Если мы откроем учебник и посмотрим на примеры архитектуры начала 20века, затем его 20-30гг и далее, дойдя до нынешних дней, то увидим стремительно меняющиеся архитектурные объемы, свидетельствующие о степени развития конструктивных систем и технологий. Развивается конструкция – развивается форма! Прямая зависимость. Функция-конструкция-форма. Вернее функция предопределяет конструкцию и форму одновременно.
Строительство и архитектура развивались параллельно с развитием человеческого общества. Выделим последовательно некоторые этапы:
I. Эпоха первобытно-общинного строя
II. Архитектура рабовладельческой эпохи, которая включает архитектуру древневосточных государств:
1. Древнего Египта и стран Передней Азии, куда входили Месопотамия, Малая Азия, Сирия, Палестина, Иран, Ассирия, Персия и Новый Вавилон, Древний Иран времени Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.) и Сасанидов (III-V вв. н. э.)
2. Архитектура античного мира: Древней Греции и Древнего Рима
III. Архитектура эпохи феодализма:
1. Страны Восточной Европы и Передней Азии (V-XIV вв.) (Византия)
2. Древняя Русь (Х – первая половина XIII вв.)
3. Закавказье – Армения и Грузия (IV-VII вв.), Армения (X-XIV вв.), Грузия (Х-ХV вв.)
IV. Страны Западной Европы (X-XIV вв.):
1. Романская и готическая архитектура
V. Страны Западной Европы (XV – первой половины XIX вв.):
1. Эпоха Возрождения в Италии (XV-XVI вв.)
2.Стили барокко и классицизм (XVII – начало XIX вв.)
VI. Русская архитектура (XIV – первая половина XVII вв.)
VII. Страны Ближнего и Среднего Востока: арабских стран, Ирана и Средней Азии, Азербайджана
VIII. Страны Южной и Юго-Восточной Азии: Индия, Китай и Япония
Конструктивная сторона архитектуры – важнейший и органический фактор при определении композиции здания. В то же время конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом, они – важная составляющая часть эстетической характеристики сооружения.
|
Историю строительства можно разделить на два периода: первый (ранний), когда методы строительства были главным образом эмпирическими, и второй, когда строительная техника в возрастающей степени стала базироваться на научной основе (с 19века).
Все «исторические» конструктивные системы можно расчленить на конструкции поддерживающие (стены, отдельно стоящие опоры) и перекрывающие (балки, своды). Особую сложность для строителей всех эпох всегда составляли конструкции перекрывающие.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В древнем мире для строительства использовались материалы в их природном состоянии: камень, дерево, глина и др. Особенности камня – хорошая работа на сжатие и слабое сопротивление изгибу – предопределили области его применения: конструкции отдельных опор (столбов), стен, арочно-сводчатые конструкции.
Широко использовался кирпич-сырец, редко – обожжённый кирпич.
Основные конструкции примитивны: стена и стоечно-балочная система, в которой мощные опоры несут массивную балку-блок с опиранием на нее каменных плит перекрытия. В массовом строительстве – встречаются деревянные перекрытия, а также деревянные конструкции крыш.
При общей скудности конструктивных систем в качестве основного средства выразительности использовали ордер. Тектоника зданий и сооружений выражалась в основном за счет работы материалов. Постройкам были присущи массивность, величие, монументальность (в культовых сооружениях), прочность, незыблемость.
|
В древнейшей Месопотамии получили развитие сводчатые конструкции:
− безраспорные «ложные» своды (начало III тыс. до н. э.);
− распорные клинчатые своды (царские гробницы г. Ура – III тыс. до н. э.).
Парфенон – вершина развития Греческой архитектуры.
В античном Риме высокий технический уровень имело строительство из бетона, конструкция из бетона отличалась своей массивностью, толщина стен в некоторых случаях достигала нескольких метров. Архитектура зданий более разнообразна. Та же строительная система, но вариантов композиций больше (появляется ордерная аркада, стоечно-арочная структура и тд) Значительным вкладом римлян было дальнейшее развитие сводов (истинных) и куполов.
Наиболее совершенный образец храма – Пантеон (храм всем богам) (около 125 г.), в котором блестяще выполнено конструктивное и архитектурное решение крупнейшего в Риме, непревзойдённого до XX в. большепролетного купольного пространства диаметром 43,2 м (Рисунок 26).
Для облегчения веса купола бетон и ряды кирпича к верху сужаются, бетон с лёгким заполнителем – пемзовым щебнем. Купол опирается на стену толщиной 6 м, фундамент – бетонный с заполнителем из травертина. В конструкции стены последовательно проведена система облегчения веса заполнителем бетона. Вход решён в виде 8-колонного портика коринфского ордера с высотой колонн 14 м.
Своды и купола – полуциркульные с высокими прочностными качествами, возводились с использованием кружал.
|
В Риме впервые были применены тентовые конструкции – периодически устраиваемые покрытия для защиты зрителей от солнечных лучей, от дождя.
Достижение Византии – парусный свод на четырех опорах, а также развитие крестово-купольной системы. Купол опирается на четыре опоры при помощи парусов и подпружных арок.
Собор Св. Софии в Константинополе
Вершиной зодчества из природного камня стала готическая архитектура храмов Европы (12-16вв.)
Вертикальная направленность соборов готики – не только устремленная к небу символика, но и требования строительной техники.
В готике был найден ответ на конструктивные задачи, решения которых искали в течение столетий: выкладка крестового свода из камня и обеспечение его устойчивости при необходимости экономии материалов и рабочей силы при возведении соборов больших размеров. В теле свода выделили каркас, что значительно облегчило его массу, уменьшился распор. Заполнения каркаса исключало необходимость в сплошной кладке стен, в результате - стена несла только собственную тяжесть и стала более легкой т.к. перестала помогать устойчивости свода. Позднее тело стены стали заполнять каменной решеткой, а образованные ячейки - стеклить. Это позволило увеличить проемы и осветить интерьер. Элементы готического каркаса, определяющие тектонику зданий: нервюры, вертикальные опоры сводов, контрфорсы, аркбутаны.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Издревле дерево применялось в конструкциях перекрытий, крыш, мостов, опор галерей. В готической архитектуре использовали деревянную стропильную ферму для устройства кровли. В Западной Европе сохранилось небольшое количество средневековых деревянных построек. Основные типы соединений – шип, врубка, «ласточкин хвост». Фахверк – каркас стен.
Огромное значение деревянные конструкции имели в русской средневековой архитектуре. Достоинства - известны, недостатки – известны! Основная пространственная единица: клеть. Восьмерик – для храмов. Шестерик был неудобен J почему?? Врубка Широкое применение получили шатровые покрытия. Из дерева строили ВСЁ: дома, церкви, дворцы, надворные постройки и тд.!
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ И СТРОИТЕЛЬСТВО
Металлические конструкции
Примерно со второй половины 18 века – в промышленной архитектуре применение чугунных стоек, балок, ферм.
Распространение в строительстве металлических конструкций определило формообразование в архитектуре, особенно в новых типах зданий – вокзалов, универмагов и т.п. Хруст. дворец итд. Определились характерные конструктивные, композиционные и эстетические достоинства металла. Утверждение металла в архитектуре связано с развитием стальных конструкций. Появляются стержневые системы, рамные системы и т.д., меняющие тектонику зданий и формообразующие принципы.
Эстетика новой «архитектуры металла»:
- большие остекленные плоскости;
- единство внутренней и внешней формы;
- впечатляющая выразительность открытых металлических конструкций.
Бетон ….
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА (вторая половина XIX-XX вв.)
На архитектуру данного периода повлияло:
- промышленный переворот второй половины 18 – нач. 19вв.;
- резкий скачок в развитии науки и техники: новые разработки в области строительных материалов и конструкций;
- утверждение новых экономических и политических отношений;
- установление капитализма и демократии;
- перемена в мировоззрении;
- рост городов, жилищный кризис.
Особенности архитектуры:
- появление новых типов зданий (функция -> форма);
- появление массового жилого фонда;
- появление массового индивидуального заказа в связи с возникновением частной собственности;
- стилевое разнообразие, динамично изменяющееся во времени;
- контрастность сосуществующих направлений.
Стили. Развитие формообразующих принципов (историческая хронология)
19 век не родил своего собственного индивидуального стиля!
Эклектика
Направление в архитектуре вт. п. 19 века, для которой было характерно многообразие проявления историзма, будь то стилизация под какие-то исторические произведения или смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей. (гуляницкий) Из этого направления вытекает «национальный романтизм», приемы которого заимствовались из исторически сложившихся национальных стилей.
Одновременно усиливаются рационалистические тенденции в архитектуре. «Чикагская школа» во главе с Л. Салливен призывает к «правдивости» строительных материалов, архитектурных форм и конструкций: чтобы «камень был камнем, железо – железом, а дерево – деревом»; «форма должна соответствовать функции».
Модерн
Стиль, преобладающий в архитектуре и декоративном искусстве в Европе с 1880-х гг. до первой мировой войны; отличался творческим использованием естественных криволинейных форм, гибких текучих линий, стилизованных растительных узоров, стремлением отойти от архитектуры и декоративных стилей, основанных на археологической реконструкции прошлого. Это направление своей основной задачей имело «осовременнить» средства и формы архитектуры и предметов прикладного искусства, дав им живую и динамичную пластику, более отвечающую духу времени. Но его основателям еще был чужд метод индустриального производства. К. становились ФФ условно!
С внедрение архитектора в промышленную индустрию было связано возникновение функционализма.
Функционализм (модернизм) – направление в архитектуре 20 века, в котором утверждается первичность функции сооружения относительно его формы.
Моральные принципы функционализма: функциональность, экономичность, массовая доступность.
Эстетические (формообразующие) постулаты:
− геометризм («архитектура прямого угла»);
− антидекоративизм («Орнамент – это преступление» – так называлась книга идейного вдохновителя модернизма А. Лооса);
− эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления.
Конструктивные особенности функционализма:
- ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций;
- применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления;
- широкое применение каркасных систем;
- отказался от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций – естественного камня, дерева, кирпичной кладки.
- преобладание бетона, стекла;
Параллельно с функционализмом и в противовес ему зарождается экспрессионизм.
В России во времена господства функционализма на смену модерна пришел конструктивизм, а позднее и рационализм.
Конструктивизм – стилевое направление в советской архитектуре 20х - 30х гг., характерной особенностью которого было сочетание функциональных методов с поисками новаторских форм, опирающихся на прогресс строительной техники.
Принципы:
- художественная форма напрямую зависит от функции и конструкции;
- в композиции важную роль играют чисто технические элементы (при сохранении утонченности пропорций).
Рационализм (формализм) – направление оппонирующее конструктивизму. Рационалисты как и конструктивисты полностью отвергали традиционное украшательство в архитектуре, но при этом на первое место выдвигали проблему многообразия пространства. Они прибегали к глубоким лабораторным исследованиям особенностей психологического воздействия геометрических форм и пространства на человека.
Р.= пространство – форма – конструкция
К.= конструкция – форма – пространство
В 30-50гг в архитектуре СССР происходит изменение творческих направлений, отход от конструктивизма. Появляются традиционалистические тенденции, сформировавшие направление «неоклассицизма».
В 1955г. выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Главными принципами становятся: экономичность, функциональность, конструктивная целесообразность. В результате полная безликость, кризис формообразования.
АРХИТЕКТУРА И НТП
Прогресс в строительной технике вслед за ее общим бурным развитием в период начавшейся НТР представил архитекторам новые средства индустриализации строительства и конструирования форм. Начиная с 40х гг. ведется поиск новых формообразующих возможностей.
Особое место в этот период занимает строительство высотных и крупнопролетных зданий, небоскребов.
Новые строительные возможности открывают новые возможности в пластике архитектуры. Функционализм, овладевая достижениями науки и техники, угасает в том виде, в котором господствовал в 20е - 30е гг., распадается на множественные направления. Зарождается структурализм.
Реакция на модернизм (и интернациональный стиль) – структурализм (+постмодернизм)
Структурализм – новое течение в архитектуре XX века, которое сформировалось в 1950-1960-е гг. и базировалось на эстетизации конструктивной формы. К этому времени появились новые формы конструкций – большепролётные (тонкостенные своды, сетчатые купола, висячие вантовые конструкции, стержневые металлические конструкции и т. д.)
Ангар в Орбетелло, арх. П. Л. Нерви
Навес концертной эстрады в Санта-Фе, арх. Ф. Кандела, М. Наки
Структурализм творчески использовал выразительные возможности новых разнообразных конструкций и базировался при проектировании зданий и сооружений на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. В структурализме гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры.
В это же время на основе достижений в области металлоконструкций начинает осуществлять свою идею стеклянного небоскреба со светопрозрачными стенами по всему периметру крупнейший мастер современной архитектуры Мис ван дер Роэ.
Хай-тек (70 – нач.80) – стиль высоких технологий, основополагающим принципом которого являлось то, что конструкции и инженерные коммуникации становились если не самой архитектурой, то ее весьма значимой частью.
Иллюстрации я вставляла для себя! Больше есть в пособии Гораевой!