Тема 11. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА




11.1. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.

Система экономических общественных отношений – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

11.2. Право собственности

В научной литературе собственность рассматривается, во-первых, с точки зрения философии как форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу и, во-вторых, как имущество, которое понимается под термином «собственность». Прежде всего, собственность различается в зависимости от формы. В Конституции Республики Беларусь акцентируется внимание на значении «имущество». Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь «собственность может быть государственной и частной».

В Конституции Белорусской ССР (1978 г.) закреплялась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной как основы экономической системы БССР. К социалистической собственности относилось также имущество профсоюзных и других общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

В Конституции Республики Беларусь не выделяется колхозно-кооперативная (кооперативная), а равно собственность общественных организаций как специфическая форма. Государственная, кооперативная собственность, собственность профсоюзов, общественных организаций, церкви по своей правовой природе тождественны. Общность выражается в том, что они выступают в коллективной форме, характеризуются социальной, публичной значимостью.

Следует, однако, отметить, что степень общественной (публичной) значимости этих форм собственности различна. Государственная собственность направлена на удовлетворение общегосударственных нужд, коммунальная – на удовлетворение нужд населения, проживающего на территории той или иной административно-территориальной единицы. Субъектами права государственной, коммунальной собственности могут быть государство, население, проживающее на территории определенной административно-территориальной единицы, местные органы управления и самоуправления.

Большую роль играет выделение объектов права собственности, которые имеют особую значимость в системе экономических и культурных связей и должны усиленно охраняться и защищаться, а также рационально использоваться. К таким объектам следует отнести наряду с природными ресурсами (недра, воды, леса, земля сельскохозяйственного назначения) парки (лесопарки), заповедники, побережья рек, национальные музеи, театры и др. Этим объектам мог бы предоставляться статус национального достояния. Изменять правовой статус такого рода объектов права собственности можно лишь нормативными правовыми актами (законами) с учетом общественного мнения.

Кооперативная собственность, собственность общественных организаций, церкви принадлежит соответствующим социальным структурам (партиям, общественным организациям) для осуществления ими уставной деятельности. При этом каждый из указанных субъектов обладает различным объемом права собственности, ее приобретения, владения, пользования и распоряжения.

Согласно ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Частная собственность может носить как индивидуальный, так и коллективный (групповой, семейный) характер. Правосубъектность каждого из учредителей такой собственности обусловливается размером долей, пая, акций каждого из них и др. Следует отметить, что субъектами частной собственности могут быть также государство, административно-территориальные единицы, владея пакетом (долей) акций частной фирмы.

Учитывая вышеизложенное, в Конституции Республики Беларусь (ст. 13) следует закрепить, что в стране существует публичная собственность в форме государственной (в том числе коммунальной), кооперативной, общественных организаций, церкви, а также частная.

В условиях расширяющихся рыночных отношений актуальное значение имеет более широкое применение сложноструктурной модели права собственности, согласно которой имущество может одновременно принадлежать нескольким собственникам. К тому же в настоящее время товарный рынок становится обменом прав, а не вещей в их натуральном выражении. В большинстве случаев вещи следуют за правами, а не наоборот.

В целом следует отметить, что публичный или частный характер собственности определяется главным образом режимом имущества, а не тем, кто является собственником – корпорация публичного права или частное лицо (их комбинации).

Теоретическое и практическое значение имеет градация собственности (публичной) в зависимости от ее функционального назначения, т.е. от ее предназначения в системе преобразования экономических, политических и социальных отношений (взаимосвязей).

Собственность как имущественный, материальный элемент призвана выполнять задачи и функции обеспечения реализации многообразных публичных интересов общества и государства во всех их сферах жизнедеятельности. Собственность выступает средством, способом формирования, видоизменения публичных интересов, выражающихся в совершенствовании публичными собственниками в отношении конкретных объектов действий по приобретению, изменению (или прекращению) публичной собственности. Это выражается, прежде всего, в создании государством суверенных фондов, средства которых инвестируются в приобретение ценных бумаг и базовых активов национальных компаний или зарубежных эмитентов. Указанная функция (деятельность) определяется как субстанциональная.

Использование собственности, определение ее социальной функции, а именно в какой мере она служит всеобщему благу, должно определяться на конституционно-правовом уровне. Следует отметить, что в республике не предусмотрен механизм, порядок использования собственности с учетом общественной пользы. Более того, в ст. 44 Конституции Республики Беларусь устанавливается негативный, запретительный аспект в отношении правопользования собственностью: «Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц». Речь должна идти о позитивной, созидательной функции собственности в создании общественных благ. В этом аспекте представляет интерес закрепление в конституциях зарубежных стран положения о функциональном предназначении собственности. В ч. 2 ст. 14 Основного Закона Федеративной Республики Германии определяется: «Собственность обязывает. Ее использование должно служить общему благу».

В контексте служения собственности общему благу должны проводиться такие организационно-правовые меры, как приватизация (перевод имущества из публичной собственности в частную) или национализация (перевод собственности из частной в государственную). Здесь, таким образом, речь идет о выделении (поиске) рационального соотношения государственной и частной форм собственности.

Как показывает анализ работы предприятий, собственность не является определяющим фактором эффективности их работы. «Утверждение, что функциональная способность рыночной экономики обусловливается частной собственностью, по меньшей мере ее доминированием, кажется нам не прочным», – отмечает К.Г. Цинн.

В качестве одного из непременных требований эффективной работы предприятий (организаций) рассматривается свобода принятия руководством (управлением) оптимальных решений вне зависимости от того, находятся акции предприятия (организации) целиком в ведении государства, смешанная являются смешанной собственностью или принадлежат только частным акционерам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: