При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии




Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Каковы их переживания, поступки?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

 

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:

«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы

При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом.!!!!!!!!

Аксинья. 1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана). 2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни. 3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье? 4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни. 5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?
Наталья. 1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория? 2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме. 3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему? 4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния. 5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех? 6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?
Образ Ильиничны. 1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны. 2. Какие черты характера Ильини чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым? 3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней? 4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел? 5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

 

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Просмотр эпизода художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон».

Давайте обратимся к кадрам трагического ухода из жизни одной из этих героинь (смерть Аксиньи).

Анализ эпизода.

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху».

Смерть Аксиньи — важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя — мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого — семьи, родины, жизни.

Живо встают перед глазами женщины, изображённые Шолоховым, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними мы смеёмся и грустим, живём их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле.

Героинь романа можно осуждать или оправдывать, принимать или не принимать, но важно помнить, что сам автор не был столь категоричен, он полагал, что ни один из героев не является носителем абсолютной правды, все герои имеют право на свою правду, как и вы сами. Но при этом нужно помнить, что каждый из нас несёт ответственность за свои поступки.

Проблема материнства, заботы о близких:

В романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло. «Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

Проблема женской любви, женской верности и страсти:

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек.

Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Проблема извечного человеческого стремления к счастью:

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

Итог:

Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Вернёмся к задаче нашего урока (слайд №5).

-Как вы считаете, выполнена ли она?

Оценки за урок (исходя из критериев).

 

Приложение 1

Характеристика литературного героя Примерный план характеристики героя: 1.Определение места героя среди других персонажей. 2.Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени. 4.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 5. Речевая характеристика. 6.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя. 7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. 8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 10.Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 11.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. 12. Оценка литературного персонажа его современниками. 13.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое. 14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии

Отметка Критерии
«5» ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
«2» ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

 



Библиографический список и электронные ресурсы:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО»,2007г.

2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское словоРС»,2008г.
М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.

3. Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред. Кременцовой Л.П. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий.

4. Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

5. Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

6. Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – невостребованные идеи и образы

7. Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова.

8. Эпизоды фильма С.Герасимова «Тихий Дон»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: