Государственное регулирование хоз деятельности в РФ
Основными направлениями
1. Развитие предпринимательской деятельности, формирование рыночной инфраструктуры, содействие добросовестной конкуренции
2. Создание эффективной системы мер по защите прав потребителя
3. Поддержка отечественных товаров/производителей
4. Участие гос органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговли
В ФЗ 381 «Об основах гос регулирования торговой деятельности в РФ» четко сформулированы цели этого самого регулирования:
1. Обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления соответствующих требований к организациям и осуществлению торговой деятельности
2. Развитие торговой деятельности для удовлетворения потребности отраслей экономики производственной продукции, обеспечение доступности товаров населению, формирование конкурентной среды и поддержка российских производителей
3. Обеспечение соблюдения прав и законов в интересах ю/л, ИП, осуществляющих торг деятельности и поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенные для использования в их деятельности
4. Разграничение полномочий между федеральными органами гос власти, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области регулирования предпринимательской деятельности.
Это все реализуется через три основные функции, выполняемые гос органами
1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка
a. Формирование и укрепление рыночных институтов
b. Развитие всех форм собственности
b. Осуществление мер по формированию внутреннего спроса, ослабление экономической зависимости от внешних факторов, обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации промышленности
|
c. Снятие административных барьеров для предпринимательства, повышение качества правового регулирования экономики, утверждение принципов законности и правопорядка
d. Создание механизма надлежащего исполнения коммерческих договоров
e. Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в третейских судах и в медиционном порядке (в порядке примирения сторон)
f. Защита интересов потребителей и хоз субъектов
g. Установление технических регламентов и стандартов на продукцию
2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, поддержка инновационного развития и инвестиционной деятельности предприятий важнейших отраслей
3. Решение макроэконмических проблем
a. Обеспечение роста объема национального производства путем инвестирования в передовые технологии, ориентировано на создание новой конкурентноспособной продукции
b. Повышение производительности труда во всех секторах экономики
c. Поддержание надлежащих темпов экномического роста, стимулирование энерго- и ресурсоэффективности
d. Обеспечение уровня занятости трудоспособного населения страны
e. Социальная защита пожилых и малолетних людей
Воздействие идет двумя методами: Экономическим и административным
Первый осуществляется при помощи установления цен, налогов, предоставлении кредитов (косвенное регулирование)
А второй связан с прямым воздействием гос-ва на экономические отношения, Административные меры заключаются в принятии уполномоченными органами власти управленческих решений, установлении прямых предписаний императивного и директивного характера на совершение определенных действия. Используется как и мера убеждения, так и принуждения. К такому методу относится гос регистрация ю/л и ИП, лицензирование отдельных видов пред деятельности, квотирование ввозимой и вывозимой продукции, установление обязательных требований процесса производства выпускаемой и обращающейся продукции, безопасной для здоровья людей и окружающей среды, обеспечение единства измерения, установление юр ответственности.
|
Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за исполнением законом и соблюдением конституции и административный надзор, направленный на проверку соблюдения специальных правил на поднадзорных объектах.
ФЗ 26 июня 2008 года под номером 102 «Об обеспечении единства измерений». Цели:
1. Установление правовых основ обеспечения единства измерений в РФ
2. Защита прав и законных интересов граждан, общества и гос-ва от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений
3. Обеспечение потребности граждан, общества и гос-ва в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений.
4. Содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.
ФЗ 23 ноября 2009 года 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Основная цель - создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования эенергосберенжения и получения энерг эффективности. 10 статья посвящена обеспечению эфф при обороте товаров. Товары должны содержать информацию о классе их эффективности в технической информации. Распространяется на бытовые товары, на компьютеры, компьютерные устройства и т.д.. Уже не допускаются лампы накаливания мощности более 100 ватт.
|
На уровне субъектов федерации законы могут приниматься с различением компетенции между РФ и ее субъектов (статьи 71-31 конституции). На основании конституции в ведении РФ находится гражданское законодательство, т.е. субъекты не могут принимать гражданско-правовые акты. Могут принимать дисциплинарного, административного и прочего характера в рамках федерального законодательства.
Управление:
Федеральный уровень - президент и федеральные органы испольнительной власти.
Региональный - администрация республик, краев, областей и автономных округов.
Местный - главы муниципальных образований.
Указанные органы управления относятся к общей функциональной и отраслевой компетенции. Для проведения гос политики в сфере экономики в условиях формирования рыночных отношений большое внимание относится именно президенту РФ и правительству, в частности министерству экономического развития РФ, на которое возложены следующие функции:
1. Обязано вырабатывать гос политику и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны, в сфере развития пред деятельности, в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли) и в сфере имущественных отношений, несостоятельности (банкротства).
2. Занимается гос регистрацией прав на недвижимость, инвестиционной деятельностью, формированием межгосударственных, федеральных целевых программ, разработкой и реализаций программ социального-экономического развития РФ. Работает над созданием и функционированием особых экономичесих зон на территории РФ, управление гос резервом, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ.
Мин промышленности и торговли РФ. Фнкции по выработке гос политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленности и оборонно-промышленных комплексов, тех регулирования и обеспечения единства обеспечений, в сфере внешней и внутренней торговли. Импорт/экспорт.
Мин финансов: выработка гос политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджета, налога, страхования, валютной и банковской деятельности, гос долг, аудиторской деятельности, бух учет и бух отчетность.
Мин здравоохранения: здравоохранение, соц развитие и защита прав потребителей.
Государственную политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических, социальных и иных мер, проводимых органами гос власти и управления, как в центре, так и на местах, совместно с предпринимателями и общественными организациями для реализации целей и принципов, установленных конституции РФ и соответствующими законами.