Повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года




СТРАТЕГИЯ

I. Общие положения.

 

Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) является одним из элементов реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.

Стратегия разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 июня 2015 года Пр-1259.

В Стратегии обозначен ряд проблем, способствующих производству и обращению на рынке пищевой продукции ненадлежащего качества, и определены пути (направления) их решения.

Потребительский рынок пищевой продукции представляет собой важнейшую часть современной экономики Российской Федерации.

В последние годы система нормативно-правового регулирования требований к пищевой продукции была связана с унификацией национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств Российской Федерации как члена Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза.

Однако несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.

Неоптимальная структура питания при потреблении пищевой продукции с низкими потребительскими характеристиками является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счёт необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон.

Данную ситуацию усугубляет несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства ветеринарных лекарственных препаратов, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, что приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей с новыми свойствами, повышение тяжести инфекций, антибиотико-резистентность, аллергизация населения). Это влечет за собой снижение продолжительности жизни, увеличение затрат на здравоохранение, рост потребности в дорогостоящей высокотехнологической медицинской помощи.

Значимым является отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение пищевой продукции, отследить использование ветеринарных лекарственных препаратов, и средств защиты растений, идентифицировать ответственные организации за каждый этап в цепи ее производства и обращения.

Препятствием к повышению эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям является также недостаточность необходимых методов определения показателей качества.

Проблемой обеспечения качества пищевой продукции является также практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и других).

Требуют совершенствования существующая система методов контроля как самих пищевых добавок, так и пищевых добавок в составе пищевой продукции. В настоящее время разработанные методы контроля охватывают более половины пищевых добавок, на которые установлены регламенты их применения (консерванты, антиокислители, пищевые красители, синтетические подсластители и другие). Однако, эти методы требуют доработки по расширению перечня исследуемых продуктов, увеличению диапазонов определения для целей их использования при выявлении фальсификации пищевой продукции. Это относится к групповым методам определения и к методам определения индивидуальных пищевых добавок.

Стратегия направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих необходимость совершенствования и развития продовольственного рынка страны, по актуализации законодательной и нормативной базы, созданию механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным требованиям, и обеспечению информированности населения о качестве пищевых продуктов.

В Стратегии используются следующие понятия:

качество пищевой продукции - совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека;

безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции; свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения;

энергетическая и пищевая ценность продукции - показатели, характеризующие наличие и количественное содержание в продукте пищевых и минорных биологически активных веществ, определяющих его биологическую, физиологическую и энергетическую ценность и усвояемость;

потребительские свойства пищевой продукции:

- физико-химические показатели – нормируемые физико-химические характеристики конкретных видов пищевой продукции;

- органолептические показатели – характеристики, определяемые с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной и слуховой сенсорных систем и соматосенсорной системы;

- микробиологические показатели - содержание пробиотических и/или технологических микроорганизмов в декларированных количествах;

- аутентичность - совокупность физико-химических и микробиологических показателей, их абсолютные количественные значения и интервалы, а также их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием при получении готовой продукции, которые позволяют идентифицировать пищевой продукт.

 

II. Цели и задачи Стратегии

 

Целью Стратегии является обеспечение качества пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения Российской Федерации, содействие и стимулирование роста спроса и предложения на более качественные пищевые продукты, обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

Достижение цели Стратегии будет осуществляться путем решения следующих задач:

развитие и совершенствование нормативной базы в сфере качества пищевой продукции, включая правовые аспекты, связанные с эффективным компенсационным механизмами, в целях защиты прав потребителей;

развитие, и/или создание и совершенствование методическойбазы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции;

обеспечение мониторинга качества пищевой продукции;

совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения надзора и контроля, применения мер административной ответственности за несоблюдение участниками производства и обращенияпищевой продукции требований к ее качеству;

создание единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции;

содействие внедрению системы управления качеством пищевой продукции;

создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества, а также пищевой продукции здорового питания;

создание условий для производства продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества;

возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов;

актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков ветеринарных лекарственных средств и средств защиты растений;

приоритетное развитие научных исследований в области питания человека; обеспечения качества и безопасности пищевой продукции; изучения роли питания; изучения роли питания в профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний; разработки технологий производства качественной пищевой продукции;

продвижение принципов здорового питания.

 

III. Направления реализации задач в области повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации.

 

1. Совершенствование и развитие нормативной базы

в сфере качества пищевой продукции.

С целью установления обязательных требований к качеству пищевой продукции необходимо:

закрепить в законодательстве о техническом регулировании вопросы обеспечения качества пищевой продукции, направленные на защиту жизни и (или) здоровья граждан;

расширить список регламентируемых показателей за счет новых потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы, создающих риск жизни и здоровью человека, либо недопустимый риск жизни и здоровью будущих поколений, и обосновать нормативы их содержания в отдельных видах пищевой продукции, а также актуализировать систему оценки риска контаминантов для здоровья человека;

- в области обеспечения энергетической и пищевой ценности пищевой продукции:

разработать показатели и уровни содержания основных пищевых веществ и методики определения данных показателей и интерпретации полученных результатов с целью получения валидных данныхдля различных видов пищевой продукции;

- в области потребительских свойств пищевой продукции и аутентичности:

разработать показатели, характеризующие основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные приемлемые критерии идентификации для различных видов пищевой продукции;

предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности или аналогичных характеристик, градаций качества в зависимости от используемого сырья и ингредиентов;

внести показатели, обеспечивающие качества пищевой продукции, в технические регламенты на отдельные виды пищевой продукции;

признать необходимость корректировки понятийного аппарата, закрепленного в действующем законодательстве, определяющего качество пищевой продукции;

предусмотреть обязательность введения в стандарты организаций и технические условия показателей качества пищевой продукции не ниже нормативно установленных, в том числе требований стандартов ГОСТ и ГОСТ Р на аналогичные продукты, а также создать электронную базу данных стандартов организаций и технических условий с целью их доступности для государственных органов и потребителей;

установить обязательность внесения в маркировку пищевой продукции обозначения стандарта или технического документа организации, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция;

ввести обязательность обоснования при установлении сроков годности пищевой продукции.

 

2. Совершенствование, развитие и (или) создание методологическойбазы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции.

 

С целью разработки методическойбазы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции необходимо:

обеспечить усовершенствование, развитие и создание методов анализа новых контаминантов пищевой продукции химической и биологической природы,создающих риск жизни и здоровью человека, а также жизни и здоровью будущих поколений;

разработать методы обоснования сроков годности пищевых продуктов (на базе прогнозных лабораторных моделей и/или опытных пилотных производств), позволяющие моделировать поведение возбудителей порчи, биоконтаминантов, а также оценивать сохранность эссенциальных пищевых и биологически активных веществ, пробиотических микроорганизмов с учетом риска жизни и здоровью человека;

разработать в целях совершенствования практики досудебного урегулирования (разрешения) споров с участием потребителей в отношении пищевой продукции ненадлежащего качества методы оценки показателей качества с точки зрения их соответствия целям приобретения и заявленным потребительским свойствам, рецептурам, техническим условиям и так далее.

- в области энергетической и пищевой ценности продукции:

обеспечить усовершенствование, развитие и создание методов анализа и пробоподготовки для определения основных пищевых веществ для различных видов пищевой продукции;

создать базу данных по естественной вариабельности энергетической и пищевой ценности и других показателей качества пищевой продукции;

установить требования к обязательности аттестации методик определения энергетической и пищевой ценности и других показателей качества пищевой продукции;

- в области потребительских свойств пищевой продукции и аутентичности:

обеспечить создание, усовершенствование и развитие методов анализа основных физико-химических, микробиологических показателей и органолептических свойств для различных видов пищевой продукции;

обеспечить создание методов анализа пищевых и минорных биологически активных веществ для различных видов пищевой продукции;

установить требования к обязательности аттестации/валидации методик определения основных физико-химических, микробиологических показателей, а также к методикам дегустацииорганолептических свойств пищевой продукции;

установить химические, физические, биохимические, генетические и другие маркеры, позволяющие идентифицировать происхождение и способ получения (и/или переработки) пищевой продукции, и разработать высокоспецифические методы их определения;

актуализировать системы оценки эффективности биологически активных веществ.

 

3. Обеспечение мониторинга качества пищевой продукции.

 

С целью формирования общедоступного информационного портала мониторинга качества пищевой продукции необходимо:

обеспечить мониторинг качества пищевой продукции с учётом спектра потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы (включая остаточные количества веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве в целях профилактики и лечения болезней продуктивных животных и растений, средств защиты растений, антибиотикорезистентные микроорганизмы), и пищевой ценности, потребительских свойств;

создать единую информационную систему результатов лабораторных исследований пищевой продукции, интегрирующую данные, полученные по результатам надзора;

обеспечить доступ заинтересованным лицам к результатам оценки качества пищевой продукции, проводимой надзорными органами, посредством создания единого информационного портала в сети «Интернет».

С целью информирования потребителей, а также повышения ответственности производителей и других участников процесса обращения пищевой продукции на продовольственном рынке необходимо:

создать общедоступную информационную базу о нарушителях, допустивших производство и выпуск вобращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, с последующим размещением сведений в сети «Интернет».

 

4. Совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения надзора и контроля, применения мер административной ответственности за несоблюдение участниками производства и обращенияпищевой продукции требований к ее качеству

 

В области совершенствования надзора и контроля за соблюдением производителями и участниками обращения пищевой продукции обязательных требований к её качеству, необходимо:

предусмотреть государственную регистрацию тонизирующих напитков; пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, пробиотических микроорганизмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов; пищевой продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированных микроорганизмов; наноматериалов и пищевой продукции, полученной с использованием нанотехнологий; отдельных видов функциональной пищевой продукции;

актуализировать требования в части маркировки пищевой продукции, содержащей пищевые добавки, ароматизаторы, ферментные препараты;

предусмотретьособенности маркировки пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, изготавливаемых с использованием генетически модифицированных микроорганизмов;

внедрить риск-ориентированный подход при осуществлении при осуществлении государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

усовершенствовать контроль качества пищевой продукции, полученной с использованием биотехнологий, в том числе генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов и генетически модифицированных микроорганизмов;

актуализировать систему допуска в пищевую промышленность и контроля в процессе оборота пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов нового вида;

закрепить в законодательстве принцип ответственности участников производства и обращения пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, в зависимости от степени их вины;

5. Создание единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции.

 

С целью создания единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции необходимо:

установить комплексные требования к единой информационной системе прослеживаемости пищевой продукции, включающие идентификацию участников правоотношений на всех этапах процесса производства и обращения пищевой продукции;

предусмотреть использование современных технологий маркировки контрольными (идентификационными) знаками пищевой продукции, которые должны обеспечить её идентификацию, содержать сведения о товаре, его производителе, импортере, продавце, задействованных в обороте;

предусмотреть в единой системе имеющиеся в настоящее время отдельные элементы системы прослеживаемости пищевой продукции;

обеспечить доступ к единой информационной системе потребителей и общественных объединений потребителей в целях практического использования, их своевременного информирования, минимизации рисков приобретения некачественной пищевой продукции.

 

6. Разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции.

 

С целью создания системы управления качеством пищевой продукции, необходимо разработать руководящий документ о создании, принципах функционирования, основных элементах, участниках и порядке внедрения системы управления качеством пищевой продукции в сфере ее производства и обращения.

 

7. Создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества, а также пищевой продукции здорового питания.

Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение качественной пищевой продукции предполагает:

разработку мер по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевой продукции для здорового питания, в том числе со сниженным содержанием жира, сахара и соли, специализированных, а также функциональных и обогащенных пищевых продуктов;

поддержку инициатив и пилотных проектов в разработке продуктов здорового питания, в том числе путём программ сотрудничества и партнерских взаимодействий с предпринимательским сообществом, налоговых льгот и преимуществ;

проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к системам добровольной сертификации пищевой продукции.

 

8. Создание условий для производства продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества.

 

С целью создания условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, в том числе специализированных, функциональных и обогащенных, органических пищевых продуктов, необходимо:

обеспечить проведение научных исследований, направленных на медико-биологическое обоснование, разработку рецептур и составов, новых технологических приёмов, а также разработку инновационных упаковочных материалов для сохранения качества пищевой продукции;

уточнить понятийный аппарат в отношениифункциональной, специализированной, обогащенной, органической пищевой продукции в части содержащий терминов, определяющихих отличительные признаки, оценку эффективности и положительное влияние на здоровье человека;

актуализировать действующие нормы, регулирующие требования к критериям и методам оценки эффективности специализированной и функциональной пищевой продукции;

разработать методологию подтверждения эффективности (пользы для здоровья) специализированной и функциональной пищевой продукции, в том числе с использованием современных геномных и постгеномных технологий;

разработать предложения по совершенствованию системы гигиенического мониторинга производства продовольственного сырья и пищевой продукции;

актуализировать перечень разрешенных для использования в пищевой промышленности пищевых и биологически активных веществ в составе специализированной пищевой продукции и биологически активных добавок к пище, а также растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе специализированной пищевой продукции и биологически активных добавках;

усовершенствовать системы прогнозирования рисков развития заболеваний, связанных с контаминацией пищевой продукции и нарушениями структуры питания.

 

9. Возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов.

 

В целях возрождения производства в Российской Федерациипищевых ингредиентов необходимо:

разработать комплекс мер по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевых ингредиентов, продуктов химического и биологического синтеза;

разработать современные биотехнологии производства пищевых ингредиентов и технологии переработки пищевой продукции.

 

10. Актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ,

биологически активных веществ, остатков ветеринарных лекарственных средств и средств защиты растений.

 

С целью актуализации действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок и других веществ необходимо:

актуализировать систему допуска в пищевую промышленность и контроля в процессе оборота пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов;

систематически актуализировать перечни разрешенных для использования в сельскохозяйственном производстве ветеринарных лекарственных средств и средств защиты растений;

актуализировать требования к качеству пищевых добавок;

разработать новые аналитические методы определения аутентичности пищевых добавок, состава ароматизаторов и содержащихся в них биологически активных веществ, а также определения пищевых добавок в пищевой продукции.

регистрация новых пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков ветеринарных лекарственных средств и средств защиты растений, может осуществляться только после проведения аттестации методов контроля их содержания в готовой пищевой продукции.

 

11. Приоритетное развитие научных исследований в области питания человека; обеспечение качества и безопасности пищевой продукции; изучения роли питания; изучения роли питания в профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний; разработки технологий производства качественной пищевой продукции.

 

С целью развития научных исследований в области качества пищевой продукции необходимо обеспечить проведение фундаментальных, поисковых и проблемно-ориентированных прикладных научных исследований, направленных на:

выявление и оценку воздействия пищевых продуктов на здоровье населения, создающих недопустимый (неприемлемый) риск жизни и здоровью человека, либо недопустимый риск жизни и здоровью будущих поколений;

актуализация норм физиологических потребностей и рекомендуемых величин суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для различных групп детского и взрослого населения страны;

установление механизмов действия и метаболизма новых и потенциально опасных загрязнителей пищевой продукции химической и биологической природы (в том числе остаточных количеств веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве), новых пищевых добавок, проведение оценки их риска для здоровья населения (включая риски опосредованного характера, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, изменяющихся в результате взаимодействия с загрязнителями и пищевыми добавками, в первую очередь антибиотикорезистентных микроорганизмов в пищевой продукции) и обоснование регламентов их содержания в пищевой продукции, а также разработку системы мониторинга;

научное обоснование показателей энергетической и пищевой ценности с учетом расширения спектра показателей и определения интервалов нормы за счет минорных компонентов пищи и биологически активных веществ для различных видов пищевой продукции;

научное обоснование ключевых показателей потребительских свойств для различных видов пищевых продуктов с учётом их интервалов, размерности и градации качества (сортности);

разработку высокочувствительных и прецизионных аналитических методов обнаружения, идентификации и количественного определения опасных, потенциально опасных загрязнителей пищевой продукции, а также пищевых добавок, минорных биологически активных веществ пищи в пищевой продукции;

разработку инновационных технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья для получения новых видов специализированной и функциональной пищевой продукции;

создание доступных методов подтверждения заявляемой эффективности функциональной и специализированной пищевой продукции, в том числе с использованием современных геномных и постгеномных технологий;

медико-биологическое обоснование, разработку рецептур и составов, новых технологических приёмов, а также разработку инновационных упаковочных материалов для сохранения качества пищевой продукции;

разработку инновационных технологий ранней диагностики, прогнозирования, профилактики и диетотерапии алиментарно-зависимых заболеваний;

разработку рекомендаций по алиментарной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний на основе результатов мониторинга состояния питания и здоровья населения.

12. Продвижение принципов здорового питания.

 

С целью продвижения принципов здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни необходимо:

обеспечить широкую организацию эпидемиологических обследований (мониторинга) состояния питания и здоровья населения страны;

развитие сети консультативно-диагностических центров «Здоровое питание»;

разработать новые образовательные технологии, включающие Интернет-технологии и программы дистанционного обучения, программы по нутрициологии, диетологии, пищевой биотехнологии и другим новым технологиям пищевых производств, для системы высшего и дополнительного профессионального образования, подготовки специалистов и кадров высшей квалификации в сфере медицины, биологии, агропромышленного комплекса и педагогики, образовательных программ для начальной и средней школы, а также просвещения населения;

обеспечить широкое освещение мероприятий по продвижению здорового питания в средствах массовой информации.

 

IV. Механизмы реализации Стратегии.

 

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические механизмы.

Правовые механизмы включают развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза.

Организационно-управленческими механизмами являются:

создание единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции;

формирование общедоступной информационной систем мониторинга качества пищевой продукции;

создание системы управления качеством пищевой продукции;

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа профессий, связанных с сельскохозяйственным производством, хранением и переработкой сельскохозяйственного сырья, технологиями пищевых производств;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников медицины, пищевого производства, образования и других социальных сфер деятельности.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области создания критериев и показателей качества пищевой продукции;

формирование системы организации научных исследований в области разработки технологий производства пищевой продукции с целью обеспечения и сохранения ее качества от производства до конечного потребителя;

проведение проблемно-ориентированных и прикладных исследований в области разработки методов определения показателей качества пищевой продукции и оценки рисков новых контаминантов природного, технологического и антропогенного происхождения;

проведение фундаментальных, поисковых и проблемно- ориентированных прикладных научных исследований, направленных на изучение роли питания, профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний;

создание и изучение влияния на организм человека продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для реализации Стратегии;

создание гибкой системы стимулирования производителей продукции с заданными характеристиками качества;

поддержку отечественных производителей пищевых ингредиентов и биологически активных веществ.

V. Ожидаемые результаты.

 

Реализация Стратегии обеспечит:

увеличение средней продолжительности жизни и активного долголетия;

достижение массовой приверженности принципам здорового питания, как одного из факторов здорового образа жизни;

повышения доли качественной пищевой продукции в структуре продовольственного рынка, прежде всего за счет отечественного производства;

снижение удельного веса пищевой продукции, находящейся в обращении, способной привести к возникновению риска ее вредного воздействия на человека и будущие поколения;

создание целостной научной системы, обеспечивающей на постоянной основе комплексные исследования в сфере производства, обращения и потребления качественной пищевой продукции, в том числе связанные с передовыми технологиями;

развитие кадрового потенциала в агропромышленном комплексе и системе здравоохранения;

создание благоприятного инвестиционного климата для отечественного бизнес-сообщества в сфере производства пищевой продукции с учетом роста потребностей населения;

снижение расходов на здравоохранение, обусловленных необходимостью лечения заболеваний населения, связанных с неполноценным, нерациональным питанием;

рост доверия потребителей к отечественной пищевой продукции за счет повышения ее конкурентноспособности, улучшения потребительских свойств продукции при сохранении уровня ее доступности и покупательской способности населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: