Межличностные отношения как соц-пси феномен.




Семестр. Социальная психология

Общение как соц-пси реальность

Общение(с точки зрения человека)- серия действий и поступков, адресованных другим людям и направленных на достижение изменений в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах всех включенных во взаимодействия лиц.

Ленинградская соц-пси школа: Свиницкий, Обозов, Русалимова, Кузьмин.

По Андреевой: Общение-процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого осуществляются:

Обмен информацией

Организация совместной деятельности

Установление, поддержание, развитие, прекращение межличностных отношений.

 

Функции общения(по Грачеву):

Информационно-коммуникативная(обмен информацией)

Регулятивно-коммуникативная(организация совместной деятельности)

Аффективно-коммуникативная

 

Структурные стороны общения:

Коммуникативная

Интерактивная

Перцептивная

 

Виды общения

Информационно-ориентированное(передача и получение информации).

Регулятивно-ориентированное(цель-организация совместной деятельности)

Аффективно-ориентированное

Цель первого вида общения:критерии эффективности:

1. Информационные критерии(доходчивость, вопросы по информации)

Цель второго вида общения:организация определенного вида совместной деятельности.

Прототипом регулятивно-ориентированного общения является деловое общение. Критерием эффективности здесь является деятельностный критерий.

Цель аффективно- ориентированного общения- установление желательного типа межличностного отношения. Критерии эффективности-отношенческий критерий.

 

Межличностные отношения как соц-пси феномен.

Межличностные отношения-это процесс и результат психологического отражения людьми связей между ними; это взаимосвязанные установки людей друг на друга; Установка- это основанная на жизненном опыте человека, неосознаваемая готовность реагировать определенным образом на определенные стимулы и ситуации.

В соответствии с данным определением возможен структурно-компонентный анализ межличностных отношений:

1. Когнитивный компонент-система знаний и представлений людей друг о друге.

2. Эмоциональный компонент-система эмоциональных переживаний людей по поводу друг друга

3. Поведенческий компонент-система потенциальных поведенческих реакций людей друг на друга.

4. Рефлексивный компонент

 

Проблема содержательного анализа межличностных отношений

1. ось власти

2. ось любви

3. ось свободы

 

Этапы общения (Б. Ломов):

1. Этап формирования общих координат

Основные задачи этапа:

1. Создание релевантных условий и предпосылок общения

2. Создание мотивационной основы общения

3. Определение пространственных и временных характеристик будущего общения

4. Пояснение и сближение личностных смыслов партнеров по общению

 

2. Этап совместного построения программы общения

Основные компоненты совместной программы общения

1. Определение темы будущего общения

2. Порядок обсуждения отдельных вопросов

3. Распределение ролей в общении(говорение и слушание)

4. Лидерство-ведомость

5. Ориентация на задачу, ориентация на отношения

6. Баланс рациональности- эмоциональности

7. Определение критерия понимания эффективности будущего общения

 

3. Основной этап. Решение основной проблемы общения.

При анализе данного этапа выделяют две стороны общения: содержательная сторона, формальная сторона.

Содержательная сторона- система психологических факторов, условий и механизмов, определяющих степень продуктивности, результативности общения.

Формальная сторона- система психологических факторов,условий и механизмов, определяющих степень легкости/трудности достижения результатов общения.

 

Основные характеристики общения

1. Предметная компетентность партнеров.

2. Социальная компетентность- интуитивное понимание людьми закономерностей и механизмов общения.

3. Мотивация сотрудничества(фактор доброй воли).

4. Совпадение или взаимодополнительность их характеристик(конгуентность партнеров по общению)

5. Аутентичность (подлинность) коммуникативного поведения

6. Синхронизация психологических, физиологических, психофизиологических функций партнеров по общению.

 

4. Результативный этап

1. Завершение процесса общения

2. Подведение итогов общения

3. Нормализация психоэмоционального состояния партнеров по общению

 

Результативный этап делится на позитивный и негативный.

Позитивный:

1. Решение основной проблемы общения или осознание высокой вероятности ее решения и дальнейшего взаимодействия с данным партнером.

2. Формирование установки на дальнейшее сотрудничество.

3. Формирование когнитивных(конъюктивных) чувств.

4. Уменьшение психологической дистанции.

5. Улучшение межличностных отношений.

 

Негативный вариант:

1. Нерешение основной проблемы решения или осознания ее принципиальной неразрешимости при дальнейшем взаимодействии с данным партнером.

2. Формирование установки на взаимное избегание или на сотрудничество.

3. Формирование дизинктивных чувств-происходит увеличение психологической дистанции.

4. Чувство психологического антогонизма.

5. Ухудшение межличностных отношений.

 

 

Коммуникативная сторона общения

Специфические особенности человеческой коммуникации

1. Единство общения и отношения

2. Ориентация на воздействие

3. Необходимость равной активности партнеров по общению

 

В человеческой коммуникации происходит не обмен готовой информацией, а порождение, развитие, уточнение, корректировка информации.

Необходимость сходного понимания партнерами ситуации общения. Закономерность и неизбежность, возникновение смысловых барьеров коммуникации.

 

Основные эффекты человеческой коммуникации(результат).

1. Фактически полное и точное понимание

2. Фрагментарное понимание

 

Факторы:

1. Естественные колебания внимания психологии.

2. Ограниченный уровень компетенции партнера в теме сообщения.

3. С течением времени фрагментарное понимание имеет тенденцию сменяться полным и точным пониманием(при условии мотивированности и активности рецепиента).

4. Перпендикулярное понимание. В данном случае получатель(реципиент) произвольно извлекает из целостной информации отдельные фрагмент(ы) и подвергает их затем активной интерпретации.

Основные факторы перпендикулярного понимания.

1. Низкая компетентность реципиентов в теме сообщения.

2. Низкая мотивированность реципиента.

3. Потребность реципиента в структурировании времени.

4. Избыточный уровень развития у реципиента интрепретационных способностей.

5. Понимание с точностью до наоборот-приписывание реципиенту диаметрально-противоположных личностных смыслов.

Факторы:

1. Предыдущий опыт общения.

2. Наличие предубеждения в отношении определенной категории людей.

3. Избыточный уровень развития у реципиента интерпритационных особенностей.

 

Значение и смысл в человеческом сознании и коммуникации.

Значение-это то, что человек знает о мире. Значение всегда является результатом познавательно- информационной связи.

Смысл-это то, как человек относится к миру. Смысл всегда является результатом личностных связей человека с миром.

Значение и смысл являются двумя основными подсистемами сознания человека.

Параметры сравнения Значения Смысл
1. Форма существования Существуют в ясно осознаваемой форме в виде понятий, в виде обобщенных способов действия, в виде предметных и соц. норм Существуют в неосознаваемой форме в виде смутных переживаний. В связи с этим смыслы очень трудно вербализируются и не передаются другому человеку напрямую.
2. Степень открытости внешним воздействиям Представляют собой открытую систему, т. е. легко изменяются под влиянием разных внешних воздействий(в т.ч. под влиянием прямого словесного инструктирования), доступно произвольному самоконтролю со стороны субъекта. Представляют закрытую систему. Смысл не изменяется под влиянием прямых внешних воздействий, недоступны произвольному самоконтролю. Изменение смыслов возможно только вместе с изменением реального жизненного опыта человека.
3.Степень зависимости от сознания конкретного человека Значения изначально существуют в двойственной форме. С одной стороны, как элемент индивидуального сознания, а с другой, как элемент человеческой культуры. Смысл не существует вне сознания конкретного человека. Смысловое содержание может быть понято только в контексте жизненного пути, деятельности и общения личности.

 

Модель коммуникации по Г. Лассуэллу.

В 1924 использовал для анализа массовой коммуникации.

Вопрос 1. Кто сообщает? 2. Что сообщается? 3. Как осуществляется передача информации? 4. Кому передается информация? 5. С каким эффектом? Элементы коммуникации 1. Источник 2. Сообщения 3. Канал передачи информации   4. Получатель информации 5. Эффктивность

 

Основные характеристики источников:

1. Четкость исходного замысла.

2. Компетентность в теме сообщения

3. Интуитивное понимание закономерностей человеческого общения и соц. взаимодействия.

4. Мотивация коммуникатора.

5. Адекватность мотивации.

6. Кредитность источника информации.

 

Сообщения.

Эмоциональный знак сообщения. Совпадение данного знака для источника и получения. Степень структурированности сообщения. Каналы передачи сообщения.

Обязательное воздействие интерактивных каналов. Вовлечение получателя источника во взаимодействие.

Получатель сообщений.

Адекватность коммуникативных ожиданий.

Индивид(субъект), партнер, тема

Индивид партнер

Тема

По Т. Харрису.

В качестве элементов данной модели выступают не реальные люди и события, а установки участников коммуникации по поводу данных элементов. Значимым фактором эффективности коммуникации выступают соотношение установок индивидов на себя и на партнеров.

4 варианта соц. установок.

Индивид Партнер

1.+ +

2.+ --

3.-- +

4. -- --

Данный вариант сочетания установок провоцирует возникновение разных языковых барьеров, в зависимости от степени кредитности источника сообщения, восприятия и получателя информации.

Источник: высокий и низкий

Барьер собственной некомпетентности- барьер отторжения информации, вследствие переноса эмоционального знака с источника сообщения на сообщаемое содержание.

Актуализируется барьер снисходительности.

Барьер взаимной безысходности

Барьер конфликтности

Значимым фактором эффективности коммуникации является степень демонстрируемой компетентности.

Изменение степени демонстрируемой компетентности, в свою очередь, определяется содержанием коммуникативной установки:

1. Установка на то, чтобы произвести впечатление.

2. Установка на передачу информации.

 

1)Некоторое завершение степени демонстрируемой компетентности - в первом случае.

При общении с более высоко статусными партнерами, при общении с партнерами малокомпетентными и при общении с партнерами с низким уровнем образования и культурой.

2) Занижение степени демонстрируемой компетентности.

При общении с партнером, имеющим либо равный, либо низкий соц. статус.

При общении с партнерами, имеющими общий уровень образования и культуры.

 

Перцептивная сторона общения(в процессе восприятия)

Социоперцептивная структура общения.(Джон Холмс)

А Б

1 2

3 4

5 6

7 8

1,2- А и Б такие, какие они есть на самом деле.

3,4- представление А и Б о самих себе.

5,6- образы А и Б в восприятии друг друга

7,8- рефлексивные образы партнеров по общению

Основные эффекты межличностного восприятия:

1. Галлоэффект(эффект ореола)- восприятие, оценка отдельных характеристик действий и поступков определяется отношением к данному человеку.

Проявление его связано с особенностями когнитивного стиля поведения.

Наиболее явно выражен у когнитивно простых личностей.

 

2. Эффект первичности-новизны. Влияние разной по времени поступления информации на мнение о человеке определяется степенью знакомства перципиента с другим человеком.

В случае поверхностного знакомства.

В случае, если период времени знакомства больше, то наибольшее значение имеет новая информация. Влияние новой противоречивой информации на образ знакомого человека очень зависит от когнитивной сложности/ простоты реципиента.

У когнитивно простых личностей под влиянием новой противоречивой информации происходит изменение эмоционального знака образа другого человека на диаметрально противоположный.

У когнитивно сложных перцепиентов эмоциональный знак образов другого человека остается неизменным, но сам образ усложняется за счет появления новых смысловых граней.

3. Стереотипизация. Любой соц. стереотип-это эмоционально динамическое образование, функционирующее в сознании человека и направленное на уменьшение степени смысловой размерности воспринимаемых объектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: