Принятие, внесение изменений и дополнений в Конституцию представляют эпохальные события в государстве. В этом контексте устанавливается однозначная процедура осуществления такого рода действий. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в Беларуси устанавливается жесткий порядок принятия и внесения изменений (дополнений) в Конституцию. Прежде всего ограничен круг субъектов, правомочных инициировать принятие и изменение Конституции. Согласно ст. 138 Конституции «вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом».
Усложненный порядок установлен и при рассмотрении Конституции в Парламенте.
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Тема 6. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Правоприменение
Воплощение в жизнь норм конституционного права не происходит произвольно. Оно предполагает их активную реализацию, т.е. совершение действий посредством которых нормы, ее предписания воплощаются в жизнь в процессе практической деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Существуют различные формы, способы реализации норм конституционного права. В зависимости от форм реализации норм конституционного права различают: соблюдение, использование, исполнение. Адекватно этим формам реализации права существуют виды норм воздействия на поведение субъектов права: запрещающие, управомочивающие, обязывающие.
|
Соблюдение представляет универсальную форму реализации права. Оно выражается не просто (и не только) в «пассивной» обязанности, в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами, в том числе выраженными правоохранительными нормами права, – как утверждается в научной и учебной литературе. В соблюдении норм права объективируется сущность права. Краеугольную основу соблюдения права составляет строгое и неуклонное следование праву.
Использование права представляет реализацию норм (дозволенных правовыми нормами) субъективных прав граждан, как правило, для обеспечения удовлетворения их запросов и потребностей. При этом не является бесспорным утверждение о том, что использование или неиспользование такого рода прав гражданином является сугубо добровольным делом. Праву корреспондирует обязанность как применительно к самому субъекту (правопользователю), так и другим лицам. Более того, право сопряжено с обязанностью субъекта, например, получить обязательное базовое образование; праву на охрану здоровья корреспондирует обязанность лица (гражданина) заботиться о своем здоровье, здоровье других (прежде всего, детей, родителей).
|
Использование права как форма реализации права представляет прерогативу лишь граждан. Что же касается государственных органов, то их деятельность объективируется в форме идентичной исполнению норм права (как императива), не допускающих, как правило, альтернативы поведения управомоченных государственных органов.
Исполнение – активная обязанность государственных органов и граждан совершать действия на основании и в соответствии с правовыми нормами. Прежде всего, такая форма реализации права выражается в обеспечении осуществления всего спектра политических, экономических, социальных и других функций представительными и исполнительно-распорядительными и судебными органами. Что же касается граждан, то названная форма реализации права (норм) объективируется в выполнении обязанностей, прежде всего, конституционных: беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 84 Конституции Республики Беларусь); принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции Республики Беларусь); защищать Отечество (ст. 57 Конституции Республики Беларусь) и др.
Особое место в системе правореализации принадлежит правоприменению (в узком смысле) как организационно-правовой, процессуальной деятельности, связанной с обеспечением соблюдения, использования и исполнения правовых норм по осуществлению функций (законотворческих, исполнительно-распорядительных и судебных) управомоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией. В общетеоретическом, управленческом аспекте правоприменительную деятельность рассматривают как совокупность этапов, включающих сбор, анализ информации, принятие и осуществление решения. В этом ключе выделяют такие формализованные этапы, как установление конкретных обстоятельств дела, определение нормы (правила), которую надлежит применить к фактическим, конкретным обстоятельствам, принятие решения.
|
В юридической (научной, учебной) литературе по существу традиционно правоприменительная деятельность сводится к принятию (вынесению индивидуально-конкретных) решений (предписаний) в форме: а) оперативно-исполнительной, регулятивной правоприменительной деятельности по установлению конкретных прав и обязанностей в связи с позитивной деятельностью (назначение на должность, назначение пенсии, призыв на воинскую службу, регистрация актов гражданского состояния и др.); б) в форме правоохранительной деятельности, связанной с неправомерным поведением субъекта и применением мер принуждения (административного, уголовного), а также применением мер по предупреждению правонарушения.
Такого рода суждения небесспорны. Следует отметить, что в процессе законотворческой (нормотворческой) и исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности применяется широкий спектр решений (предписаний), направленных на совершенствование законодательства и повышение эффективности деятельности государственных органов. Принимаемые решения могут носить как общерегулятивный нормативно-правовой характер, так и конкретный, в том числе индивидуально-персональный в форме правоприменения.