Политическая система представляет один из элементов общества (общественной жизнедеятельности).
Политическая система – это совокупность взятых в единстве и взаимодействии государственных органов, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе установленных принципов и норм участвуют в политических отношениях, выражающихся в функционировании политической власти в обществе.
Власть вообще – это такое общественное отношение, которое выражается в способности возможности одних субъектов (людей) или групп добиваться осуществления (выполнения) своей воли другими людьми (группой людей).
Политическая власть – способность определенной группы людей (индивидуума) повелевать, навязывать свою волю (в той или иной мере) другим субъектам в виде предписаний, при неисполнении последних принимать меры воздействия (принуждения).
Сущность политической системы, элементов (структур) составляют отношения по управлению делами общества и государства, отношения взаимодействия, взаимосвязи между отдельными элементами, а также отношения подчинения, власти.
Политическая система как надстроечная обусловливается такими категориями, как тип государства, его экономический строй, соотношение социальных сил. В свою очередь, политическая система способна оказывать активное воздействие на происходящие процессы в обществе, содействую или препятствуя их позитивному развитию. В этом контексте актуальное значение имеет оптимизация соотношения административных (директивных) мер и начал самоуправления гражданского общества применительно ко всем сферам жизнедеятельности (политической, экономической, социальной и др.).
|
Субъекты политической системы.
Различают узкое (институциональное) понимание политической системы. В нее включаются лишь субъекты (институты), составляющие стержень политической системы: государство (основной элемент политической системы), органы местного самоуправления и управления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы и граждане, церковь (в теократических и клерикальных государствах). Указанные субъекты выступают в качестве основных.
Субъекты политической системы в широком смысле рассматриваются как система.
Система – это комплекс всех составляющих элементов, связанных с осуществлением политической власти. В него включаются не только политические учреждения или институты институционального свойства (государство, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы и др.), но и составляющий механизм осуществления политической власти; политический режим, политический процесс, политическая культура, политическое сознание, политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны и др.
Субъекты политической системы занимают определенное место в политической системе и адекватно ей выполняют возложенные на них функции, обладают различными полномочиями, формами и методами воздействия на происходящие в обществе и государстве процессы.
Государство – основной субъект политической системы.
Государство – это организация, обладающая верховной политической властью внутри страны и независимостью вовне (в отношениях с другими государствами).
|
Государство характеризуется интегрирующими признаками, позволяющими отделить его от других субъектов политической системы:
государство выступает в качестве интегранта такой социальной общности, как народ (граждане), в то же время представляющий неотъемлемый элемент, атрибут его суверенитета. В качестве системообразующего признака государства выступает его аппарат, который выделился из общества (государства), стоит над обществом, в то же время составляет его неотъемлемую часть. Государство – единственный субъект политической системы, который обладает властными полномочиями, способностью применять меры принуждения.
Государство обладает международной правосубъектностью, то есть вступает в международные отношения с другими субъектами.
Унитарные государства.
Республика Беларусь по форме политико-территориального устройства является унитарным государством.
Унитарное государство (от лат. unitas – «единство») – это единое национально-государственное устройство, разделенное на административные территориальные единицы, которые находятся с центральной властью в отношениях подчинения и не обладают признаками государственности. Закрепление в конституции унитарной формы устройства государства имеет политическую значимость как гарантия территориальной целостности Беларуси, никакая часть ее не может быть отчуждена.
– На всей территории страны без каких-либо ограничений действует единая Конституция, единая система права, нормами которой должны руководствоваться как центральные (республиканские), так и местные органы самоуправления и управления;
– функционирует единая система высших органов государства, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны и не может ограничиваться местными органами самоуправления и управления;
– имеется единое гражданство Республика Беларусь – между гражданами и государством существует правовая связь, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности;
– действует единая система судов, построенная на иерархической централизованной связи ее звеньев и инстанций. Суды в своей деятельности независимы, осуществляют правосудие, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального законодательства.
Федеративное государство состоит из государств-участников, субъектов, обладающих правовой самостоятельностью.