Особенности массовой культуры




- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;

- массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознаниежелательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;

- истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;

- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;

- подробный и блестящий по стилю анализ «массы», массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс».

 

© Функции культуры

Многообразие культурных форм и видов самой культуры обусловливает обилие и функций, которые выполняет культура в жизни людей.

1. Преобразование мира - с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности.

2. Познание мира - познание окружающего мира означает познание человеком самого себя. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Результаты познания и самопознания передаются с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа ко всем другим народам.

3. Обеспечение условий общения - культура не может существовать, если отсутствует общение в его различных формах. Благодаря общению достигаются необходимая организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств, настроений;

4. Регулирование деятельности и поведения - ни одна человеческая общность не существует без тех или иных ценностей в качестве побудительного мотива и нормы деятельности и поведения. Благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения– регулирование деятельности и поведения;

5. Установление и поддержание системы ценностей - все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп.

6. Защитная - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений– орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы.

7. Креативная, т.е. преобразование и освоение мира (лат лат. Сreatio - созидание).

- исследуя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания; проявляется его любознательность, а нежелание защищаться (овладение силами внешней природы идет параллельно с овладением внутренними силами психики).

8. Коммуникативная

- включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п.

9. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), от англ. sign – знак,- буквально – функция приписывания значений и ценностей;

- расширяя среду культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначенных предметов и этот предмет приобретает иное значение и смысл.

10. Нормативная

- создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей:

обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы; из этого строится право, мораль, идеология` (З.Фрейд разработал теорию, согласно которой культура – это нечто репрессивное, насильственное, т.к. нормы и правила подавляют наши желания, а всякое подавление связано с неудовлетворением, напряжением)

11. Релаксационная функция – искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки – индивидуальные – смех. Плач. Приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснениев любви, исповедь, а также есть стилизованные формы снятия напряжения, увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе, приобщение человека к высокому искусству оказывает на личность созидающее влияние – катарсис – очищение (от греч. katharsis) – возвышение духа.

12. Аксиологическая, или оценочная, функция. С позиций той или иной культуры осуществляется оценка явлений окружающей жизни. Для осуществления эффективных межкультурных контактов важно помнить, что ценности культуры релятивны, относительны, что позволяет адекватно оценить явления только с позиции той культуры, в которой они возникли.

13. Формирование типа личности - основная социальная функция культуры. Она реализуется в ходе социализации (инкультурации).

Социализация - это интеграция личности в общество путем усвоения системы значений, норм, образов, ценностей, существующих в нем.

По смыслу понятие инкультурации аналогично понятию социализации. Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им норм, моделей поведения, сформировавшихся в данной культуре. В узком смысле под инкультурацией понимают усвоение норм и ценностей культуры ребенком. В широком смысле инкультурация означает усвоение культурных паттернов (образцов) любым человеком независимо от возрастных рамок. Часто данное понятие применяется для описания процессов адаптации иммигрантов к новым культурным условиям.

14. Функции интеграции и идентификации. Культура вырабатывает механизмы и основания для обеспечения устойчивых форм совместной деятельности и группового существования. Таковыми являются единые для представителей социальной группы цели и идеалы, общие интересы и потребности.

Важным способом консолидирования социальной группы становится развитие ее самосознания, понимания своих целей, места и значения в обществе. Признак хорошо интегрированной группы - появление так называемого корпоративного духа, чувства солидарности личности с группой, стремление к самовоспроизводству.

Культурная идентичность - это представление человека о своем Я. Идентификация - отождествление себя с определенной культурной группой, традицией. Существуют маркеры культурной идентичности - признаки, позволяющие различать «своих» и «чужих».

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. С чем, по Вашему мнению, связано обилие различных подходов и определений к понятию культуры?

2. Укажите, в чем разница между обрядом, традицией и ритуалом. Приведите примеры. Какую роль они играют в межкультурных отношениях?

3. Объясните: с развитием каких явлений связано появление массовой культуры? Назовите примеры перехода какого-либо феномена масскульта в разряд элитарной культуры и наоборот. Чем обусловлен данный переход?

4. Перечислите известные Вам субкультуры. С чем связано их появление именно в XX веке? Входите ли Вы или Ваши знакомые в одну из них? В чем Вы видите отличие/ сходство контркультуры и субкультуры?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: