ЭТАП 4: Осложнения и повышение ставок




СЦЕНАРИЙ и Этапы работы продюсера со сценарием

 

Создание сценария есть творческий кропотливый процесс, который условно можно разделить на три этапа.

Формирование режиссерского замысла

- определение темы идеи

- изучение творческих возможностей

- определение места проведения мероприятия

- определение аудитории

- определение технических и финансовых возможностей

- определение формы

Подбор и обработка материала

- документального

- литературно-художественного

- местного

- фольклорного

Организация материала в сценарии

- формирование материала в эпизоды

- разработка сценарного хода

- монтаж эпизодов в сценарий в соответствии с композиционным построением

- обогащение материала в сценарии основными выразительными средствами

- литературная запись сценария

Композиционное построение сценария.

Композиция (расположение) – способ группировки материала в определенной логической последовательности.

Композиция включает в себя следующие элементы:

Экспозиция – служит вводом в действие, она призвана всех участников подготовить к активному участию в программе. Дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях

Завязка – событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов.

Развитие действия – цепь событий, ведущих к кульминации.

Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжении, заостряющий проблему и идею мероприятия.

Развязка – способ разрешения конфликта, эмоционально-смысловой итог сценического действия.

Финал – заключительная часть сценария. Это коллективное действие окончательно объединяющее зрителей и участников

Шесть этапов успешного сценария

Голливудские фильмы просты. И хотя за сценарием любой успешной картины всегда стоит нелегкий труд, сюжеты типичных голливудских фильмов строятся всего на трех основных компонентах: персонаже, мотивации и конфликте.

Сюжет – это и есть последовательность событий, ведущих героя к его цели. Вне зависимости от того, пишет ли сценарист романтические комедии, триллеры, исторические драмы или высокобюджетные фантастические боевики, он использует одну и ту же базовую структуру.

Хорошо структурированный сюжет состоит из шести основных этапов, которые разделяются пятью поворотными пунктами. Каждый из этих пунктов происходит в определенное время и выполняет определенную функцию. То есть событие, которое случается на двадцатой минуте полуторачасовой комедии, по своей задаче идентично событию, происходящему на сороковой минуте трехчасового исторического фильма.

Предлагаю разобрать структуру блокбастера: «Гладиатора».

ЭТАП 1. Завязка

«Гладиатор»: Могущественный генерал и любимец народа Максимус ведет войска Рима в битву против варваров и одерживает победу.

По объему завязка занимает не больше 10 % сценария. За это время вы должны показать мир вашей истории и помочь зрителю идентифицироваться с героем – вызвать к нему сострадание, симпатию, заставить посмеяться над ним или испугаться за него.

Такие завязки мгновенно вовлекают нас в происходящее и заставляют ждать, что будет дальше.

Поворотный пункт № 1: Новые перспективы (10 %)

«Гладиатор»: Император Марк Аврелий предлагает Максимусу награду. Максимус просит разрешения вернуться домой к жене и сыну.

После того как 10 % вашего сценария позади, откройте перед героем новые горизонты, перспективы, которые побудят его отправиться в путь.

Обратите внимание, что новые перспективы дают герою новую цель, но это не та цель, которой он достигнет в конце фильма. Скорее, мы говорим о желании героя оказаться в новой ситуации и измениться.

ЭТАП 2: Новая ситуация

«Гладиатор»: Умирающий Марк Аврелий просит Максимуса позаботиться о судьбе Рима и вернуть власть народу – вопреки амбициям сына императора, Коммода.

Этот этап занимает следующие 15 % истории. Герой начинает действовать: он адаптируется в новом окружении, пытается разобраться в том, что происходит, вырабатывает конкретный план достижения своей главной цели. Как правило, с развитием истории меняется и место действия.

В большинстве фильмов герой попадает в новую ситуацию по собственному желанию, предвкушая благоприятное развитие событий. Он еще верит, что возникшая проблема может быть легко решена. Но по мере нарастания конфликта герой начинает понимать, что столкнулся с гораздо более сильным противником, чем мог вообразить. Наконец, наступает следующий поворотный пункт.

Поворотный пункт № 2: Новый план (25 %)

«Гладиатор»: Узнав, что ради трона Коммод убил своего отца, Максимус клянется отомстить ему.

По прошествии четверти фильма в жизни героя происходит событие, после которого у героя появляется конкретная цель, к которой он будет стремиться до конца истории. Зрителю в этот момент должно стать понятно, о чем фильм и какова внешняя цель героя.

Желания и внутренние потребности героя, его душевные раны, страхи и их преодоление вызывают у зрителя эмоции, без которых не бывает хорошей истории. Но чувства и переживания героя можно показать на экране только благодаря, четко прописанной внешней цели.

ЭТАП 3: Прогресс

«Гладиатор»: Максимуса ведут на казнь, он сбегает, обнаруживает, что его семья убита, попадает в плен и становится гладиатором.

На протяжении следующих 25 % сценария нам кажется, что план героя работает.

Это не означает, что на данном отрезке сценария нет конфликта. Но какие бы препятствия ни стояли на пути вашего героя, он может их обойти или преодолеть, приближаясь к третьему поворотному пункту.

Поворотный пункт № 3: Обратной дороги нет (50 %)

«Гладиатор»: Максимус прибывает в Рим, полный решимости покорить толпу и отомстить Коммоду.

Ровно на середине сценария герой должен осознать всю важность своей задачи. До этого момента у него еще была возможность отказаться от плана и вернуться к прежней жизни. Теперь он должен сжечь все мосты. Герои переступают черту, после которой уже нет пути назад, а риск возрастает с каждым шагом.

 

ЭТАП 4: Осложнения и повышение ставок

«Гладиатор»: Максимус становится героем римлян и открывает Коммоду, кто он такой.

На этом этапе герою становится все сложнее достичь внешней цели, и он может все проиграть, если не справится с испытаниями. Конфликт продолжает нарастать, и, когда кажется, что герой вот-вот достигнет своей цели, происходит...

Поворотный пункт № 4: Откат назад (75 %)

«Гладиатор»: Максимус отказывается помогать лидеру сената. Коммод строит планы по уничтожению и Максимуса, и сената.

Когда три четверти пути уже позади, герой терпит крупное поражение. Ему кажется, что все потеряно. Крушение планов и надежд не оставляет герою иного выбора, кроме как рискнуть всем, что у него есть, и сделать последний рывок.

ЭТАП 5: Последний рывок

«Гладиатор»: Максимус разрабатывает план побега, чтобы возглавить свое бывшее войско и свергнуть Коммода.

Избитый и изможденный, ваш герой идет ва-банк, отдает последние силы, чтобы достичь главной цели. На этом этапе все обстоятельства работают против героя, ритм фильма ускоряется.

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ № 5: Кульминация (90-99 %)

«Гладиатор»: Максимус вступает в финальный бой с Коммодом.

В кульминации герой сталкивается с самым серьезным препятствием во всей истории; ему необходимо совершить поступок, который решит его судьбу. Тогда внешняя цель, наконец, будет достигнута.

Высшая точка развития конфликта приходится на самый конец фильма. Единственное, что остается после кульминации, – это показать последствия финальной битвы.

ЭТАП 6: Последствия

«Гладиатор»: Максимус умирает и воссоединяется с семьей в загробном мире. Его с почестями провожают в последний путь.

Ни один фильм не заканчивается в тот момент, когда герой достигает своей цели. Нужно еще показать жизнь, которая начинается после всех испытаний.

Эти этапы и поворотные пункты сюжета – мощный инструмент для разработки сценария. Понятно ли зрителю, о чем фильм, после того как четверть истории позади? Имеет ли цель героя четкое внешнее выражение (не является ли она абстрактным стремлением к успеху, любви или самоуважению)? Терпит ли герой поражение перед финальной битвой?

Задача сценариста – придумать для кульминации мощный финальный аккорд, шокирующий зрителя или поднимающий ему настроение под конец фильма. Но такие случаи довольно редки. В большинстве романтических комедий, детективов и драм для описания новой жизни героев отводится последние пять-десять страниц сценария.

Только, пожалуйста, не позволяйте всем этим процентам тормозить ваш творческий процесс.

Структура – это эффективный шаблон, который нужно использовать для доработки сценария и усиления его эмоционального воздействия. Придумайте персонажей, которых вы любите, и историю, которая вас вдохновляет. А потом используйте эти принципы, чтобы ваш сценарий понравился наибольшему числу зрителей.

 

Итак, где примерно 90% продюсеров совершают непоправимую ошибку?

Они ошибаются уже в самом начале этого пути – в момент приобретения прав на сценарий и на этапе РАЗВИТИЯ сценария. Спросите любого отечественного продюсера о том, как он выбирает сценарий, и он расскажет вам о том, что у него «хороший нюх на материал». Если же попытаетесь расспросить их точнее об этом тонком моменте, то в лучшем случае услышите что-то вроде «это получило отклик в глубинах моей души».

Между тем, в основе ВСЕХ успешных сценариев лежит великолепная ИСТОРИЯ, правильно рассказанная.

Предлагаю обратить внимание на один из методов работы со сценарием, а именно метод работы по структуре сценария. Сам метод восьми секвенций часто упрекают в излишней схематичности и прямолинейности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: