Выдержки из книги Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».




Психологический час «Смысл жизни».

Слайд 2.

Итак, тема психологического часа «Смысл жизни». Имеет ли жизнь вообще смысл? Какой? А может быть жизнь бессмысленна? – Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.

Слайд 3.

Так в чём смысл жизни? С точки зрения эволюционного замысла цель нашей жизни адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и биосферы, совершенствовать свой вид путем генетического скрещивания, информационного и технологического развития. Этот процесс эволюционного развития у нас общий для всех видов населяющих нашу планету. Эволюционируют приспосабливаясь к новым условиям окружающей среды и бактерии, и грибки, и членистоногие, и млекопитающие.

Обратите внимание человек единственный вид на планете, который способен упорядочивать жизненное пространство вокруг себя, менять русла рек, распространять жизнь по всем материкам и островам планеты и даже вероятно далеко за ее пределы. Человек способен скрещивать виды, модифицировать генетический код биологической жизни, осознавать себя и всё сущее, подчинять себе другие формы жизни, приручать их или жить в любви и взаимопомощи с ними получая от этого удовольствие. Развитие человечества непосредственно должно быть связано с развитием его физически, интеллектуально, духовно и культурно. И это часть развития самой планеты. Часть глобального замысла. Мы то, что мы несем этому миру.

Слайд 4.

После этого глобального эволюционного пути человечества мы можем поделить смысл жизни на две категории: смысл жизни в филогенезе и смысл жизни в онтогенезе.

Филогенез (φῦλον — племя, раса и γενετικός — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

Онтогенез (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом.

Чаще всего люди ищут смысл жизни в своем отногенезисном развитии Я-центрично мыслящих существ, а не песчинку мироздания осознающую себя как части часть. Это связанно со структурой нашей речи и мышления. В нашем информационном поле просто нет других понятий или их очень мало.

С другой стороны развитие особи в онтогенезе, как индивида и личности очень важно, ведь именно эта особь будет участвовать в дальнейшем выживании и развитии своего народа, клана, племени реализуя смысл жизни в филогенезе и впоследствии этот прайд будет участвовать в эволюционном развитии всего человечества.

Слайд 5.

Так же с позиции психологии мы можем обратить внимание на то, что индивидуальный смысл жизни может зависеть от окружающего пространства и изменяться в зависимости от условий окружающей среды.

В экстремальных ситуациях смысл жизни может сводиться к тому, чтобы выжить или что-то съесть. В идеальных условиях смысл жизни может заключаться в совершении научных открытий, познании мира, эмоциональном опыте, упорядочивании окружающего пространства, спасении жизни животным или людям, улучшении экологии планеты. Расширении своего вида психически – за пределы непознанного. И физически – за пределы видимого пространства.

В идеальных условиях возможно человечество будет стремиться к переходу к безболезненной смерти путем эвтаназии для себя и других видов облегчая боль этого мира. В идеальной жизни мы ощущаем потребность любить. Эта потребность толкает нас на поиски второй половинки с которой мы впоследствии хотим иметь детей, которым передаем свой генетический материал и когнитивный опыт. Эти дети продолжают нашу деятельность или выбирают свою. В дальнейшем уже они участвуют в упорядочивании пространства и от того чему и как мы их научили, какую информацию им передали, какими эмоциями их вскармливали – мы будем иметь приблизительный, корректируемый только их психикой результат.

Слайд 6.

По прогнозам некоторых ученых уже через 100 лет человечество окажется психологически за пределами сингулярности. То есть уровень психического и технологического развития и социальных изменений человечества будет настолько кардинальным, что люди будущего окажутся за пределами понимания для нас, а мы для них. Такая грань уже существует между, например, современным европейцем и сентинельцем.

Слайд 7.

Сентинельцы – это племя, которое живет на острове названном современной европейской культурой Северный Сентинел. Как они сами себя называют, осознают и индентифицируют неизвестно. Остров расположен в Бенгальском заливе входит в состав Андаманских островов. Островные аборигены не пускает к себе цивилизацию отвергая всякие попытки контакта и отгоняя летающие дроны наблюдающие за жизнью племени палками. По отношению к чужакам сентинельцы ведут себя крайне враждебно. По наблюдениям сделанным при попытке контакта они не освоили ни сельское хозяйство, ни даже примитивное строительство. Их хижины представляют собой скорее норы. Там еще не изобрели ни колеса, ни телеги. И даже повзаимствовать изобретения у более развитых сородичей дабы на их основе развиваться дальше они не могут ввиду социальной замкнутости.

Вы можете представить в какой шок повергнет сентинельца визит даже в самую простую современную деревню с телегами, телефонной связью и сельским хозяйством? Точно так же для человека из глубинки за пределами сингулярности может оказаться мозг, социальная компетентность и быт среднестатистического жителя Нью-Йорка или политического деятеля оперирующего большим объемом сложной и закрытой от простых обывателей информацией.

Слайд 8.

Из всего вышеупомянутого мы можем сделать вывод, что человечество развивается не равномерно или иногда не одинаково. Тогда один из базовых смыслов жизни в онтогенезе и филогенезе – это научение, развитие, получение опыта, анализ чужого опыта, обмен опытом, симбиоз с другими участниками эволюционного процесса.

Тут мы сталкиваемся с тем фактором, что на данном отрезке эволюционного пути люди не только сотрудничают, но и конкурируют за информацию, ресурсы, знания, власть и многое другое. Это усложняет процесс беспрепятственного развития человечества.

Знания искажаются, представители более слабых и глупых народов доминируются более сильными народами. Внутри прайдов тоже наблюдается конкуренция за власть, ресурсы, право доминировать и обладать лучшими благами цивилизации. Это проявление наших животных инстинктов зародившихся задолго до того как вопрос о смысле жизни начал посещать умы людские.

Слайд 9.

Жизнь как чашка кофе. Всё зависит от того, как вы его приготовите и с кем выпьете.

Таким образом мы можем прийти к выводу что человек это творец и познающая сущность. Смысл жизни для человека – его деятельность, взаимодействие с себе подобными, накопление и передача знаний, обмен опытом и мыслями, наблюдение и анализ, эмоциональный и чувственный опыт, любовь, создание лучшего потомства, которое нуждается в развитии и обучении.

Слайд 10.

Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, создатель логотерапии (одного из видов экзистенциальной психотерапии, основанного на поиске и анализе смыслов существования).

Выдержки из книги Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».

Слайд 11.

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: "Я видел похороны с пышным гробом и музыкой - и начинал смеяться: не безумцы ли - устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом". И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: "Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим".

Слайд 12.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Возможность найти в жизни смысл не зависит от пола, от интеллекта, от уровня образования, от того, религиозны мы или нет и если да, то какую веру исповедуем. Нахождение смысла не зависит от характера человека и от среды.

Ни один психиатр и ни один психотерапевт - в том числе логотерапевт - не может указать больному, в чем заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании.

Слайд 13.

Если говорить в этом контексте о ценностях, можно разделить их на три основные группы. Я называю их ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый-это что он дает миру в своих творениях; второй-это что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу. Вот почему жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже человек, который лишен ценностей творчества и переживания, все еще имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления, - смысл, содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь.

Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе.

Слайд 14.

Неправильное воспитание никого не оправдывает; последствия его необходимо преодолевать сознательными усилиями.

Великий философ Карл Ясперс, сказавший: "Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим".

Что касается наследственности, то серьезные исследования в этой области как раз показали, в какой степени человек обладает в конечном счете свободой и по отношению к своим задаткам. В частности, близнецовые исследования показали, насколько различная жизнь может быть построена на основе тождественных задатков. Я вспоминаю однояйцевых близнецов, описанных Ланге, один из которых был хитроумнейшим преступником, в то время как его брат-близнец - столь же хитроумным криминалистом. Врожденное свойство характера - "хитроумие" - было идентичным у обоих, однако само по себе оно нейтрально, то есть не являлось ни пороком, ни добродетелью. И мы видим, как был прав Гёте, сказавший однажды, что нет такой добродетели, из которой нельзя было бы сделать порок, и нет такого порока, из которого нельзя было бы сделать добродетель.

Слайд 15.

Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он ускоряет ее темп.

"Мне 22 года, - писал мне один американский студент, - у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл".

Человеческой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению. Жизнедеятельность муравейника можно считать целенаправленной, но никак не осмысленной. А где отсутствует смысл, исторический процесс невозможен. Муравьиное "сообщество" не имеет истории.

Говоря словами Альберта Эйнштейна, "человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни".

Ни ваш поиск смысла, ни сомнения в смысле своей жизни не являются патологическими. Это право юности. Истинно юный человек никогда не принимает смысл своей жизни как заранее данный, он имеет смелость усомниться в нем. Я хотел бы сказать, что вам не следует отчаиваться по поводу своего отчаяния. Вы можете принять это отчаяние как свидетельство того, что я обычно называю "волей к смыслу". И в определенном отношении сам факт вашей воли к смыслу делает оправданной вашу веру в смысл. Как сказал однажды знаменитый австрийский писатель Франц Верфель, "жажда-лучшее доказательство существования воды". Он имел в виду, что человек не мог бы чувствовать жажду, если бы в мире не было воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: