Задание сдать за две недели до летней сессии.




Тема: А. Блок и символизм.

Задание:

1. В тетради для конспектов сделать конспект статьи А. Блока «О современном состоянии русского символизма», - 26 марта 1910 г. как отклик на доклад Вяч. Иванова "Заветы символизма". Впервые опубликовано: Аполлон. 1910. № 8. - https://dugward.ru/library/blok/blok_o_sovremennom_sostoyanii.html.

2. Подготовить письменный анализ одного из стихотворений А. Блока по примерному плану, выучить его наизусть:

1. К какому тому, циклу стихов Блока оно относится?

2. Основная поэтическая мысль, выраженная в нем.

3. Лирический герой стихотворения и его «маски».

4. «Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы (где, в каких стихотворениях они встречаются), «опорные» слова, слова – «острия», рифма, ритмика, интонация.

5. Традиции русской поэзии Х1Х века (если прослеживаются).

3. В любом из предложенных ранее учебников прочитать о жизненном и творческом пути А. Блока, сделать соответствующие записи. Знать основные циклы стихов поэта. Уметь их анализировать.

Материалы к лекции

Декадентство (вырождение, упадок) в России возникло в начале 90-х годов и явилось наглядным выражением распада буржуазно-дворянского искусства. «Новое» направление в искусстве сразу же противопоставило себя «мертвящему реализму», народности классической литературы. По примеру своих западных собратьев декаденты в России выдвинули на первый план чисто литературные, эстетические задачи, утверждали примат формы над содержанием в искусстве. Это была идеалистическая реакция на славные общественные традиции русской литературы. В эпоху империализма, упадка господствующих классов, когда на историческую арену выступил русский пролетариат, сразу же показавший свой революционный размах, буржуазная культура вырождалась.

Так возникло и развивалось в русской литературе направление, отказавшееся от заветов революционных демократов, порывавшее с общественными устремлениями классиков, провозгласившее своим принципом крайний индивидуализм, выступавшее с лозунгом «чистого искусства», «искусства для искусства».

Зачинателями русского декадентства были Н. Минский (Виленкин), Д. Мережковский, Ф. Сологуб (псевдоним Тетерникова), К. Бальмонт и другие. Но история русского декаданса - явление сложное. В орбите его воздействия оказались такие крупные поэты, как В. Брюсов и А. Блок, чьи таланты были неизмеримо выше программных требований декадентов и ломали теоретические рамки, в создании которых сами эти поэты участвовали.

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Символизмом называется модернистское течение в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем, в мир выдуманный, ирреальный мир.

Впервые это модернистское течение появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже 19-20 веков не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный. (О значении термина читайте подробно у Гаспарова М.в «Поэтике Серебряного века»))

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова, который так и назывался – «Русский символизм». Поэты напечатались под псевдонимами, они пытались отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности.

Существует несколько основных признаков символизма:

· тайный смысл произведения передается с помощью символов;

· основу составляют философские работы и мистицизм;

· появляется собственная мифология;

· образцом служит литература великих классиков;

· особое внимание уделялось ритму стихотворений; его музыкальности;

· мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль «многозначного иносказания» (это и есть определение символа, в отличии от «однозначного иносказания», - аллегории). Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Символисты считали, что поэзия – это «окно в вечность».

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Характерные черты символизма:

· двоемирие;

· появление звукописи в поэзии;

· отражение реальности символами;

· постижение действительности с помощью мистики;

· религиозные искания;

· поэтика многоплановости и иносказания;

· отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Самым ярким представителем русского символизма был А.А. Блок.

(О творческом и жизненном пути А.Блока см. предложенные учебники).

Ю. Н. Тынянов писал: "Блок - самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас".

"Романом повой формации", содержащим в себе духовную биографию человека его поколения, стали три тома стихов Блока. К 1911 г. они сложились как цельное произведение, принципы построения которого при последующих переизданиях в 1915-1916 и 1918-1921 гг. не менялись, хотя состав последних томов существенно пополнялся. Причем, по словам Д. Е. Максимова, "вновь образованные циклы в последнем, то есть каноническом тексте Блока во многих случаях не отменяли предшествующих им циклов, а скорее уточняли, соединяли, обобщали и логизировали их".

В письме Андрею Белому от 6 июня 1911 г. поэт писал: "...Таков мой путь <...> теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - "трилогия вочеловечения " (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянию, проклятиям, "возмездию, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры "добра и зла" - ценою утраты части души)".

Эти ставшие широко известными слова поэта дают ключ к пониманию пути его лирического героя, чья судьба воплотила в себе жизненный и духовный опыт самого поэта, опыт многих его современников. Понятие "вочеловечение" заимствуется автором из христианской молитвы "Символ Веры", которая включает исповедание Иисуса Христа как Сына Божьего ("Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася"). Однако это понятие по-своему переосмысляется Блоком, для которого путь Христа, сошедшего на землю ради спасения человечества, и путь каждого человека, обретающего себя, свое "лицо", - сущностно близки. Каждое стихотворение Блока включает лишь один из моментов духовной биографии лирического героя, и для постижения пути этого героя в целом оно должно быть соотнесено с включающим его стихотворным циклом, книгой, наконец, быть прочитано в контексте всего творчества поэта.

"Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и следующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений, - писал Блок в предисловии к "Собранию стихотворений" 1911-1912 гг., - многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах": она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни".

Первая книга вобрала в себя ранние стихотворения Блока, распределенные по трем разделам: "Ante lucem" ("Перед светом" (лат.), 1898-1900), "Стихи о Прекрасной Даме" (1901-1902) и "Распутья" (1902-1904).

Вторая книга трилогии в основном включает стихи из сборников "Нечаянная Радость" (1907), "Снежная маска" (1907) и "Земля в снегу" (1908). Она воплотила в себе путь лирического героя "через необходимый болотистый лес", населенный всякой нечистью (цикл "Пузыри земли", 1904 - 1905), через городские трущобы и злачные места "к отчаянию, проклятиям, "возмездию". Всего в книге семь циклов.

Тема гибельности, обреченности земного мира переходит и в третью книгу Блока, включившую сборники "Страшный мир" (1909-1916) и "Возмездие" (1908-1913). Здесь даже смерть не дает выхода из порочного круга жизни ("Миры летят. Года летят. Пустая...", 2 июля 1912), что, впрочем, противоречит расхожим декадентским представлениям о смерти как о благе, избавляющем людей от зла и абсурда земной жизни. Два ключевых стихотворения этого периода - "Ночь, улица, фонарь, аптека..." (10 октября 1912) и "О, я хочу безумно жить..." (5 февраля 1914) позволяют понять логику авторской мысли, выходящую из порочного круга "отчаяния" и "проклятий".

Обратите особое внимание на анализ поэмы А. Блока «Двенадцать».

Задание сдать за две недели до летней сессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: