Анализ лирического произведения. (8 – 11 класс)




 

1. Название произведения, автор.

2. При каких жизненных обстоятельствах было написано данное произведение или что ему предшествовало? (Если можно найти упоминание об этом).

3. К какой разновидности лирики относится стихотворение? (Философской, любовной, пейзажной и т.д.).

4. Жанровая форма.

5. Особенности структуры (на сколько частей делится стихотворение, какими средствами подчеркивается это деление).

6. Строфика.

7. Ритмика (размер, сколько стоп в стихе, есть ли спондеи, пиррихии; если есть, то насколько они важны для смысловой организации стихотворения; расстановка пауз внутри стиха).

8. Рифмовка (какие рифмы в стихотворении: женские или мужские; какая рифмовка: перекрестная, опоясывающая или парная).

9. К какому из трех типов лирического произведения относится данное стихотворение?

10. Характеристика лирического героя («я»), если возможно. Степень его обобщенности.

11. Доминирующее настроение, движение настроения, формы передачи этого движения.

12. Сквозной образ, если есть.

13. Тема и мотивы стихотворения.

14. Фонетика (звукопись).

15. Лексика. Насколько новаторским или типичным для произведения какого – либо литературного направления являются эпитеты, метафоры, олицетворения и т.п.?

16. Поэтический синтаксис. Совпадает ли предложение со стихом?

17. Перекликается ли данное стихотворение со стихотворениями других авторов? С каким – то другим произведением автора анализируемого стихотворения?

 

 

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

А.Твардовский


Детство... Радость. безмятежность в нашей жизни детство это лучшая пора но как быть тем у кого его отняли.?

«Мальчики играли на горе»… Это стихотворение Владимира Луговского произвело на меня сильное впечатление. Оно поразило меня своей глубиной и прописанной сюжетной реальностью.

“Это всё было, и автор всё видел своими глазами,» -вот мысль, которая сразу же приходит в голову. Поэт обращается к теме войны..
Сам Владимир Луговской на своем веку пережил множество событий. Перед его глазами развивались революционные действия а также он прошел через две мировые войны. У автора было тяжелое детство и он отлично понимает каково это повзрослеть раньше времени. Во времена войны огромное число детей в лишилась самый счастливой части их жизни. Вместо Мирного неба над головой у них свистали пули и разряды летали самолеты и кружился дым. Не мог забыть об этом времени и Владимир Луговский, ведь автор не являлся сторонним наблюдателем он сам прошел дорогами войны. Поэт прошел тяжелый путь самопознания он изменился не изменив себе. Стихотворение “мальчики играют на горе” было написано в последний год жизни Владимира. В это время он переживал творческий подъем. Стихи Луговского, чаще грустные и мелодичные, напоминают песни, рассказывающие о жизни человека, его страданиях и печалях.

 

Произведение относится к философской лирике. Стихотворение написано в лирической манере, элегией, лексика его проста.
Совершенство формы стихотворения таково, что уже непонятно, в чём оно заключается, где его секрет,- так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда. Стихотворение начинается строкой «мальчики заводят на горе», которой выпала очень важная роль: она не только означает действие,фонетика ее ведёт главную, «музыкальную» тему, потом подхватываемую в следующих строчках звуки [ре] и [ры]: древние, иргы, икры. В некоторых словах нет льющихся звуков, а господствуют звуки [щ],[ ск],[ст], которые позволяют насторожиться.

Композиция стихотворения проста. развёртывание- включающее в себе множество эпитетов: Золотой туман, великой штилевой воды, Древние мальчишеские игры. кульминация начинается метафорой “смерти нет —Умерла она, лежит в могиле “, а заканчивается сравнением’’ Кружится орел —собрат героя”. В завершении,в свою очередь, представлены тема и идея произведения.

Стихотворение делится на 7 строф. Произведение написано ямбом, поэтому чёткое, ритмичное. Также этому сопутствует аллитерация звука [р] на протяжении всего произведения. в нем отсутствуют спондеи но есть пиррихии, подчеркивающие разнообразие словаря поэта.

Стихотворению соответствует Чередование мужской и женской рифмы, а перекрестная рифмовка придает стихотворению своеобразные ритм: за первой парой строк так и следуют другие.

В этом произведении “я “лирического героя совпадает с Личностью автора. Лирический герой- Человек прошедший нелегкую жизнь мечтающая спокойной мирного существования.

Вначале произведения Доминирующим является чувство напускного спокойствия. В кульминации Оно сменяется безмятежностью

Сквозным образом в стихотворении является образ “мальчишки”. Автор использует синекдоху для передачи образа детей. Этот образ присутствует на протяжении всего стихотворения, как в начале первой и двух последних стоп, так и читаемый нами между строк.

Тема и мотив этого произведения очень заключены в финальных строках:

Мальчики играют в легкой мгле.
Сотни тысяч лет они играют.
Умирают царства на земле —
Детство никогда не умирает.

На протяжении всего стихотворения мы слышим ассонанс звуков [о] и [е] это придает звуковой картины размеренность и задумчивость. Аллитерация шипящих звуков [ч],[ш] и свистящих звуков [з],[с] помогают нам представить картину окружающей среды. В свою очередь аллитерация звука [р] на протяжении всего произведения придает произведению динамичность. Эпитеты, метафоры этого произведения является типичной для социалистического реализма.

Поэтический синтаксис этого стихотворения представлен такими изобразительными средствами как анафора в начале двух последних стоп «Мальчики играют», инверсии «блещут икры, цветут сады» придающие произведению мелодичность и риторическое обращение «Опустись, туман, приляг, усни». В данном произведение предложения совпадают со стихом.

Данное стихотворение по своей теме схоже с многими другими произведениями. Также о детях войны писал с. Я. Маршак такое стихотворения как “Мальчик из села Поповки”.А также на эту тему Твардовский написал множество произведений: “В пилотке мальчик босоногий...”,” Две строчки”,” Со слов старушки” и другие.

 

И пусть с написания этого стихотворения прошло почти полвека, Но я считаю, что оно актуально и сейчас. Ведь в этом стихотворении затрагивается вечные проблемы. В нашем мире и сегодня идут войны, пресекается жизни, кто-то лишается детства. Закончить я хочу высказыванием Франса А. “Война — преступление, которое не искупается победой.”

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: