БЮДЖЕТ – ЧТО ДУБИНА В РУКАХ




У РАЗРУШИТЕЛЕЙ

 

 

В 2011 году фактические доходы бюджета составили в России 19% от ВВП. В 2012 году - 19,2%. В 2013 году - 18,3%. В 2014 году - 18,6%. В 2015 году - 16,9%. Таким образом, за первую половину текущего десятилетия соотношение между ВВП и доходами бюджета сократилось на 2,3%. И впереди нас ждет лишь нарастание этой негативной тенденции. По итогам нынешнего 2016 года доходы бюджета должны составить 16,1% от ВВП. На 2017 год правительство прогнозирует сокращение этого показателя до 15,5%. На 2018 год - до 15,2%. На 2019 год - до 15%. Таким образом, к концу десятилетия соотношение между бюджетными доходами и ВВП снизится на 4,2% по сравнению с 2012 годом, когда этот показатель был наилучшим за рассматриваемый период. Прямым следствием этого негативного процесса является сокращение расходов федерального бюджета, которое с каждым годом становится все более существенным и все более опасным для граждан страны. (стр. 232)

А теперь посмотрим, в каких суммах выразятся в ближайшие годы относительные потери доходов федерального бюджета, вытекающие из постоянного сокращения их доли в ВВП. В 2017 году потери бюджета составят более 3 триллионов рублей по отношению к 2011 году. В 2018 году - 3,5 триллиона, а в 2019 году - уже около 4 триллионов рублей по отношению к тому же 2011 году.

Если же сложить суммы доходов, которые недопоступят в бюджет в 2017 - 2019 годах - в течение трехлетки, - то мы получим сумму в 10,5 триллиона рублей. Это почти три четверти среднегодовой доходной части федерального бюджета!

Об этой вопиющей проблеме КПРФ каждый год настойчиво напоминает при рассмотрении бюджета в Государственной думе. Но правительство упорно уклоняется от того, чтобы проанализировать и объяснить эту пагубную тенденцию. Ведь признание и анализ таких процессов означает разоблачение самой сути безответственной и разрушительной политики кабинета министров.

Между тем названные процессы становятся настолько опасными для страны, настолько угрожающими, что о них всерьез заговорили даже приближенные к власти экономисты, известные своей приверженностью либеральным концепциям. Так, на парламентских слушаниях по бюджету, (стр. 233) проходивших в Думе 10 октября, о негативном влиянии сокращения доли ВВП, аккумулируемой в федеральном бюджете, с тревогой говорил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Владимир Мау.

Но и предупреждения, раздающиеся из стана идеологически близких экономистов и аналитиков, тоже не останавливают правительство. Оно упорно движется по пути разрушения российской экономики и социальной сферы. И бюджетный процесс кабинет министров рассматривает именно как подспорье для осуществления своей антинациональной политики.

БЛУЖДАЮЩИЕ МИИЛИАРДЫ

Не только финансово-экономическую политику, но и общую картину управления страной наиболее наглядно иллюстрирует структура расходов бюджета по основным направлениям (разделам).

Уже в I разделе, где отражены общегосударственные расходы, обращает на себя внимание тот факт, что министерству финансов будет позволено израсходовать более 290 миллиардов рублей на «другие вопросы». То есть на цели, которые в проекте бюджета вообще никак не поясняются. (стр. 234) Эти «зашифрованные» расходы в 2017 году составят 24%, а в 2018 году - почти 28% от общегосударственных расходов. На такие финансовые маневры правительства, назначение которых составители проекта скрывают, предлагается зарезервировать в новом бюджете по одному только I разделу в 2,5 раза больше средств, чем на финансирование фундаментальных исследований, на которое будет выделено 118,5 миллиарда рублей. А по всем разделам в совокупности правительство, «зашифровывая» свои будущие расходы с помощью строки «Другие вопросы», резервирует на следующий год 1,7 триллиона рублей - десятую часть бюджета! Аналогичный приём авторы проекта используют и в бюджете на 2018 - 2019 годы.

Разумеется, правительству, чтобы удержаться «на плаву», нужны резервы для маневра. Но не столько же! Фактически это уже не резервы, а огромные денежные средства, расходование которых заведомо выводится из-под контроля Государственной думы. Именно так и создается благоприятная почва для использования огромных ресурсов не по назначению, нецелевым образом. Министерство финансов не может этого не понимать. Но оно упорно игнорирует замечания, которые по этому поводу ежегодно делает правительству Счётная палата. (стр. 235)

Такая финансовая политика не может способствовать развитию экономики страны. Она направлена не на развитие, а на самосохранение кабинета министров и той социально-экономической системы, частью которой он является. Которую всеми силами поддерживает, невзирая на то, что никаких успехов эта система России не приносит.

Перспективы экономического роста отражаются, главным образом, в разделе «Национальная экономика». Это один из тех разделов, по которым правительство предусмотрело увеличение расходов в 2017 году. По сравнению с 2016 годом расходы по этому разделу вырастут на 7%. Но на 2019 год предусмотрено их снижение на те же 7%. То есть финансирование национальной экономики должно будет вернуться на уровень 2016 года. Следовательно, с учетом даже той минимальной и явно нереальной ежегодной инфляции, которую правительство закладывает в проект бюджета, фактические расходы на развитие экономики в 2019 году снизятся по отношению к 2016 году почти на 12%. Нетрудно видеть, что никакого её развития при этом нет и не будет.

Председатель правительства Д. Медведев, и другие руководители кабинета министров уже не раз рапортовали о том, что в нынешнем году наблюдаются достижения в области сельского хозяйства. Но так ли всё безоблачно? (стр. 236) Очевидно, что этой отрасли российской экономики необходимо уделять особое внимание. Кабинет министров делает это лишь на словах. На практике расходы на сельское хозяйство снижаются в бюджете 2017 года по сравнению с 2016 годом на 5,4%. А в 2019 году они, согласно бюджетному проекту, должны снизиться по отношению к 2016 году уже на 11,5%. С учётом же инфляции расходы на сельское хозяйство сократятся не менее чем на четверть.

Доля расходов, выделяемых на финансирование этого важнейшего направления, по-прежнему составляет чуть больше 1% от расходной части федерального бюджета. А от создаваемого в стране валового продукта на сельское хозяйство и рыболовство расходуется всего 0,2%. Такие показатели нельзя назвать иначе как позорными.

В разделе «Национальная экономика» отражены и расходы на научные исследования в экономической сфере. Нужно заметить, что правительство прогнозирует увеличение этих расходов в 2017 году в 1,8 раза по сравнению с 2016 годом. Но планирует урезать их в 2018 году на 10%, а в 2019 году - уже на 24% по отношению к 2017 году. Выходит, что с учётом инфляции расходы на прикладные научные исследования в области экономики сократятся к концу прогнозируемого периода как минимум на треть. (стр. 237)

Все эти цифры свидетельствуют о том, что правительство даже не пытается искать выход из депрессивного состояния, в котором находится отечественная экономика. Похоже, кабинет министров стремится удерживать страну на том самом «дне», на которое российская экономика и социальная сфера погрузилась благодаря бездарности и безответственности либеральных фундаменталистов.

ВМЕСТО ПРИБАВКИ – ГРАБЁЖ!

Выступая перед депутатами Государственной думы 5 октября нынешнего года, президент призывал нас добросовестно поработать над бюджетом и в первую очередь обеспечить его социальную направленность. Но как могут депутаты выполнить это требование главы государства, имея дело с таким проектом бюджета, который правительство представило в Думу? Ведь этот проект абсолютно не отвечает ни интересам российской экономики, ни интересам граждан. Бюджет откровенно антисоциален.

Наиболее убедительно об этом свидетельствуют прогнозируемые расходы по разделу «Здравоохранение». В расходной части бюджета по этому разделу предусматривается снижение расходов в 2017 году на 87,6 миллиарда рублей по сравнению с 2016 годом. Это почти двадцатипроцентное (стр. 238) сокращение. А в 2019 году расходы по этому важнейшему направлению уменьшатся в сравнении с 2016 годом уже на 102,3 миллиарда рублей - на 22%. С учётом же инфляции они снизятся за три предстоящих года почти на треть. При этом расходы на стационарную медицинскую помощь сокращаются в 2017 году на 87,3 миллиарда рублей. Несмотря на то, что смертность граждан на дому стремительно растёт.

Разумеется, правительству известно, что здравоохранение погружается в глубокий кризис, деградирует на наших глазах. Так каким же волшебным образом удастся обеспечить повышение качества жизни граждан России при таком бюджетном обеспечении медицины?!

Заметим, что снижение расходов на здравоохранение планируется на фоне безостановочного роста цен на лекарства - в том числе и относящиеся к числу жизненно важных. А правительство, вместо того чтобы искать способы смягчения этой колоссальной проблемы, и в разделе расходов на здравоохранение «резервирует» почти 80 миллиардов рублей – 21,1% выделяемой суммы – на «другие вопросы». Это средства, которые будут использованы по усмотрению министра финансов. Не исключено, что они, как водится, будут размещены на депозитах и принесут (стр. 239) доход тем, кто использует бюджетные средства для финансовых спекуляций, а не для решения важнейших социальных вопросов.

И всё это происходит в условиях, когда в стране уже закрыты тысячи медицинских учреждений, когда многие услуги в сфере здравоохранения стали платными и недоступными для миллионов людей. Это уже не просто антисоциальная политика. Это самый настоящий геноцид.

Правительство не считает нужным тратить существенные бюджетные средства не только на физическое, но и на духовное здоровье, то есть на культуру. В 2017 году расходы по разделу «Культура и кинематография» составят всего 87,3% по отношению к расходам 2016 года. А к 2019 году объем финансирования этой сферы сократится уже до 83,7% от тех средств, которые выделены на нее в бюджете текущего года. И даже если представить, что окажется верным прогноз правительства, согласно которому среднегодовая инфляция в течение предстоящей трехлетки составит лишь 4%, фактические расходы на культуру и кинематографию в течение следующих трех лет сократятся по отношению к 2016 году минимум на треть.

О финансовой поддержке физической культуры кабинет министров заботится не больше, чем о поддержке культуры гуманитарной. Да, на 2017 год в проекте бюджета заложено довольно существенное увеличение расходов на физическую культуру и спорт. На финансирование этой сферы планируется выделить на 35,6% больше (стр. 240) средств, чем в 2016 году. Но на 2018 год запланировано сокращение её финансирования на 37,5% по отношению к 2017 году. А в 2019 году расходы по этому направлению составят лишь 62% от расходов 2017 года. По отношению же к 2016 году они сократятся почти наполовину.

Мы видим, что в случае с некоторыми разделами, относящимися к числу важнейших для страны и общества, кабинет министров при составлении бюджета использует фарисейский прием, с помощью которого попросту пускает нам пыль в глаза, маскируя фактическое ограбление экономики и социальной сферы. На первый из трёх лет периода 2017–2019 годов кабинет министров «рисует» увеличение финансирования по ряду разделов и направлений. А на последующие два года закладывает такое сокращение их финансирования, которое полностью обесценивает его изначальную прибавку. На деле к концу трехлетки бюджетное обеспечение этих сфер экономики и социальной жизни будет радикально урезано.

Поначалу создаётся иллюзия, что финансирование соответствующих направлений стало даже более щедрым. И кабинет министров может использовать это как дополнительный аргумент, защищая свой бюджетный проект. Но к концу трёхлетнего периода даже те сферы, финансирование которых на время увеличивается, потеряют больше бюджетных средств, чем приобретут на первом этапе. И через три года они будут финансироваться куда более (стр. 241) скудно, чем в 2016 году. По сути, бюджет, скроенный таким образом, нельзя назвать иначе как шулерским.

Планомерно сокращаются и расходы по разделу «Средства массовой информации». За три предстоящих года они уменьшатся почти на 10 миллиардов рублей, или на 13%. А с учетом инфляции - не менее чем на четверть. Качественное развитие СМИ не беспокоит правительство. Ему достаточно уверенности, что олигархи, контролирующие большинство крупнейших средств массовой информации, обеспечат «политическую линию», устраивающую власть. Ту власть, которая, в свою очередь, вполне устраивает олигархов, поскольку позволяет им наживаться на российских ресурсах, ничего не давая стране и обществу взамен.

В благодарность за то, что власть позволяет им уходить от социальных обязательств перед страной и народом, олигархи выполняют свои политические обязательства перед властью. Что самым непосредственным образом выражается в политике СМИ, которые они контролируют и финансируют. А о развитии и поддержке независимых и по-настоящему ответственных средств массовой информации власть заботиться не желает. И новый проект бюджета является очередным подтверждением этого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: