Продолжаем нашу «прогулку» по водонапорным башням Пиллау – Балтийска.
Сейчас на территории области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.
В связи с техническим прогрессомпоследних десятилетий большинство из них потеряли жизненную перспективу.Сооружения постепенно ветшают. Наряду с этим, многие из башен, как оригинальные высотные архитектурные постройки, стали украшением городов области. Пришло время вдохнуть в старые башни новую жизнь. Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дорогив 1852-1860 годы.
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах
Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века. Башни
следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное
кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в
Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни
использовались только на ПРУССКИХ государственных линиях. С 1900 года до начала Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве
Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.
Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30
метров, а емкости - 200 м3. Такие башни до их пор возвышаются над путями в
Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах. В городах и на крупных
предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее
железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до
50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в
Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на
Советском проспекте. Большинство городских и заводских башен построены в начале
XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием
водопровода.
|
Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные емкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей. Башни Светлогорска, Отрадного и Балтийска были
оборудованы смотровыми площадками для отдыхающих. Интересно, что самая
современная (1927 год) башня в Балтийске сооружалась по проекту известного
кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.
На момент моего посещения этой башни Башня в была плачевном состоянии, рядом находится вход в жилой дом, жильцы дома жалуются, что с башни периодически падают куски штукатурки так, что будьте осторожны, если подойдете близко. Если не преступить к ремонту башни, то будет как в Правдинске (Фридланд), цоколь ж.д. водонапорной башни 1902 года вот её фотография ниже.
Сейчас башню в Балтийске отремонтировали именно отремонтировали, а не произвели реставрацию и снаружи она стала выглядеть лучше и безопаснее, а внутри ничего не изменилось так что стоит подумать о безопасности при её посещении.