Для романских построек характерно:
· архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки
· массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами
· Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
· Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон.
· Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
· В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
· Увеличение хора или восточной алтарной части храма
· Увеличение высоты храма
· Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
· Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
· Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Основные романские памятники во Франции, Англии и Италии.
Италия
· Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня
Франция
· Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье
· Приорат Серрабоны
Англия
· Аббатство Малмсбери
· Даремский собор
· Окемский замок
· Сент-Олбанский собор
· Собор в Питерборо
· Собор Или
· Уинчестерский собор
Основные особенности готического стиля в искусстве.
Готический собор - особенности конструкции, внешний вид, символика.
Невиданная доселе высота готических храмов достигалась применением каркасной системы в строительстве. А обширные интерьеры украшались огромными окнами, потрясавшими многоцветьем искусно выполненных витражей.
|
основным элементам готической архитектуры относятся:
- стрельчатые арки - нервюры;
- аркбутаны – открытые полуарки;
- столбы, служащие опорами для стрельчатых арок.
- вертикальные выступы - контрфорсы, крестовые своды, резные фронтоны – вимперги, остроконечные ажурные башни - пинакли, стрельчатые окна и порталы.
- Фасады украшались сложным орнаментом и скульптурами.
- соединила в себе стекло, камень, и яркие краски настенных росписей и витражей.
Экспрессивный стиль покорял сиянием золота, а шпили, взлетающие ввысь, демонстрировали стремление человека к небу, и служили напоминанием о духовной стороне жизни. Эта архитектура символизирует бесконечность, осязаемо выражая все то, мистическое и загадочное, что есть в душе каждого человека.
Основные памятники Франции, Англии и Италии.
Франция
· Шартрский собор
· Собор в Анжере
· Реймский собор
· Собор Парижской Богоматери
Англия
· Собор Кентерберийский
· Собор Вестминстерского аббатства
· Йоркский собор
Италия
· Миланский собор
· Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
10. Периодизация и особенности культуры и искусства итальянского Возрождения. Литература Ренессанса: Данте, Петрарка, Боккаччо.
Основные этапы культуры Возрождения: проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение. Их датировка.
Возрождение делят на 4 этапа:
1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
|
Отношение к человеку, церкви, науке.
главной отличительной особенностью мировоззрения:
· в центре внимания оказались человеческие чувства,
· внутренняя и внешняя красота человека, его способности и возможности.
· возрождение обратило свой взор на человека, его светскую жизнь, его деятельность, достижение счастливой жизни на земле.
· Центральной фигурой становится человек, а не Бог.
· Человек – это центр мира, в то время как Бог – это начало всех начал.
· резкая критика официального католического вероучения.
Гуманизм.
Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку гуманизм означало «полноту и разделённость природы человека»
Понятие «универсальный человек».
Универсальный человек, энциклопедист, полимат — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям
Антропоцентризм и реализм в искусстве.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.
Реализм (подражание природе) создавали с натуры, с обнаженной натуры. (робенс, бернини).