Уважаемые жители нашего города, работая в сфере ЖКХ и принимая огромное количество заявок, которые поступают в нашу аварийно-диспетчерскую службу (АДС) пришёл к неутешительному выводу: О том, что как бы не критиковали жители многоквартирных домов (МКД) наше жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), но в большинстве своём не имеют даже ни малейшего представления о том, что твориться в данной сфере и не знают простых правил содержания МКД (в частности - своих квартир). В результате чего допускают элементарные, а порой и серьёзные ошибки, из-за которых страдают их соседи, а порой и все жители МКД. Что бы как-то разобраться с данным недоразумением и помочь жителям найти общий язык с представителями ЖКХ, а по возможности и облегчить работу своим служащим решил на примере пары домов, да и в общем рассказать как себя следует вести жителям МКД.
Итак начнём с содержания жилья:
- Во первых, в большинстве своём вы являетесь собственниками квартир в которых проживаете и как следствие несёте полную ответственность за всё, что происходит на Ваших квадратных метрах. Для начала проверьте состояние общедомовых стояков холодного водоснабжения (ХВС) и горячего водоснабжения (ГВС), отопления и канализации, а так же отводок трубопроводов от стояков до приборов потребления (кранов, смесителей, водонагревателей, батарей отопления, унитазов, писсуаров, душевых кабинок). На них не должно быть следов подтеков и ржавчины (в идеале в наше время вся разводка должна быть выполнена из полипропилена (ПП), желательно армированного или сшитого полиэтилена для ХВС, ГВС, отопления или из поливинилхлорида (ПВХ) для канализации. Можно конечно заменить и на тот же метал или металлопласт или на трубы из меди, правда цена у них недешёвая). Если же всё-таки Вам не повезло и трубопровод в плачевном состоянии, необходимо срочно произвести замену. Для этого надо знать пару советов, которые облегчат эту самую замену. Итак, начнём с зоны ответственности – стояки ХВС, ГВС, отопления и канализации до первого отключающего устройства относятся к общедомовому оборудованию и обслуживаются коммунальными службами, замечу отдельно - именно обслуживаются, т. е. если побежала вода из маленького отверстия на стыке двух сваренных труб или из под фитинга (муфты, контргайки) приедут сантехники и заварят это отверстие или подтянут эти фитинги (на худой конец произведут замену участка общедомового стояка) что бы устранить эту течь (все эти работы выполняются бесплатно – так как Вы уже оплатили их в квитанции – в графе «Содержание жилья». Если же Вы захотели поменять весь стояк у себя в квартире – это Ваше желание (или «хотелки» - на нашем жаргоне) и за это уже придётся заплатить по прейскуранту или ждать долгожданного капитального ремонта (который наступит когда рак на горе свистнет). Так же хочу сразу дать совет для тех кто всё-таки решиться произвести за свой счёт замену стояков – выводите стояки к соседям снизу и сверху, а если вы житель первого или верхнего этажа, то соответственно в подвал или на чердак (если разводка «верхняя»). Это избавит Вас от дальнейших протечек из перекрытия (довольно частая ситуация когда люди поменяют частично стояки у себя в квартире, и потом делают капитальный ремонт, а следом прилетает «нежданчик» в виде протечки сверху или затопления соседей живущих этажом ниже.)
|
|
Теперь перейдём к квартирной разводке и приборам потребления (сразу отмечу, что всё это уже платная услуга, не зависимо от возникшей проблемы). Т. е. за замену трубопровода ХВС, ГВС, отопления, смесителя в ванной комнате, смесителя в кухне, душевой кабинки, писсуара, биде, унитаза, монтажа тёплых водяных полов (сразу отмечу, что установка данных полов разрешена только на первых этажах или в частных домах, начиная со второго этажа должны применяться электрические полы или инфракрасные потолки) – придётся заплатить из своего кармана.
Так же хочу сразу отметить, что на данных работах не стоит экономить и обращаться не лишь бы к кому (левые сантехники, которых развелось в последнее время очень много, гастарбайтерам которым наплевать на качество оказанной Вам услуги – им лишь бы деньги по быстрому сорвать, мелким фирмам «однодневкам»), а лучше к своим сантехникам, тем которые обслуживают Ваш дом (да некоторые из нашего контингента оставляют желать лучшего, но для платных и аварийных услуг всегда имеется пара, тройка бригад – которые знают как правильно и качественно сделать ремонт в Вашем жилище, да и большим плюсом является то, что мы в любом случае являемся ответственными за содержание в МКД и в любом случае доведём начатое до конца) или обращайтесь к «Фирме» которая уже успела себя зарекомендовать, долгим сроком своего существования, а так же хорошими отзывами соседей или друзей (с данной фирмой обязательно подпишите договор об оказанных услугах – в котором должен быть перечень всех производимых у Вас работ и их стоимость).
|
Сразу хочу привести пример по вышенаписаному.
В декабре 20….. некий житель МКД по ул. Маяковского, N кв. № n, решил произвести в своей приватизированной квартире ремонт в частном порядке, с привлечением частной фирмы, но без привлечения нас как специалистов ответственных за содержание данного жилища. И результат не заставил себя ждать. В процессе ремонта в ванной комнате и туалете при разборке короба в котором проходят стояки ХВС, ГВС и канализации, был нарушен (сломан) стояк канализации в данной квартире и что самое плачевное была разбита крестовина в перекрытии (что влекло за собой ремонт и у соседей снизу, которым пришлось для доступа к стояку наших сантехников разбирать свой короб и потолок из пластика (хорошо хоть из пластика бывает приходиться разбирать и кафельную плитку), (заметьте что ремонт уже нарушенного общедомового стояка был произведён Нашими сантехниками, так как эти «горе строители» увидев что натворили схватились за голову и не знали что делать). Ну это ладно, в принципе данное происшествие обошлось в копеечку жительнице данной квартиры, за вмешательство в работу общедомовой системы и за восстановление последней, да плюс нервы соседей снизу которые пострадали от халатности соседей сверху. Но на этом история с данной квартирой не заканчивается. Как говориться «Снаряд в одну воронку дважды не попадает.» Как оказалось на практике очень даже попадает и при этом ещё и усугубляет положение дел. Итак к сути. Не прошло и недели, как нас ожидал вызов по данному дому в связи с остывшими батареями. В результате приехав на место аварии и начав выяснять его причину мы выясняем, что оказывается тот же неугомонный житель решает поменять опять же своими силами трубопровод ХВС и ГВС, и нанимает для этих целей «левого» сантехника, который недолго думая и не связавшись с нами самовольно влезает в подвальное помещение, в центральный тепловой узел, где перекрывает задвижки по его мнению отвечающие за подачу ГВС и ХВС в квартиру. При этом этот сантехник в процессе перекрытия ломает две задвижки Ф 80 мм. и Ф 50 мм. А так же выводит из строя элеваторный узел. Так же не успокоившись на этом спускается в колодец рядом с домом (находящийся в ведомстве МУП «Комэнергоресурс») и перекрывает там задвижки отвечающие за подачу и «обратку» отопления в дом. В результате чего дом начинает остывать. В следствие, этих безалаберных действий дом почти весь день простоял без тепла, пока батареи не стали остывать и жители стали звонить в нашу АДС и в ЕДДС города. Когда же наш мастер приехал на данный дом и установил причину отсутствия тепла в доме, были вызваны практически все слесаря нашего участка для скорейшего запуска дома, так как на улице был 20 градусный мороз. В результате был запущен дом в обход сломанного элеваторного узла, были перезапущены практически все стояки отопления и всё это уже поздним вечером. Жильцу данной квартиры готовиться иск за порчу общедомового оборудования и самовольного вмешательства в общедомовую систему дома с привлечением неопытного слесаря.
Теперь расскажу историю по многострадальному дому под № N по ул. Маяковского. Скажу сразу дому однозначно не повезло с самого начала (так же как и дому под № 19 по ул. Свердлова), т. к. его подключение по отоплению происходит по двум разным узлам (первый ввод в дом идёт со стороны бывшей «Молочки» и это безпроблемная половина этого дома, так как этот узел обслуживает только 5 подъездов), (второй ввод в дом идёт со стороны ул. Маяковского и охватывает два объединённых дома, а это уже 11 подъездов), плюс к этому сложная развязка по отоплению, плюс к этому устаревшая система водоснабжения и отопления (которую нам передала в плачевном состоянии бывшая управляющая компания, плюс уменьшение температуры теплоносителя – который в наши дома поставляет энергоснабжающая организация (в наше конкретном городе это МУП «Комэнергоресурс»), а так же малый перепад по давлению между подающим и обратным трубопроводами, плюс снижение квалификации обслуживающего персонала, всё это приводит к тому, что на данный момент жители этого дома остро ощущают недостачу по теплу в своих квартирах. Да ещё забыл добавить одну серьёзную беду-проблему этого дома, это сами жители… Да, да именно сами жители. Объясню почему. Во первых, из-за самовольного вмешательства в систему отопления дома при смене отопительных приборов (радиаторных батарей) и их обвязки. Среди часто встречающихся причин можно отметить заужение диаметра труб при подаче и «обратке» от батареи (вместо стальных труб с внутренним Ф 20 мм. ставят ПП или метал. пласт. трубы с наружным Ф 16 мм., внутренний диаметр у таких труб порядка 12 мм., а то и меньше), увеличение секций отопительных приборов (вместо положенных по расчёту 7-9 секций, ставят по 12-15 секций), изменение обвязки как правило касается удаления или наоборот установки кранов и байспаса (перемычка между подачей и «обраткой»), тем самым нарушая запланированную подачу теплоносителя. Всё это возможно и добавляет тепла в конкретные квартиры, но неуклонно забирает его из квартир расположенных выше или ниже. Так же есть категория жильцов которые мнят себя суперпрофессионалами, это те которые проработали в сфере ЖКХ некоторое время и которые тем или иным боком видели или касались монтажа сантехнического оборудования. Но которые 100% знают, что и как надо сделать чтобы в их квартирах стало жарко. При этом нисколько не задумывающиеся о том, что запустив у себя стояк на полную катушку, разгружают тепло с соседнего стояка. В результате нашим сантехникам порой приходиться чуть ли не ночевать в этом доме, пытаясь вновь дать дому тепло, когда отопление от таких самовольных вмешательств перестает исправно функцианировать и соответственно жильцы начинают подмерзать.
Итак что бы закончить описание проблем по отоплению в наших домах и прейти к следующей теме, дополнительно опишу причины по которым Ваши батареи могут не отапливать помещение.
1. Энергосберегающая компания не подаёт теплоноситель в систему отопления Вашего дома, на вводе в тепловой пункт с необходимой температурой для прогрева отопительных приборов и как следствие помещений;
2. В самой системе дома имеются нарушения в виде:
а) завоздушивания системы – это когда воздух не даёт теплоносителю нормально функционировать в системе (решение данной проблемы установка воздушника в самой верхней точке системы отопления Вашего дома для стравливания воздуха, или прогон системы вручную в подвале или на чердаке дома до полного выхода воздуха из системы)
б) засора системы отопления – это когда ржавчина постепенно, год за годом оседает внутри Вашей батареи, и со временем забивая её не давая нормально функционировать (помочь в решении этой проблемы может промывка батареи в летний период или её замена)
в) крана на подающем или обратном трубопроводе без байспаса и в результате перекрытия соседями этого самого крана Вы лишаетесь тепла (проблема данного характера решается проходом по соседям выше и ниже Вашей квартиры)
г) ремонта в виде замены отопительных приборов в крайне неурочное время, в этом случае вам придётся ждать до победного (т. е. до того момента пока соседям не установят эти самые отопительные приборы и не запустят систему отопления дома заново)
3. Так же может быть ещё одна причина, по которой в Вашей квартире может быть прохладно даже при хорошо работающих батареях. Это плохо заделанные швы в панелях дома, или плохо утеплённые окна и двери в самом помещении.
Теперь перейдём к не менее насущной проблеме. Вторая проблема по жалобам жильцов это – канализация. А точнее засоры в ней. Здесь нельзя выделить определённые дома, так как засоры и проливы бывают практически в каждом доме. Происходят они как правило по нескольким причинам. Сейчас я Вам о них расскажу. Итак, первая причина это заужение проходной части канализационной трубы из-за заиливания от долгой эксплуатации. В результате причиной засора может стать практически любой предмет смытый в унитаз, ванную или раковину на кухне. Эта проблема как правило лечится не всяческими заумными средствами из рекламы, а элементарным тросиком или заменой канализационных труб. Вторая причина, это неправильная эксплуатация системы водоотведения самими жильцами. Что только не достают наши сантехники при общедомовых засорах из канализационных труб. Это и слипшиеся пельмени и макаронные изделия, огурцы и капуста, картошка и морковь, детские, а порой и взрослые памперсы, всевозможные тряпки, баночки от детского питания и крышки от банок, разбитые бутылки, строительные смеси, застывшая монтажная пена, игрушки, и даже котята. В общем в унитаз смывается всё что только можно. Естественно, что система просто не выдерживает такого издевательства над своими возможностями и устраивает сюрпризы в виде засоров и подпоров. Что бы избежать данной проблемы необходимо следить за тем, что Вы сливаете в унитаз, а крупные отходы выносить на «мусорку» в специальные контейнеры. Если же Вам по какой-то причине всё же лень вынести мусор, то по крайней мере смывайте его частями и дожидайтесь пока первая часть мусора не смоется полностью (хотя не рекомендовал бы этого делать, смывшись у Вас, отходы вполне могут застрять в общедомовой системе, что приведёт к проливу в подвале и как следствие очень неприятному запаху). Третья причина, это поломка канализационной трубы, либо в результате неправильной эксплуатации, либо в результате баловства, либо по причине износа. Это самая плачевная из причин, так как в результате порой приходиться менять целые участки системы канализации, в том числе от дома до колодца или когда приходиться вскрывать бетонный пол в подвале. Всё это очень затратные мероприятия. Поэтому совет жильцам пользуйтесь с разумом системой водоотведения и отходов жизнедеятельности из Ваших домов, по большей части потом страдают Ваши соседи, да и Вы сами порой оказываетесь заложником весьма дурно пахнущей ситуации.
Теперь перейдём к системам ХВС и ГВС, а так же всего что с ними связано.
Первая проблема это малое давление в смесителях на выходе, когда из крана льётся струйка с мизинчик. Как правило это происходит из-за того, что в доме произошло заужение в стояках из-за долгой эксплуатации (в трубах при срезе видно отверстие сильно забитое отложениями) или из-за монтажа трубопровода меньшего диаметра, чем было предусмотрено по проекту. Вторая причина падение давления возможна из-за неисправности самого смесителя. Эти неисправности как правило следующие:
а) забита сеточка на конце излива (носика);
б) западает резинка на кран-буксах;
в) сломался катридж в смесителе.
Есть, конечно и третий вариант, это подача давления в центральных трубопроводах не соответствующая нормативным. Это может быть по двум причинам:
а) заниженная подача давления в трубопроводе самой энергоснабжающей организацией, для того что бы не рванул трубопровод в системе (так как центральные трубопроводы находятся не самом лучшем состоянии и требуют либо ремонта, либо замены);
б) занижение давления в трубопроводе из-за аварии на центральных трубопроводах.
Так же бывает что открываешь кран с холодной водой, а из излива (носика) бежит горячая вода. Этому как правило тоже есть несколько причин:
а) неправильное подключение стиральной машинки или водонагревателя;
б) неисправность в смесителе;
в) слабый напор холодной воды и большой напор горячей.
Бывает и наоборот. Открываешь кран с горячей водой, а потом долгие минуты ждёшь, когда же пойдёт горячая вода. Это происходит только в тех домах, где нет циркуляции в системе ГВС и следовательно когда Вы открываете кран у себя в квартире, то Вам невольно приходиться пропускать всю ту воду которая идёт по всему дому от центрального трубопровода проложенного рядом с домом. Эта проблема может быть устранена только при капитальном ремонте и то, если Вы предварительно подадите заявку об этом, и в специальных органах эту самую заявку утвердят.
Напоследок, хочется дать ещё один совет, касающийся ХВС и ГВС в Ваших квартирах. Обратите внимание, есть ли на вводе в Вашу квартиру отключающие краны и если есть, в каком они состоянии. Так как это Ваш единственный шанс произвести отключение в своей квартире, не дожидаясь прихода сантехников, если произошла протечка в трубопроводе после отключающего крана, либо рванул смеситель на кухне или в ванной, или сорвало гибкий шланг на бачок унитаза. Если же порыв произошёл до отключающего крана, немедленно звоните в диспетчерскую службу, а так же ищите у соседей ключи от подвала. Так как в последнее время участились случаи вскрытия замков, которые вешает на двери подвальных помещений Ваша Управляющая компания, либо самими жильцами, либо левыми сантехниками которых нанимают жильцы. В результате дверь в подвал остаётся открытой или жители вешают свой замок, но при этом не считают своим долгом принести дубликат в УК. А ведь порой от того как быстро попадёт сантехник в подвал и перекроет вентиль или задвижку очень многое зависит. (Например тот ущерб, который Вы успеете причинить соседям снизу). Просьба для жителей которые вешают замки на подвалы и чердаки, пишите на дверях подвалов и чердаков номер своей квартиры. Это не так долго сделать, чем покупать новый замок. (Ведь сантехнику при приезде на аварийный вызов надо срочно попасть в подвал и если до этого Вы не передали в свою УК ключи, то самым логичным будет вскрытие замка мешающего попасть в закрытое помещение)
И кстати раз уж зашла речь о закрытых помещениях. Хочется обратить внимание жителей, у которых в собственности несколько жилых помещений, и в некоторых они не живут. А так же когда во время отпуска жители уезжают на долгое время в отпуск. А ключи от квартиры находятся у них. Так вот многоуважаемые товарищи имейте привычку оставлять ключи у своих родственников или соседей, которым доверяете. Обязательно оставляйте свой телефон (или телефон родственников у которых есть дубликат ключей от квартиры) рядом живущим соседям по площадке и соседям снизу, так как порой в Ваше отсутствие возникают аварийные ситуации, требующие немедленного попадания в Вашу квартиру (и было бы очень неприятно ломать двери для устранения какой-либо протечки или перекрывать целый стояк для всех жителей пока Вы не вернётесь), (поверьте в моей практике уже не раз случались ситуации из-за которых приходилось вскрывать двери или окна в присутствии соседей и участкового для проникновения в квартиру с целью устранения протечек).
Ну и напоследок затрону ещё одну тему: Это общедомовые расходы по ГВС и ХВС.
Причин появления в Ваших квитанциях этих расходов несколько, рассмотрим их:
а) первое, это элементарные протечки из-за устаревания трубопроводных систем в Ваших домах; (не всегда проблему данного рода можно решить с помощью содержания жилища, иногда для устранения ряда систематических протечек требуется замена всего трубопровода в Вашем доме, а это уже немалые затраты, которые возможно решить, либо путём средств выделяемых на капитальный ремонт, либо путём собирания средств с самих жильцов на общем собрании);
б) второе, это когда у части жильцов стоят счётчики на ГВС и ХВС, а у части нет. В результате есть большая вероятность того, что жильцы без счётчиков потребляют воды больше, чем им положено по нормативу, и как следствие остатки ненормативного потребления раскидывают между остальными жителями; так же сюда можно отнести хитрых товарищей которые якобы живут одни в данном помещении (или совсем не живут), а по факту в данной квартире водичкой пользуются человек этак четыре-пять, это опять же неучтённые расходы воды которые ложатся на плечи добропорядочных граждан;
в) третье, это когда в Вашем доме есть магазины или иные производственные помещения, должен отметить, что не все из владельцев данных помещений исправно передают показания за воду которую потребляют, у некоторых элементарно нет счётчиков (или они не опломбированы), расходы за этих юр. лиц, так же падает на жителей, так как большинство этих помещений подключены к ГВС, ХВС, отоплению и канализации не отдельно, а через те же трубопроводы которыми пользуются жители данного дома;
г) четвёртое, это когда неисправен сам прибор учёта, который установлен в подвальном помещении. К сожалению не всегда удаётся оградить доступ к данным приборам от посторонних лиц, а это даёт возможность недоброжелателям компании внести некорректные изменения в работу прибора учёта и как следствие внесёт искажение в снимаемую информацию.
В конечном итоге все эти потери ложатся на плечи жителей дома и УК в виде ОДНов.
В окончания данной темы надеюсь, что она окажется полезной для большинства жителей нашего города (по крайней мере для тех, кто осилит такой объём информации)