Тема 5. Конституция – основной источник конституционного права




Понятие конституции, ее социальное назначение.

В переводе с латинского слово constitutio означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении конституция – это документ учредительного характера.

Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря – ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г., Великая хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г.

Первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г., во Франции 3 сентября 1791 г. и Польше 3 мая 1791 г.

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в утверждении власти экономически господствующего класса буржуазии, в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.

Конституция – это основной закон общества и государства, представляющий систему правовых норм, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, регулирующий устройство государства и функционирование государственной власти, пределы ее осуществления, установливающий основы правового положения личности и взаимоотношения ее с государством.

 

Сущность конституции.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Раскрытие сущности конституции связано с определением ее природы, факторов, с которыми она связывается, с выяснением вопроса о том, чью волю и интересы она выражает.

Сущность конституции выявляется в том, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности и интересы вызвали ее к жизни.

Появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку. Оно обусловлено эпохой буржуазно-демократических революций, распадом феодального общества под натиском нарождающейся буржуазии. Требовалась специальная правовая форма защиты и охраны новых экономических устоев. Такую роль мог выполнить только правовой акт, воплощающий основы устройства общества и государства, объективирующий волю всего общества, всей нации.

В качестве одной из трактовок сущности конституции рассматривается общественный договор. Члены общества (граждане) как суверенные выразители воли народа заключили договор в форме конституции, в котором определяются жизненно важные вопросы устройства общества. Иная трактовка сущности конституции связывается с ограничением власти государства в целях предотвращения ее произвола. Государственная власть ограничивает себя, устанавливая в конституции пределы своей деятельности в отношении граждан.

Марксистско-ленинская концепция сущности конституции исходила из ее классовой направленности, выражающейся в том, что она отражала интересы не всего народа, а лишь волю господствующего класса.

Следует отметить, что в Конституции БССР 1978 г. ее сущность определялась как установление воли всего народа, которая объективировалась во всенародном государстве.

Воплощение сущностных начал в конституции обусловливается соотношением социальных (классовых) сил.

Фердинанд Лассаль в лекции «Сущность конституции» отметил, что действительная конституция страны – это фактическое соотношение общественных сил, существующих в стране. [Лассаль, Ф. Сущность Конституции: две речи / Ф. Лассаль. – СПб., 1905.]

Когда говорят о реальном соотношении общественных сил, то имеется в виду, что существует сила, обладающая реальной властью. Дж. С. Миль писал: «Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительной силой вне стен парламента» [Милль, Дж. С. Размышления о представительном правлении / Дж. С. Милль. – СПб., 1863. – С. 79.]

Разумеется, нельзя утверждать, что современные конституции закрепляют интересы лишь отдельных экономически благоденствующих групп.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Можно однозначно утверждать, что в конституциях (демократических государств) находят отражение интересы по существу всех слоев общества. Сущность конституции выражается в закреплении общедемократических аспектов, утверждающих право и возможность достойно жить в государстве как полноправный гражданин.

Однако следует различать формально-правовые положения конституции и фактическое их осуществление, реальное положение личности (человека) в обществе, государстве.

В целом же человечеству надлежит пройти трудный путь по преодолению неадекватного различия в фактическом правовом положении личности (человека) в обществе, обеспечении гармонизации ее прав, свобод, обязанности и ответственности.

Функции конституции

Сущность Конституции объективизируется в ее явлениях, а именно в функциях. Функции Конституции – это виды, содержание, направления воздействия ее положений на общественные отношения.

Различают следующие виды функций Конституции.

Политическая функция. Конституция представляет политический документ, объективизирующий в нормоустанавливающей форме волю субъектов политической системы на все сферы жизнедеятельности общества и государства.

Сфера, объем, формы воздействия субъектов политической системы (народа, государства, государственного аппарата, общественных организаций и т. п.) обусловливаются местом в политической системе. Ключевая роль в этом контексте принадлежит народу (гражданам), государству.

В Конституции (ее политической функции) воплощена интегрирующая парадигма, выражающаяся в объединении, координации всех субъектов (элементов политической системы) на обеспечение решения задач и функций общества и государства.

Политическая функция Конституции объективизируется в обеспечении гармонизации прав, обязанностей личности и государства: в утверждении демократических начал в правовом статусе гражданина, человека, недопущении произвола государства в отношении личности, утверждении взаимной ответственности личности перед государством, государства, общества – перед личностью.

В Конституции Республики Беларусь, ее политической функции заложены деятельный, мобилизующий потенциал, выражающийся в обеспечении активизации политической деятельности, в творческой, креативной активности всех субъектов (участников) политической жизни страны.

Организационная функция. Сущность, содержание организационной функции выражаются в закреплении в Конституции структурного устройства государственной власти, установлении системы, определении компетенции государственных органов и организаций, порядка, механизма осуществления возложенных на них задач и полномочий.

Идеологическая функция. Идеология – это система философских, политических, религиозных, правовых и иных взглядов на социальную действительность общества и государства. Идеология представляет определенную систему приоритетов, ценностей социальных групп (классов) отдельных индивидуумов на существующий порядок правоотношений, на необходимость его утверждения или изменения.

В ст. 4 Конституции Республики Беларусь утверждается, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

В государстве, таким образом, каждый вправе придерживаться мировоззрения, идеологии по своему выбору, убеждению.

Утверждается плюрализм, многообразие идей. Однако в этих идеях, взглядах на те или иные явления общественной и государственной жизни не может существовать государственная идеология.

Методологически ошибочными (социально вредными) являются суждения тех, кто считает Конституцию республики деидеологизированным документом, а наличие государственной идеологии – тоталитарного государства.

Идеологическая сущность Конституции закреплена в ценностях демократического правового государства, в правах, свободах личности. Эти ценности отражают интересы политических и других сил всего общества. Системообразующую парадигму государства и общества составляют отношения права собственности. Государство защищает интересы собственников, право собственности. В этом также объективируется сущность государственной идеологии.

Разумеется, государственная идеология насильственно не навязывается (сверху), а формируется, воплощается всем обществом на основе таких базовых ценностей, как справедливость, достоинство личности, обеспечение соблюдения ее прав и законных интересов и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: