по дисциплине «История педагогики и образования»




Лекции

 

Автор-составитель Т.П. Днепрова

 

Екатеринбург 2012

Лекция 1. Особенности курса «История педагогики и образования»

План

1. Сущность образования человека

2.Объект, предмет и задачи курса

3. Методология курса, связь педагогики и философии

4. Этапы развития и становления педагогики как науки

 

1. Сущность образования человека

Дисциплина «История педагогики и образования» является составной частью общей педагогики. Объектом исследования педагогической науки является образование человека. В единстве воспитания и обучения осуществляется образование человека. Человек становится тем, чем он есть – способным к созидательной деятельности, творчеству, общению благодаря образованию. Цель образования – приобщение человека к культурным ценностям общества (науке, искусству, нравственности, религии, технике, праву, хозяйству) и превращение «природного человека» в культурного. (С.И. Гессен). Таким образом, образование человека есть не что иное, как культура индивида. Культура (в узком смысле) – это сфера духовной жизни человека, которая определяет цели и ценности жизни, раскрывает смыслы человеческого существования и его жизнедеятельности. Изучение мирового историко-педагогического процесса представляется необходимым условием понимания цели и смысла образования человека. В соответствии с этим, курс «История педагогики и образования» изучает философско-педагогические идеи зарубежного и отечественного наследия, теорию и практику воспитания и обучения человека, генезис основных систем образования в различные исторические эпохи.

2. Объект, предмет и задачи курса

Объектом курса «История педагогики и образования» является мировой историко-педагогический процесс, закономерности его развития в единстве теории и практики воспитания, обучения, образования у различных народов в различные исторические эпохи.

Предмет курса – процесс осмысления педагогической теории и практики образования человека в истории развития общества.

 

Задачи курса:

1) изучение и анализ философско-педагогической мысли представителей различных эпох,

2) рассмотрение систем воспитания и образования в истории различных стран,

3) изучение истории развития и становления педагогической науки,

4) объективное осмысление мирового историко-педагогического опыта, что предполагает соблюдение принципа НАУЧНОГО ИСТОРИЗМА – отказ от однозначности, односторонности суждений о прошлом, рассмотрение всех педагогических явлений и фактов строго в контексте конкретно исторического времени, эпохи. Научная объективность исключает в равной мере как АПОЛОГЕТИКУ (восхваление, незаслуженная защита), так и ОЧЕРНИТЕЛЬСТВО. Однако мы не можем полностью отказаться от субъективного мнения, поэтому необходимо рассмотрение различных точек зрения на то или иное историко-педагогическое явление.

3. Методология курса, связь педагогики и философии

Методологической основой курса «История педагогики и образования» является философия, ее лучшие гуманистические традиции различных философских направлений. Методология – это учение о рациональных методах и способах познания каких-либо явлений, процессов и мира в целом. Методология истории педагогики и образования определяет общие подходы к познанию и использованию закономерностей теории и практики воспитания и образования человека. В конечном счете, методология выводит нас на практику – на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Философия определяет цели жизни общества. А цели жизни общества тесно связаны с целями образования. Жизнь общества определяет образование и обратно – образование воздействует на жизнь общества – чем выше уровень образованности в обществе, тем более оно нравственно, свободно и демократично (и наоборот). В истории развития общества философы всегда обращались к воспитанию и образованию человека, т. к. от уровня воспитанности и образованности зависело развитие самого общества. Поэтому до XVII века педагогика была составной частью философии.

4. Этапы развития и становления педагогики как науки

I этап – практика воспитания – накопление опыта воспитания младшего поколения (первобытное общество). Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.

II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) – философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания: античность – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека; средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.

III этап – педагогическая наука (новое и новейшее время) – с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.

 

 

Лекция 2. Модели воспитания и образования человека

План

1. Сущность теоцентрической модели воспитания

2. Сущность социоцентрической модели воспитания

3. Сущность натуроцентрической модели воспитания

4. Сущность антропоцентрической модели воспитания

В истории педагогической мысли и педагогической деятельности можно выделить 4 модели воспитания и образования человека. Первая и вторая модели определяются как объективно-всеобщий тип, третья и четвертая модели – как субъективно-индивидуальный тип.

1. Сущность теоцентрической модели воспитания

Человек понимается как продукт божественного творения. Цель воспитания – подготовка к вечной, загробной жизни и служение Богу, или цель образования – воспитание истинного христианина и добродетельного человека.Отсюда – формирование богоугодных качеств личности: покорность, смирение, добродетельность, милосердие, сострадание. В данной модели выделяются две крайности:

а) ветхозаветное воспитание (педагогика),

б) новозаветное – христианское воспитание (педагогика).

Ветхозаветная педагогика – это патриархальное воспитание, образец авторитарной педагогики. Младшие беспрекословно подчиняются старшим (отцу, матери). Самостоятельность детей не приветствуется, дети должны «жить не по своей воле, а по воли родительской». Воспитывать так, «чтобы перед Богом трепетали и родителей боялись» (И. Т. Посошков). Личность ребенка уничижается перед авторитетом старших. Обязательно физическое наказание – как метод воспитания детей.

Христианская педагогика ориентирована на гуманистическое воспитание, т. к. человек (ребенок) рассматривается как образ и подобие Бога. Следовательно, в ребенке заложено творческое начало, способность к духовному совершенствованию. Если человек будет следовать заповедям Христовым, будет нравственным, то он приблизится к Богу. Утверждается вера в человека как божественное создание. Вера в человека отражена в Нагорной проповеди Христа, призывающего людей: «… будьте совершенны как Отец ваш Небесный…».

Идеи ветхозаветной педагогики отражены в «Домострое» (XVI век),в педагогических трудах Ивана Тихоновича Посошкова (XVIII век).В Средние века в Западной Европе иезуитское воспитание построено на ветхозаветной системе ценностей. Идеи христианской педагогики прослеживаются у Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого и других.

2. Сущность социоцентрической модели

Человек рассматривается как продукт социальной среды, его назначение – служение обществу, государству. Цели воспитания определяются потребностями общества, государства, а человек как СРЕДСТВО их удовлетворения и достижения. Цель воспитания – формирование ЛИЧНОСТИ с соответствующими социальными качествами (альтруизм, коллективизм, самопожертвование и др.). Личность – социальная сущность человека. Приоритет отдается общественным и государственным формам воспитания, принижается роль семьи. В этой модели прослеживаются идеи Платона, К. Гельвеция, философии марксизма, А. С. Макаренко.

3. Сущность натуроцентрической модели

Человек рассматривается как часть природы (микрокосм). Признается врожденность характера человека и всех его качеств. Смысл жизни – следование природе человека, его биопсихическим потребностям, очищение от «ложных», «искусственных» потребностей, навязанных цивилизацией, культурой, обществом. Лозунг Ж.- Ж. Руссо отражает эту идею: «Назад к природе!». Цель воспитания – развитие всех природных задатков человека, главный принцип – природосообразность. В дальнейшем эти идеи получили свое развитие в педагогике прагматизма: детская активность важный фактор развития природы ребенка. Цель воспитания – содействие самореализации личности ребенка. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания». В школе необходимо учить тому, что имеет практическую пользу (утилитаризм), т.е. давать только полезные знания, необходимые для жизнедеятельности человека, которые обогащают опыт детей полезным содержанием. Наблюдается некоторое умаление теоретических знаний. В данной модели отражены идеи Ж.- Ж. Руссо, педагогики прагматизма Дж. Дьюи и других.

4. Сущность антропоцентрической модели

По данной модели признается духовная сущность человека. Человек – самоценность и ЦЕЛЬ образования. Цель воспитания – развитие индивидуальности человека (воспитание свободной индивидуальности), т.е. процесс самосозидания на основе внутренней творческой активности.

Условия воспитания индивидуальности – свобода человека, его автономность, независимость от общества, коллектива. Основные качества, которые необходимо развивать: самостоятельность, самодеятельность, ответственность, самодостаточность. По этой модели предпочтенье отдается семейному воспитанию. Основы антропоцентрической модели заложены Сократом. По его мнению, роль учителя – побуждать в ученике стремление к истине и начинать нужно с себя («познай самого себя»). У И. Канта – идея внутренней активности человека, опора на внутренние сущностные силы его отражает ценностный подход к человеку-субъекту. Философия экзистенциализма пронизана верой в человека, признает уникальность его как личности и индивидуальности («существование предшествует сущности…»). Главный принцип – «человек есть лишь то, что сам из себя делает» – Ж.- П. Сартр.

Представленные модели редко встречаются в чистом виде, чаще происходит различное сочетание их. В каждой модели есть и положительное и отрицательное, главное – это мера, рациональное зерно.

 

 

Лекция 3. Воспитание и обучение в странах Древневосточной цивилизации (Египет, Китай)

План

1. Происхождение понятий воспитание, обучение, образование

2. Первые школы в Египте

3. Школы и сущность воспитания в Китае

 

1. Происхождение понятий воспитание, обучение, образование

Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей является важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Понятия воспитание, обучение, образование по своей сути историчны, более древним является понятие «воспитание» (питание, взращивание). Выделяют две концепции происхождения воспитания:

а) эволюционно-биологическая (Дж. Симпсон), которая сближает воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной заботой о своем потомстве у высших животных, т. е. воспитание – это инстинкт;

б) психологическая (Пол Монро) – происхождение воспитания связано с инстинктивно-бессознательным стремлением детей подражать взрослым, т. е. воспитание исходит от подражания.

Когда человечество осознало, что знание есть ценность само по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, такая деятельность получила название «обучение».

«Образование» было введено в педагогическую науку в XVIII веке швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци – создание «образа» человека как духовного и физического существа. В России это понятие было введено также в конце XVIII века известным просветителем Н. И. Новиковым и имело подобную трактовку.

2. Первые школы в Египте

Прародиной образования является Древневосточная цивилизация, страны – Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия. Рассмотрим две из них: Египет и Китай.

В Египте получили развитие следующие типы школ:

1) жреческие школы – создавались при храмах и готовили служителей культа, знания как приобщение к таинству, которые не для всех – для избранных. Содержание образования было более широким, чем в других школах и многопредметным, кроме письма, счета и чтения, включало право, астрономию, астрологию, медицину, религиозные учения.

2) дворцовые школы – для обучения детей знати, будущей элиты общества, больше всего уделяли внимание воспитанию хороших манер;

3) школы писцов-чиновников – для удовлетворения нужд административно-хозяйственного управления;

4) военные школы – обучение детей египетской знати, готовили военноначальников. Самой элитарной была школа колесничих.

Содержание образование в этих школах: письмо, чтение, счет (чаще всего 2 арифметических действия – сложение и вычитание). Кроме этого в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер. Обучали мальчиков от 5 до 16 лет. В школе царила суровая палочная дисциплина. Об этом говорят дошедшие до нас древние папирусы, в которых были такие школьные поговорки: «Уши мальчика на его спине».

3. Школы и сущность воспитания в Китае

В Китае (3-2 тыс. до н. э.) ведущим типом школ были общинные школы. В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Позже в I тыс. до н. э. появились еще 3 предмета: управление конем, письмо и счет, хотя письму и счету не уделялось должного внимания, т.к. военноначальник был предпочтительнее, чем писцы. Тем более что письмо было очень сложным, количество знаков (иероглифов) достигало несколько тысяч. Школьное обучение начиналось с 6-7 лет, сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание. Система образования включала три ступени:

I ступень (элементарное обучение) – заучивание с голоса учителя текстов, умение писать и понимать значение иероглифов,

II ступень (повышенное обучение) – добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения,

III ступень (высшее) – для тех кто стремился стать ученым или чиновником. Здесь обучали ораторскому искусству и философии.

Под влиянием этико-политического учения Конфуция (6-5 век до н. э.) образование в Китае носило в основном гуманитарный характер. Методика обучения строилась на основе следующих принципов: а) согласие между учеником и учителем, б) легкость обучения, в) самостоятельное размышление.

Основные черты конфуцианства:

- призыв к нравственному совершенству,

- критика жестокого отношения правителей к народу,

- провозглашение принципов ЖЭНЬ (гуманность) и ЛИ (нормы, правила поведения в обществе и семье, основанные на гуманности).

Основная цель образования по Конфуцию

Воспитание «благородного мужа (мужчины)», «совершенного человека», соблюдающего принципы морали.

Сущность учения Конфуция:

- установка на развитие самостоятельного мышления учащихся,

- внимание к формированию способностей и склонностей учеников,

- индивидуальный подход к каждому ученику.

 

Цивилизация, созданная государствами Древнего Востока, явилась важным источником развития мировой духовной культуры и образования.

 

Лекция 4. Системы воспитания и образования в античном мире

План

1. Спартанская система воспитания

2. Афинская система воспитания и образования

3. Римская система воспитания и образования

 

1. Спартанская система воспитания

В Античном мире сложились три системы воспитания и образования: спартанская, афинская и римская.

Спартанская система воспитания является классическим примером авторитарной педагогики. Спарта (VIII-IV вв. до н.э.) являлась главным городом-полисом в греческой области Лакония, географическое положение которой было неблагоприятным – высокие берега, мало удобных бухт для торговых контактов. Система воспитания носила преимущественно военно-физический характер. Цель спартанской педагогики: полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, воспитание бесстрашного и дисциплинированного воина. От слабых и больных детей избавлялись как можно раньше (сбрасывали со скалы). Воспитывать по спартански означает формирование сурового, закаленного и выносливого воина, волевого и целеустремленного человека. Спартанцы (спартиаты) были свободными гражданами, но повиновались законам государства. С раннего возраста дети из состоятельных семей отдавались кормилицам. Законы Спарты предписывали – с 7 лет мальчик-спартиат должен находиться в государственных учебно-воспитательных учреждениях – агеллах, затем в эфебах.Основные направления воспитания в агеллах (с 7-18 лет):

а) физическое воспитание (приоритет):закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду, боль; военно-гимнастические упражнения – пятиборье (бег, метание копья, диска, борьба, плавание);

б) эстетическое воспитание – обучали хоровому пению боевых гимнов и маршей и т.п.

в) нравственное и политическое воспитание – государственные руководители вели специальные беседы с молодежью, рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами Отечества, о героях, учили науке «подчинять и подчиняться».

г) умственное воспитание – детей приучали к четкости и краткости ответов (лаконичная речь).

В эфебах – с 18-20 лет осуществлялось военно-политическое воспитание, юноши строили военные укрепления, несли военную службу. Для воспитания презрения и безжалостности к рабам-илотам, молодые спартиаты принимали участие в КРИПТИЯХ – тайные ночные убийства илотов. В 21 год молодой человек становился равноправным членом сообщества спартиатов.

Военному и физическому воспитанию подвергались и девушки-спартанки. Во-первых, девушки должны быть здоровыми и крепкими, чтобы рожать здоровых детей. Во-вторых, когда мужчины уходили на войну, женщины были вооружены, несли охрану и держали в повиновении рабов. Девушки обучались также навыкам домоводства, музыке, уходу за ребенком.

По сравнению с другими полисами Спарта вела более аскетический образ жизни (быть не притязательными к бытовым удобствам). Существовали определенные этические нормы – скромность, умеренность, почитание старших. Равноправие свободных граждан проявлялось, например, в том, что роскошные платья были поставлены вне закона – все должны были носить одинаковые короткие плащи (туники).

К спартанцам в греческом мире относились с изумлением, уважением, но без симпатии, их не любили.

2. Сущность афинской системы воспитания и образования

Афинская система воспитания заложила основы гуманистической педагогики. Афины было богатым государством, хорошее географическое положение способствовало (множество удобных бухт) бурному развитию торговли. В V-IV вв. - расцвет культуры и демократии. 20-ти тысячный город дал миру целую плеяду известных государственных деятелей, ученых, философов, деятелей культуры и искусства. Идеал воспитания в Афинах – калокагатия – гармония духа и тела, гармоничное развитие человека (Аристотель). До 7 лет традиционно семейное воспитание. Все свободные граждане должны были получить воспитание и обучение. Законы Солона гласили: «Если отец не обучил своего сына какому-либо ремеслу, сын имеет право не кормить отца в старости». С 7 лет – школьное обучение. Учебные заведения дидаскалейоны были частными (платными).

 

Типы школ в Афинах:

1. мусические (начальные школы) – с 7 лет

а) школа грамматиста

б) школа кифариста

Обучали искусству читать и писать, счету. Музыка, поэзия, грамматика были тесно связаны.

2. гимнастические школы – с 12 лет, палестра – пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

3. гимнасии (повышенное образование) с 15-16 лет, в V- IV вв. до н. э. выделяются три гимназии:

а) Академия (Платон, около храма афинского героя Акадэма)

б) Ликей (Аристотель, около храма Апполона Ликейского)

в) Киносарг (Антисфен – основатель философской школы киников –умеренность во всем, нетребовательность, некоторое пренебрежение к культуре.

Изучали философию, литературу, осуществлялось гражданское воспитание – беседы на политические и нравственные темы + физическое воспитание.

4. Эфебы – высшее образование, обучались лучшие юноши с 18 до 20 лет. Изучали политические науки, законы Афинского государства, занимались профессиональной военной подготовкой. После окончания – полноправные граждане. Девушки получали воспитание дома. Однако для девушек существовали и своеобразные школы гетер.

В VI в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы. Среди них выделялась пифагорейская школа (основатель Пифагор). Она представляла собой своеобразное религиозно-этическое братство. В эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.) в общинах пифагорейцев получило развитие женское образование. В конце V – начале IVв. до н.э. появились частные школы софистов – учителей мудрости, которые обучали красноречию и логике.

Древнегреческие философы внесли существенный вклад в дальнейшее развитие педагогической науки. Яркие представители философско-педагогической мысли: Сократ, Платон, Аристотель. Гераклит и Демокрит раскрыли сущность принципа природосообразности. Эпикур педагогическую задачу видел в освобождении человека от невежества через обучение правильно мыслить, учеников он собирал в своем саду в Афинах, его беседы могли посещать все – мужчины и женщины, свободные и рабы.

3.Сущность римской системы воспитания и образования

В Римской системе образования сочетаются черты спартанской и афинской систем воспитания. Римская система образования носила гражданский характер. Цель воспитания: подготовка активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, умным политиком, уважающим римские законы, практичным землевладельцем

Типы школ в Риме

1. Тривиальные школы (элементарные) – школы размещались в доме учителя, в мастерской ремесленника или на улице во дворе, на перекрестке – (с 7 лет) – чтение, письмо, счет, основы законов Рима.

2. Грамматические школы (повышенного уровня) – с 12 лет. Учителями часто были греки. Изучали латинскую грамматику, греческий язык, греческую и римскую литература, правоведение.

3. Риторские школы (с I века до н. э.) – школы ораторов, высшие учебные заведения для патрициев (примерно с 14-15 лет).

В этих школах было глубокое гуманитарное образование:

- изучали римских и греческих философов, историков, ораторов, поэтов, римское право, риторику – искусство убеждения и красноречия.

В Римской империи в первые века нашей эры складывается своеобразный школьный канон – «семь свободных искусств», включавший две части: тривиум и квадривиум, которые стали основой образования в средние века.

Известные деятели Рима: Цицерон – философ, оратор, Сенека – философ-педагог, Марк Фабий Квинтилиан – педагог, теоретик ораторского искусства.

В целом, античная культура заложила основы классической системы образования в Западной Европе.

Лекция 5. Развитие западноевропейского образования и педагогической мысли в Средние века - VI –XVI вв. (раннее средневековье и эпоха Возрождения)

План

1.

 

 

Лекция 6. Педагогическая теория и образовательная практика

Западной Европы XVII- середина XIX вв.

План

1. Концепция воспитания джентльмена Дж. Локка

2. Педагогическая теория «свободного воспитания» Ж-Ж. Руссо

3. Педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци

4. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта

5. Социально-педагогические эксперименты Р. Оуэна

 

1. Концепция воспитания джентльмена Дж. Локка

Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – педагогический труд – «Мысли о воспитании» -

«Правильно мыслить более ценно, чем многое знать»

Теория «воспитания джентльмена» Дж. Локка носит эмпирико-сенсуалистический характер (эмпирика - греч. – опыт), раскрывая происхождение знаний и идей из чувственного опыта. По Дж. Локку в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa). Отсюда большая роль отводится воспитанию (примеру), а приоритет отдается домашнему воспитанию. Суть концепции в следующем. Существует внешний опыт – через ощущения, органы чувств человек познает мир и внутренний опыт – деятельность рассудка, который перерабатывает внешние ощущения. Рассудок определяет выбор человека – что есть счастье и польза (утилитаризм). Поэтому большое значение придается воспитанию разума человека, развитию мышления.

Цель образования – воспитание джентльмена (умственное, нравственно-религиозное, физическое, эстетическое, трудовое). Джентльмен – это дворянин, отличающийся утонченностью в обращении (этикет), имеющий качества буржуазного бизнесмена и предприимчивого человека.

 

ФРАНЦИЯ – 18 век. - Эпоха Просвещения – путем просвещения можно

воспитать «нового человека» и будет «царство разума».

Ж. Ж. РУССО – (1712-1778 гг.) – теория «свободного воспитания» или

«естественного воспитания»,

пед. труд «Эмиль или о воспитании»

«Назад к природе!»

Человек испорчен обществом, поэтому воспитывать ребенка надо вне этого

общества (культуры) на лоне природы.

- Свобода – естественное право человека, отсюда уважение личности ребенка,

против подавления личности ребенка, против принуждения как метода.

- Воспитание получают из трех источников:

1) от природы – развивает способности и чувства

2) от людей – учат как ими пользоваться

3) от вещей – обогащают собственный опыт.

- Правильное воспитание, когда эти 3-и фактора действуют согласовано,

привести это в гармонию – задача воспитателя.

 

- Возрастная периодизация Ж.Ж. Руссо:

1) 0 – 2 лет – физическое воспитание (главное)

2) 2-12 лет - «сон разума», развитие внешних чувств, накопление сил ребенка

(не читать книг кроме Д. Дефо «Робинзон Крузо»)

3) 12-15 лет – умственное воспитание (главное)

4) 15- до 21 года – нравственное воспитание, период «бурь и страстей».

 

- Религиозное воспитание – «естественная религия», против сообщения религиозных истин. Сам юноша придет к «религии сердца», через размышления

о мудром устройстве мира.

- Трудовое воспитание – обязательно, научить владеть разными видами с/х

и ремесленного труда, чтобы зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу.

- Против наказаний – «метод естественных последствий».

 

ШВЕЙЦАРИЯ – 18-19 вв. – И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1746 – 1827гг.)

Теория «элементарного образования»,

Пед. труд «Лингард и Гертруда» - воспитательные возможности семьи.

- Организовывал приюты для детей-сирот, был там учителем и воспитателем.

- Создал институт (г. Ивердон), который включал:

– средняя школа

- учительская семинария

- приют для бедных детей

Цель воспитания – развитие всех природных сил и способностей человека

(развитие разностороннее и гармоничное),

главный принцип – согласие с природой человека (природосообразность).

Основа воспитания – формирование нравственности – деятельная любовь

к людям.

«Теория элементарного образования» - процесс обучения и воспитания должен

начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к более

сложному.

- Выдвинул идею развивающего обучения.

- Разработал общие основы начального обучения и частные методики

начального образования («отец частных методик»).

- Обосновал идею соединения обучения и с\х трудом (для крестьянских детей).

 

ГЕРМАНИЯ – 18-19 вв. – И. Ф. ГЕРБАРТ (1776 – 1841 гг.)

Книги по педагогике, психологии, математике.

Последователь И. Канта – цель воспитания выводит из этики – формирование

добродеятельного человека.

Процесс воспитания из 3-х разделов:

1) Управление – (для младших классов) поддержание порядка, «подавить

дикую резвость».

 

Средства: угроза, надзор, приказания, запрет, наказание (детально

разработал),

дополнительные средства – авторитет и любовь педагога.

2) Обучение – ввел термин «воспитывающее обучение», обучение основано

на многосторонности интересов:

а) познание окружающей

действительности,

б) познание общественной жизни и человека.

«То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно».

Выступал за классическое образование – гуманитарные знания.

3) Нравственное воспитание – (для старших классов) –

интеллектуализм – формирование в сознании учащихся нравственных понятий.

Сочетание нравственного и религиозного воспитания, как сдерживающего

начала. В нравственном воспитании опора на хорошие черты ребенка.

 

АНГЛИЯ – 18 -19 вв. - Роберт ОУЭН (1771- 1858 гг.)

Социально-педагогическая деятельность в г. Нью- Лэнарк (на бумажно-

прядильной фабрике):

а) школа для детей рабочих от 1 до 6 лет (ясли, детский сад)

б) начальная школа от 6 до 10 лет

в) вечерняя школа для подростков, работающих на производстве

с 10 до 14 лет

г) клубы для взрослых и семей рабочих (лекции, беседы, культурные

развлечения).

Представитель социалистов-утопистов – «Человек есть продукт

обстоятельств (среды) и воспитания»

Ведущая роль окружающей среды и воспитания в формировании человека.

Через улучшение условий жизни, просвещение народа и воспитания (нерелигиозное) появятся «новые люди», которые мирным путем установят

социалистические отношения (совместный труд, общественная собственность,

равенство).

- Цель воспитания – всестороннее развитие человека.

- Идея соединение обучения с производительным трудом (на фабрике).

- Коммунистические идеи – борьба с «троицей зла»:

частной собственностью, религией, буржуазными формами брака.

- Неудачная попытка создания коммунистической колонии в Америке

(1825-1828 гг.) – «Новая гармония» (общественная собственность, общий совместный труд и распределение продуктов труда, равные права для всех).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: