Организационно-правовые основы механизма гос регулирования




Государственное регулирование хоз деятельности в РФ

 

Основными направлениями

1. Развитие предпринимательской деятельности, формирование рыночной инфраструктуры, содействие добросовестной конкуренции

2. Создание эффективной системы мер по защите прав потребителя

3. Поддержка отечественных товаров/производителей

4. Участие гос органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговли

 

В ФЗ 381 «Об основах гос регулирования торговой деятельности в РФ» четко сформулированы цели этого самого регулирования:

1. Обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления соответствующих требований к организациям и осуществлению торговой деятельности

2. Развитие торговой деятельности для удовлетворения потребности отраслей экономики производственной продукции, обеспечение доступности товаров населению, формирование конкурентной среды и поддержка российских производителей

3. Обеспечение соблюдения прав и законов в интересах ю/л, ИП, осуществляющих торг деятельности и поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенные для использования в их деятельности

4. Разграничение полномочий между федеральными органами гос власти, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области регулирования предпринимательской деятельности.

 

Это все реализуется через три основные функции, выполняемые гос органами

1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка

a. Формирование и укрепление рыночных институтов

b. Развитие всех форм собственности

b. Осуществление мер по формированию внутреннего спроса, ослабление экономической зависимости от внешних факторов, обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации промышленности

c. Снятие административных барьеров для предпринимательства, повышение качества правового регулирования экономики, утверждение принципов законности и правопорядка

d. Создание механизма надлежащего исполнения коммерческих договоров

e. Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в третейских судах и в медиционном порядке (в порядке примирения сторон)

f. Защита интересов потребителей и хоз субъектов

g. Установление технических регламентов и стандартов на продукцию

 

2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, поддержка инновационного развития и инвестиционной деятельности предприятий важнейших отраслей

3. Решение макроэконмических проблем

a. Обеспечение роста объема национального производства путем инвестирования в передовые технологии, ориентировано на создание новой конкурентноспособной продукции

b. Повышение производительности труда во всех секторах экономики

c. Поддержание надлежащих темпов экномического роста, стимулирование энерго- и ресурсоэффективности

d. Обеспечение уровня занятости трудоспособного населения страны

e. Социальная защита пожилых и малолетних людей

 

Воздействие идет двумя методами: Экономическим и административным

Первый осуществляется при помощи установления цен, налогов, предоставлении кредитов (косвенное регулирование)

А второй связан с прямым воздействием гос-ва на экономические отношения, Административные меры заключаются в принятии уполномоченными органами власти управленческих решений, установлении прямых предписаний императивного и директивного характера на совершение определенных действия. Используется как и мера убеждения, так и принуждения. К такому методу относится гос регистрация ю/л и ИП, лицензирование отдельных видов пред деятельности, квотирование ввозимой и вывозимой продукции, установление обязательных требований процесса производства выпускаемой и обращающейся продукции, безопасной для здоровья людей и окружающей среды, обеспечение единства измерения, установление юр ответственности.

 

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за исполнением законом и соблюдением конституции и административный надзор, направленный на проверку соблюдения специальных правил на поднадзорных объектах.

 

ФЗ 26 июня 2008 года под номером 102 «Об обеспечении единства измерений». Цели:

1. Установление правовых основ обеспечения единства измерений в РФ

2. Защита прав и законных интересов граждан, общества и гос-ва от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений

3. Обеспечение потребности граждан, общества и гос-ва в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений.

4. Содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.

 

ФЗ 23 ноября 2009 года 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Основная цель - создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования эенергосберенжения и получения энерг эффективности. 10 статья посвящена обеспечению эфф при обороте товаров. Товары должны содержать информацию о классе их эффективности в технической информации. Распространяется на бытовые товары, на компьютеры, компьютерные устройства и т.д.. Уже не допускаются лампы накаливания мощности более 100 ватт.

 

На уровне субъектов федерации законы могут приниматься с различением компетенции между РФ и ее субъектов (статьи 71-31 конституции). На основании конституции в ведении РФ находится гражданское законодательство, т.е. субъекты не могут принимать гражданско-правовые акты. Могут принимать дисциплинарного, административного и прочего характера в рамках федерального законодательства.

 

 

Управление:

Федеральный уровень - президент и федеральные органы испольнительной власти.

Региональный - администрация республик, краев, областей и автономных округов.

Местный - главы муниципальных образований.

 

Указанные органы управления относятся к общей функциональной и отраслевой компетенции. Для проведения гос политики в сфере экономики в условиях формирования рыночных отношений большое внимание относится именно президенту РФ и правительству, в частности министерству экономического развития РФ, на которое возложены следующие функции:

1. Обязано вырабатывать гос политику и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны, в сфере развития пред деятельности, в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли) и в сфере имущественных отношений, несостоятельности (банкротства).

2. Занимается гос регистрацией прав на недвижимость, инвестиционной деятельностью, формированием межгосударственных, федеральных целевых программ, разработкой и реализаций программ социального-экономического развития РФ. Работает над созданием и функционированием особых экономичесих зон на территории РФ, управление гос резервом, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ.

 

Мин промышленности и торговли РФ. Фнкции по выработке гос политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленности и оборонно-промышленных комплексов, тех регулирования и обеспечения единства обеспечений, в сфере внешней и внутренней торговли. Импорт/экспорт.

 

Мин финансов: выработка гос политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджета, налога, страхования, валютной и банковской деятельности, гос долг, аудиторской деятельности, бух учет и бух отчетность.

 

Мин здравоохранения: здравоохранение, соц развитие и защита прав потребителей.

 

Государственную политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических, социальных и иных мер, проводимых органами гос власти и управления, как в центре, так и на местах, совместно с предпринимателями и общественными организациями для реализации целей и принципов, установленных конституции РФ и соответствующими законами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: