Положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от соблюдения Вами правил и условностей делового этикета. Благодаря наличию этой формы выражения делового имиджа Вы приобретете оттенок личного обаяния. Соблюдение правил этикета не является
чересчур обременительной обязанностью. Вам не придется круто ломать себя и вносить в свой характер радикальные изменения. Нужно лишь провести его небольшие «регулировки».
Практикой делового общения доказано, что никакая другая способность, которой может обладать деловой человек, не дает ему такого авторитета и возможности быстро сделать карьеру, как умение хорошо говорить и грамотно писать. Человек, обладающий этими качествами, всегда более авторитетен, чем тот, кто ими не обладает. Однако научиться хорошо говорить и грамотно писать - большое искусство. Оно требует мобилизации мышления, памяти, большого словарного запаса, всей духовной сферы и психологической устойчивости. Из всех форм выражения делового имиджа это, пожалуй, та, которая достигается с наибольшим трудом.
В деловом мире принято осмысливать свое поведение и заранее просчитывать его успех, исходя из ответной реакции на произведенные действия. Вот почему очень важно развивать в себе коммуникативную привлекательность, основанную на законах поведенческой стратегии, соблюдение которых является одной из важнейших форм выражения личного делового имиджа. Такая стратегия предполагает следование нормам деловой этики, соблюдение правил служебной субординации и требований культуры деловых взаимоотношений, а также учет этических и социально-психологических ситуационных особенностей.
|
Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является поведенческая техника, выражающаяся в умении использовать приемы и способы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или коммерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровергать доводы оппонента и умело его выслушивать, защищаться от некорректных собеседников и партнеров, ставить вопросы и отвечать на них, использовать приемы психологической разрядки и т. п.
Однако использование этих приемов и способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не выбирать из них наиболее подходящие для данной деловой ситуации, т. е. если не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенческие стратегия и техника, является важной коммуникативной формой выражения делового имиджа. Действительно, если не применять необходимую для данного случая тактику поведения, не учитывать психологические особенности собеседников и не уметь выбирать нужную форму поведения в конфликтных ситуациях, то рассчитывать на успех просто нереально.
Подобно тому, как привлекательный внешний вид, хорошие манеры, умение хорошо говорить и правильно вести себя в различных деловых ситуациях соответствуют представлениям об образе преуспевающего человека, так и правильно оборудованный и хорошо оформленный интерьер рабочего офиса способствует повышению делового статуса его хозяина, являясь как бы его своеобразной визитной карточкой. Это позволяет с полным основанием считать оборудование и оформление делового офиса одной из внешних форм выражения делового статуса любого солидного бизнесмена или политика.
|
Действительно, интерьер и оборудование офиса говорят о многом: о достатке фирмы, ее надежности и основательности, солидности политической партии. Поэтому при построении делового имиджа надо стремиться к тому, чтобы место, где вы принимаете людей, производило на них как можно лучшее впечатление, чтобы атмосфера этого места способствовала повышению
вашего делового статуса, а не снижала его.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов
приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность. Учитывая чрезвычайно напряженный характер труда в политической сфере и бизнесе, вряд ли стоит рассчитывать на успех человеку с плохим здоровьем. К тому же большинство бизнесменов и политиков практически всегда обращают внимание на физическое состояние своего партнера, чтобы быть уверенными не только в его финансовой и профессиональной, но и физической надежности. Поэтому вопросы здоровья имеют непосредственное отношение к формированию делового имиджа и их можно отнести к особой форме его выражения.
Такова наиболее общая характеристика основных форм выражения делового имиджа. Рассмотрим теперь их более обстоятельно и начнем с тех из них, которые позволяют окружающим людям составить первое впечатление о деловом человеке с позиций как его деловых, так и чисто человеческих качеств.
|
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Внешний вид
Ведение любого дела - это прежде всего установление контактов, в которых, по подсчетам психологов, в 80 случаях из 100 свое отношение к другому человеку люди строят на основе первого впечатления, важнейшей составной частью которого является внешний вид. Поэтому в деловом мире требованиям к внешнему виду отводится весьма важное значение, поскольку именно от него в значительной мере зависит отношение со стороны окружающих. Клиенты, например, всегда склонны видеть прямую связь внешнего облика бизнесмена с его честностью и качеством обслуживания. Отсюда вполне логично заключить, что внешний вид - это одна из главных внешних форм выражения делового имиджа.
Особенности внешнего вида выступают у многих людей носителями определенной информации о человеке. Особенно большое влияние на восприятие человека оказывают его физические данные. В деловых отношениях следует учитывать, что у людей сфор-
мировались определенные стереотипы, в соответствии с которыми какая-либо особенность внешнего вида воспринимается ими как признак черты характера.
Впервые увиденного человека мы обычно пытаемся соотнести с определенным стереотипом, существующим в нашем сознании, произвольно приписываем ему некие черты, пытаясь свести неизвестное к известному. Приведем типичные оценки-штампы, которые связываются у людей с восприятием впервые увиденного человека.
Так, принято считать, что люди с квадратным подбородком -это люди волевые,' с большими лбами - интеллектуалы, с жесткими стоячими волосами - непокорные, с морщинками у глаз - дружелюбные. По представлениям многих пожилые мужчины более надежны, верны слову и опытнее молодых, женщины с сочными губами - сексуальны, а с тонкими - холодны, люди, носящие очки, - умные и т. п. Подобные стереотипы возникают обычно на основе простой ассоциации: люди, занимающиеся умственным трудом, портят глаза, следовательно, носят очки; те, кто чаще других улыбается, имеют морщинки у глаз и т. п.
Бытуют также стереотипы, связанные с формой лица. Сведения о них можно получить из физиогномики - науки о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характеристики личности. Все это позволяет «с ходу» ориентироваться в людях, а значит подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать возможные действия своих партнеров. В этой связи очень полезно знать основные физиономические типы лица.
Продолговатое: прямоугольник при ширине лба, примерно равной ширине подбородка. Это так называемый «аристократический» тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, нередко - о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, им присуща ярко выраженная целеустремленность.
Треугольное: высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но короткий нос, глубоко посаженные глаза, небольшой и слегка выдвинутый вперед подбородок. Для обладателя такого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с тем такого человека отличают хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.
Трапециевидное: широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, как правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен; он не борец.
Женщины с таким лицом оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу общения.
Квадратное: суровый, мужественный, нередко бессердечный тип человека; как правило, тугодум, часто бывает грубым, настойчив. Яркая его черта - решительность. Такие люди прямолинейны и откровенны в общении, у них неутолимая жажда успеха. Хорошие исполнители, хотя сами настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с таким лицом стремятся доминировать во всем.
Круглое: добродушие, миролюбие, мягкость в характере человека. Такие люди нередко гуманны, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им не чуждо. Если у обладателя такого лица высокая переносица, выступающие скулы и «огненные» глаза - его считают целеустремленным; такой тип лица нередко встречается у лидеров и полководцев.
Эти сведения по физиогномике весьма полезны для ориентации в повседневном общении. Умелое снятие информации физиогномического характера со своего партнера по общению позволяет на уровне визуального контакта быстро сориентироваться в его качествах. В конечном итоге, это может помочь избрать оптимальную модель поведения, что так важно для создания положительного делового имиджа. Указанные обобщенные представления о людях нередко далеки от действительности, но поскольку они могут сформировать первое впечатление о человеке, их следует учитывать в процессе делового общения и особенно знакомства. Отсюда можно сделать вывод, что первое впечатление очень важно. Оно на первых порах делового общения является как бы визитной карточкой внешнего вида человека, отражающего его внутреннюю сущность.
При этом важно заметить, что внешний облик - это не только отражение внутреннего состояния человека и его отношения к окружающему. Внешнее, в свою очередь, влияет на внутреннее. Разве вы не замечали, что, когда на вас хороший костюм, а под ним ухоженное тело, вы увереннее входите в любой коллектив, смелее подходите к нужному человеку и сам стиль разговора становится иным?
Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов того, что мы в нем видим. Если человек не будет выгля-
деть прилично, люди не поверят, что он говорит что-то важное. И не надо в этом сомневаться: когда вы хорошо одеты, это возвышает вас в собственных глазах и придает уверенности.
Известно выражение «По одёжке встречают...». В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей, поскольку в первую очередь о вас станут судить по внешнему виду, а лишь потом по вашему разговору, манерам поведения и интерьеру кабинета. Чисто и прилично одетый человек всегда внушает большее доверие, чем одетый кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. От того, как вы себя оденете, будет в значительной степени зависеть отношение к вам со стороны окружающих вас людей.
Предпринимательская деятельность также как и политическая предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик ее участников - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального оппонента, партнера или клиента костюм человека служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени его солидности и надежности.
Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпринимателей сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив любую международную ярмарку или выставку, вы заметите, что большинство стендистов проявляют удивительное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма. Любое политическое мероприятие также обнаруживает единство мнений в этом вопросе.
В настоящее время принято считаться с советами модельеров. Основополагающим принципом при составлении гардероба, по их мнению, должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе много вещей, которыми редко пользуются, значит, гардероб составлен неправильно.
Не менее важное требование к одежде - ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует
о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо прилаженная одежда, мятый костюм или неглаженная рубашка рождают ощущение суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличия к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или снисходительности.
Иностранные партнеры тщательно следят за деталями и придирчиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление производят короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают белые икры человека, когда он сидит, закинув нога на ногу. Кстати, о безукоризненности носков особо следует позаботиться направляющимся в Японию, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом или ресторан.
Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, болтающаяся пуговица или привычка протирать очки концом галстука. Надо отбросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с галстуком босоножками, из которых выглядывают нитяные носки, избегать слишком пахучих одеколонов и лосьонов после бритья. Вообще, главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это непременно заставит партнера думать, что столь же подтянуты вы будете и в делах.
Определяя характер нашей одежды, следует постоянно помнить о тех людях, на восприятие которых мы рассчитываем. Излишняя яркость и пестрота, подчеркнутая экстравагантность создают впечатление нескромности, свидетельствуют о недостаточно развитом чувстве меры.
Наблюдение за миром деловых людей показывает, что в этот мир мода и утонченный вкус входят не так активно и быстро, как в быт. Бизнесмены и тем более политические деятели достаточно консервативны по отношению к моде, но тем не менее они строго придерживаются определенного уровня, отвечающего принятым в мире правилам в одежде, в значительной степени определяемого модой.
Слово «мода» происходит от латинского «модус» - мера, образ, вид, способ и означает господство в обществе в данный период определенных форм, касающихся различных сторон быта (главным образом одежды) и обусловленных национальными традициями, сложившимися вкусами, уровнем достигнутого экономического и общественного развития производства и бытовых потребностей. В основе моды лежит стремление к усовершенствованию внешних форм быта.
Мода в одежде характеризуется преобладанием определенных форм, образуемых длиной, шириной одежды, ее цветом или сочетанием цветов, расположением линии талии, формой рукавов и воротника, видом отделки, фактурой применяемых тканей.
Моду можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле - это мода сезона, т. е. новое в тканях, отделке, покрое, цвете и т. п., что появилось в сезоне данного года. В широком смысле моду можно трактовать как преобладание определенных силуэтов и форм одежды на протяжении более длительного периода - нескольких лет, а то и больше.
Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако, если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш консерватизм рискует оказаться смешным. В то же время слепое следование моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке прослеживается желание казаться значимым, когда его истинное положение таковым не является.
Сверхмодное всегда бросается в глаза, и если такая одежда или, например, прическа используются деловым человеком без учета своих природных данных или не соответствуют ситуации, то это показатель не только отсутствия вкуса, но и некритического отношения к своему делу, свидетельство того, что такой человек на самом деле не тот, за кого он пытается себя выдать.
Красивая, гармоничная, модная в хорошем смысле одежда украшает, делает совершенней и привлекательней внешность, заставляет внутренне подтягиваться, вызывает стремление к аккуратности и чистоплотности. Поэтому отношение к красоте одежды как к чему-то ненужному и незначительному отражает устаревшие взгляды и может только помешать сделать жизнь красочной и яркой.
Мода должна соответствовать вашей индивидуальности. Платье и костюм зрительно меняют пропорции тела. Правильно подобранные фасон, цвет, каждая деталь смягчают физическое несовершенство и подчеркивают достоинства фигуры.
Но культура одежды не исчерпывается умением следить за модой. Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выражающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.
Хороший вкус проявляется также в умении носить одежду, т. е. следить, чтобы туалет всегда находился в порядке, чтобы не было оторванных пуговиц, грязных пятен, стоптанных каблуков. Практика современных деловых отношений каждодневно доказывает, что со вкусом одетый предприниматель заключает гораздо больше выгодных сделок, чем тот бизнесмен, который безразличен к своему внешнему виду. Пренебрежительное отношение к одежде поставит крест и на политической карьере.
Существует известная поговорка «о вкусах не спорят», из которой часто делают поспешный и односторонний вывод, будто здесь царит полный произвол. На самом деле это не так. При оценке вкуса нужно всегда учитывать, во-первых, его уровень, т. е. степень развитости, а во-вторых, направленность и характер выраженного в нем чувства.
Вкус часто определяется как культура
чувств, на основании которой мы испытываем удовольствие от вида хорошо одетого человека. Развитое чувство вкуса предполагает умение реагировать на значительное количество деталей, различать даже еле заметные глазу оттенки цвета, изгиба линий, очертания форм, способность соотносить их друг с другом, улавливать их выразительность и воспринимать как единое целое.
Таковы общие требования к одежде делового человека. Рассмотрим теперь, какие конкретно требования предъявляются к одежде как делового мужчины, так и деловой женщины.
Культура одежды делового мужчины
Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли скажут что-то конкретное. Но если вы попросите описать, как он должен выглядеть, то подавляющее число ответов будет примерно начинаться так: «Это человек в костюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм.
И это действительно так. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих мужчин - это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во всех странах мира.
В Англии, например, деловой мужчина наиболее уютно чувствует себя в строгом костюме-тройке. Американский — хотя и не считает жилет обязательной деталью своей одежды, но на ответственные встречи старается к черному костюму его надеть. В скандинавских странах считается нормой клубный пиджак и серые брюки днем и темный костюм - вечером. Для французов характерна более свободная и изысканная одежда, но важные деловые встречи и приемы они также предпочитают проводить в строгом черном костюме. Итальянцы, как и англичане надевают черный или белый костюм-тройку, иногда в сочетании с яркими ботинками. Деловой человек из арабских, африканских стран и государств Юго-Восточной Азии чаще всего ориентируются на западную моду, в которой строгий костюм занимает главенствующее место. У японцев и немцев обязательно ношение на работе костюмов даже в 30-градусную жару, а также введенной повсеместно удобной и красивой униформы для работающих.
Таким образом, в деловом мире наибольшей популярностью пользуется костюм. В нем можно появляться в любое время дня и в любом обществе. В рабочее время принято носить не слишком светлые костюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее.
Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску - наиболее распространенный тип костюма для каждого случая. Дело в
том, что иной раз трудно знать заранее, куда вас пригласят вечером и удастся ли вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы переодеться.
Лучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе костюм на каждый день, т. е. костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску, и другой костюм, более строгий, из материала темно-серого, темно-синего или черного цвета, в котором подобает присутствовать на мероприятиях праздничных или торжественных.
Если оба костюма умело подобрать по цвету, то в некоторых случаях их можно использовать, комбинируя один с другим. Эти два костюма может хорошо дополнить комбинированный костюм спортивного типа, на каждый день. Такой костюм теперь все чаще надевают на работу. Он состоит из брюк и пиджака, которые могут отличаться по цвету и рисунку, но должны гармонично дополнять друг друга. Так, к пиджаку в клетку или полоску лучше всего подходят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полоску - однотонный пиджак.
Легкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственного волокна для теплого времени года стал теперь непременным реквизитом мужского гардероба. Материал такого костюма может быть одноцветным либо с рисунком, светлых или темных тонов -это зависит от имеющихся в вашем распоряжении сорочек и туфель, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.
Кстати, специально отметим, что модельерами разработаны цветовые сочетания всех основных элементов мужской одежды применительно к различным цветам костюма (см. таблицу).
Пользуясь данными таблицы, нужно учитывать, что любой цвет и его сочетания хороши применительно к конкретной внешности и ситуации. Так, полным не подходят светлые, так называемые «пастельные» тона, но если уж они используются, то желательно выбрать из них лишь «теплые» (например, оттенки слоновой кости), так как холодные светлые тона - синеватый, зеленоватый - оптически увеличивают фигуру. Черный цвет рекомендуется, как правило, для торжественных случаев. Он особенно идет светловолосым со свежей кожей. Черный цвет удачно сочетается и с другими цветами - белым, желтым, красным.
Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого возраста лучше избегать подобных сочетаний. Коричневый цвет хорошо смотрится в шерстяных тканях, а его оттенки - шоколадный и каштановый - подходят к светлой коже. Зеленый цвет многими несправедливо отвергается, хотя его теплые оттенки - оливковый и липовый -неплохо освежают естественные краски лица. Желтый цвет очень из-
бирателен, он хорош для лета. Синий цвет более других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в любом возрасте, ведь белый цвет - король всех цветов.
Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды
Костюм | Сорочка | Галстук | Ботинки | Носки |
Серый | Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости | Любого цвета | Черные | В тон галстуку |
Темно-серый | Белая, светло-розовая, слоновой кости | Красно-черный | Черные | Черные |
Темно-голубой | Белая, слоновой кости | Серо-красно-бордовый | Черные, темно- | Серые, бордо коричневые |
Темно-синий | Белая | Бело-красно-голубой | Черные | Темно-голубые, темно-бордовые |
Темно-зеленый | Слоновой кости | Красно-зелено-коричневый | Коричневые | Коричневые |
Костюм | Сорочка | Галстук | Ботинки | Носки |
Песочный | Светло-голубой | Темно-голубой | Светло-коричневые | Светло-голубые |
Светло-коричневый | Белая, розовая, табачная | Зеленый, бордовый, красно-черный | Кофейные, красно-коричневые | Бордо |
Темно-коричневый | Белая, бежевая, светло-розовая | Зелено-коричневый, красно-черный | Коричневые | Кофейные, бордо |
Черный | Белая | Серебристо-серый, красно-черный | Черные | Дымчатые, черные, темно-фиолетовые |
Для мужчин среднего роста и нормального телосложения ограничений в одежде не существует. Не надо только злоупотреблять отделкой и украшениями. Высоким, стройным идет одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотрительности при выборе как материала, так и модели. В этом случае более
приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально.
Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару выходных костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Чаще всего в деловом мире используется белая или светлая (голубая, бежевая, в темную или мелкую полоску, в чуть заметную клеточку) сорочка.
Сорочка всегда должна быть светлее самой темной нити в костюме. Пестрые и клетчатые обычно носятся без галстука. Если же с галстуком, то лучше - гладким. Сорочки спортивного типа застегиваются под горло.
Носить сорочки с короткими рукавами не следует, поскольку манжеты сорочки должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. На все виды приемов рекомендуется надевать белую (не трикотажную) сорочку с крахмальным воротничком.
В костюме делового мужчины особая роль отводится галстуку. У англичан даже существует выражение: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но при этом у него должна быть дюжина галстуков.
Галстук почти всегда отражает вкус владельца. Иногда выбрать его очень трудно, поэтому рекомендуется наряду с пестрыми галстуками из шелка, искусственного шелка или искусственного волокна приобрести два-три шерстяных однотонных галстука, которые можно спокойно носить с любимым костюмом. Однако универсальными цветами для галстука был и остается малиновый и бордовый. Черный галстук надевается только в знак траура или, если это положено, к форменной одежде.
Выбор галстука зависит от цвета и рисунка ткани костюма, а также его фасона. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и искусственного шелка. «Бабочки» приняты только в официальных случаях. Они должны быть выдержаны в изысканных тонах. Бант прикалывают только к праздничным и строгим костюмам. Будет ли бант однотонным или пестрым, темным или светлым - это прежде всего зависит от назначения костюма.
К костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук. Будет правильно взять к пестрому костюму однотонный галстук, если они гармонируют по тону. При этом надо следовать двум правилам. Либо подбирают галстук так, чтобы он был одного тона с костюмом, но светлее его или темнее, в результате чего цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга, либо костюм и галстук должны быть контрастных тонов. Но этот контраст должен быть единственным в вашем туалете.
К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочке в полоску или клетку -однотонные, спокойной расцветки. С костюмами светлых тонов принято носить яркие галстуки. Сложнее подобрать галстук к костюму из тканей в полоску или клетку. В этом случае предпочтительнее галстуки однотонные, чуть светлее костюма.
Трудности возникают и в том случае, когда вы хотите надеть пестрый галстук к костюму из ткани также с пестрым рисунком. Общего правила, которого можно было бы придерживаться, здесь нет. Однако в этом случае следует иметь в виду, что рисунок костюма и галстука (например, полоска) не должен повторяться. И еще одна рекомендация - можно комбинировать два отличающихся друг от друга рисунка, но не более; в противном случае костюм (да и человек, который его носит) производит впечатление сшитого из кусков разных тканей и выглядит излишне вычурно.
Галстук лишь тогда галстук, когда он правильно завязан, а не болтается на шее, как веревка. Зажимы на галстуках не говорят о хорошем вкусе, и их не носят те, кто одевается со вкусом. В крайнем случае можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.
Существуют всякого рода модные дополнения к костюму. Так, к праздничному темному костюму обязательны белая сорочка, черные туфли и черные носки. Из нагрудного кармана должен выглядывать уголок или краешек белого платка. К сугубо строгому костюму необходимо иметь шляпу и перчатки, которые в жаркую летнюю погоду можно держать в руке. Однако не следует слишком буквально истолковывать понятие «строгий костюм». В тридцатиградусную жару даже на дипломатических приемах иногда можно появляться в светлых костюмах.