ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации ребенка.
К особенностям применения подвижных игр в детском возрасте относятся:
- эмоциональная насыщенность, на фоне которой значительно возрастают функциональные резервные возможности организма, а «рассеянная» мышечная нагрузка предупреждает утомление;
- специфика этого вида детской деятельности.
Требования к играм, используемым в реабилитации детей:
- обязательное регулирование физической нагрузки - в соответствии с двигательным режимом ребенка;
- возможность управления физиологическими сдвигами, изменяя эмоциональную насыщенность;
- закрепление выработанных двигательных навыков;
- реализация поставленных лечебных задач;
- соответствие игры возрасту ребенка.
Предложены различные классификации подвижных игр. Наиболее распространенной является классификация по уровню общей физической нагрузки (по М.И.Фонареву). Различают игры малой, средней и большой подвижности.
Игры малой подвижности. Проводятся на месте, в и. п. сидя, лежа стоя; в них включаются элементарные, знакомые упражнения.
Игры средней подвижности. Применяются самостоятельно или конце основной части занятия ЛГ. Преобладающие исходные положения - стоя и в ходьбе. В данных играх прыжки ограниченны бег не используется (только перебежки).
Игры большой подвижности. Используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включают бег, прыжки. Чаще проводятся в виде эстафет. Интенсивность физической нагрузки - средняя или выше средней.
В основу классификации Н.Н.Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой.
|
Подвижные игры различают также по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные), игры со спортивными элементами (баскетбол, волейбол и т.д.).
В.Л.Страковская предложила классификацию игр по психофизической нагрузке, где выделяются четыре группы:
/ группа - игры с незначительной нагрузкой. Используются на постельном или в начале полупостельного двигательного режима. И. п. - сидя; амплитуда движений небольшая; работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжительность – 5-8 мин. Способ проведения игр - индивидуальный или малогрупповой.
II группа - игры с умеренной нагрузкой. Используются на полупостельном (палатном) двигательном режиме. И. п. - сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность – 10-20 мин. Способ проведения игр - малогрупповой. Может присутствовать элемент соревнования в точности, слаженности движений.
/// группа - игры с тонизирующей нагрузкой. Используются на свободном двигательном режиме. И. п. - стоя и в ходьбе. Включаются дозированный бег, бег на короткие дистанции. Продолжительность – 20-30 мин. В одно занятие включается несколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, но возможна и большая. Способы проведения игр - малогрупповой и групповой.
IV группа - игры с тренирующей нагрузкой. Используются в период стойкой ремиссии. И. п. - стоя и в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренировочному режиму санаторного этапа реабилитации. Включаются бег с ускорением, бег на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системам ребенка.
|
Определение группы игр осуществляется на основе показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
О. В. Козырева предлагает использовать соревновательные, кооперативные и несоревновательные игры. В основу данной классификации заложены виды игровой деятельности, связанные с наличием или отсутствием соперничества - как индивидуального, так и группового.
В последние годы получают распространение Спартианские игры для различных категорий детей: ослабленных, больных, инвалидов. Одной из важнейших особенностей Спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности. Главный девиз Спартианских игр: «Победи самого себя!». В этих играх учитываются личные и командные достижения детей. Сюжетная канва игр увлекает детей (особенно дошкольников) в разнообразные путешествия по различным видам спорта, сказкам, странам и т.д.
Контрольные вопрос и задания
1. Каковы методические требования к подвижным играм, используемым в системе комплексной реабилитации детей?
2.Расскажите о наиболее распространенных классификациях подвижных игр.
3.Дайте определение понятию «Спартианские игры».