое». Игровой набор состоит из десяти картонных блоков. В каждом блоке по 5 фигурных карточек, соединяемых друг с другом пазловыми замочками. Цель задания: правильно собрать каждый блок, подобрав к изображенному на круглой карточке целому предмету 4 входящие в его состав части. Каждому ребёнку даётся по одной карточке.
-Вам необходимо внимательно рассмотреть свою карточку, определить, какие на ней присутствуют элементы, и прикрепить по 4 карточки с изображением соответствующих деталей. Я уверен вы справитесь!
Дети подбирают пазлы под композицию «Солнечный зайчик» из мультфильма «Смешарики».
Педагог обходит детей и смотрит как они справляются с заданием.
-Ну что, ребята, все спрвились? (Да!)
Лосяш:
- Вы молодцы! Умные ребята! Теперь я могу отдать вам клад. Забирайте этот замечательный сундучок! (Спасибо!)
Воспитатель открывает сундук. В нем лежат сладости для детей.
-Посмотрите, ребята, что мы нашли!
6. Итог.
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
-организация анализа детской цели;
-фиксация нового знания в речи;
-определение выполнения взрослой цели.
Ой…ребята...Мы еже так долго путешествуем, нам пора возвращаться обратно в детский сад
Дети под речевое сопровождение по ортопедическим дорожкам возвращаются к домику Кроша.
Речь с движением «Домой»
На носочках по тропинке Друг за другом мы пойдем. | Поворачиваются друг за другом, идут на носочках, руки на поясе. |
В маленькие лужицы Не наступим, обойдем. | Идут друг за другом, высоко поднимая колени, руки за спину. |
Встали елки на пути. Нам их нужно обойти. Идите, дети, осторожно: О ветки уколоться можно. | Идут змейкой друг за другом. |
-Ну вот, мы с вами и вернулись к домику Кроша. Ребята, где мы сегодня побывали? (В гостях у Кроша и ходили в путешествие).
-Понравилось вам в гостях у Кроша? (Да!)
-А путешествовать было интересно? (Да!)
-Что нового мы сегодня узнали? (Узнали, как собирать целое из частей, и как забирать часть из целого,)
- А как вы думаете, как вы справились со всеми заданиями? (Да, справились)
-Где могут пригодиться полученные сегодня знания? (В школе, на математике)
-Что для вас было самым трудным? (Было трудно вспомнить карту, выполнить задание Лосяша)
- Слышал Крош, ребятам очень понравилось у тебя в гостях, и очень понравилось путешествовать с тобой. Мы узнали много нового. Спасибо большое за увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в группу.
Спросите у наших гостей, интересно ли им было с нами и пригласите их еще к нам гости.
Дети подходят к гостям и задают им вопросы, прощаются, выходят.