Методические рекомендации по подготовке и проведению лекции
Лекции составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов, макетов, использование мультимедиа аппаратуры.
Лекции читаются заведующими кафедрой, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций допускаются наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие учёную степень или педагогический стаж не менее пяти лет.
Лекция является исходной формой всего учебного процесса, играет направляющую и организующую роль в самостоятельном изучении предмета. Важнейшая роль лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.
Основные требования к лекции
· Глубокое научное содержание.
· Творческий характер.
· Информационная насыщенность.
· Единство содержания и формы.
· Логически стройное и последовательное изложение.
· Яркость изложения.
· Учёт характера и состава аудитории.
Типы лекций
1. Учебно-программная лекция освещает главные, узловые вопросы темы
2. Установочная лекция своей задачей ставит организационную работу слушателей по изучению предмета.
3. Обзорная лекция читается на заключительном этапе изучения или курса.
|
Основное внимание в лекции сосредотачивается на глубоком, всестороннем раскрытии главных, узловых, наиболее трудных вопросов темы. Уже на начальном этапе подготовки лекции преподаватель решает вопрос о соотношении материалов учебника и лекции. Он выделяет из учебника ведущие проблемы для более глубокого и всестороннего раскрытия их в лекции.
Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, вводную часть и заключение.
В ходе подготовки лекции необходимо:
· Определить основное содержание и расположение материала.
· Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы; в какой мере и как осуществить связь с задачами образования; где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;
· Как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.
Педагогическая деятельность преподавателя
В круг задач лектора входят:
1. Установление и поддержание контакта с аудиторией
2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции
3. Достижение убедительности речи
4. Эмоциональное воздействие на слушателей
5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.)
6. Соблюдение некоторых правил на трибуне
Начало лекции
Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.
|
Затем изложить вводную часть, в которой сказать:
· О роли и месте данной темы в курсе;
· Дать краткую характеристику литературы;
· Сообщить о распределении времени на тему;
· Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.
Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.
Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.
Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается:
· Логикой изложения материала.
· Глубиной содержания материала.
· Чётким формулированием положений.
· Использованием в лекции новых интересных данных.
· Использование мультимедиа.
· Включение в лекцию материалов из практической деятельности.
Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.
|
Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.
Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.
Важное условие успеха – интонация и выразительность речи, оптимальность её ритма и темпа, включение элементов юмора и т.п.
Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что слушатели записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает слушателям усвоение логики лекции, даёт возможность записать основные тезисы.
Заключительная часть лекции
В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции; делаются выводы, ставятся задачи для самостоятельной работы.
Существует твёрдый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.