Тема: Основы педагогической риторики




21.04 2020

СДО-Л-19

Практическое занятие (2 часа)

Тема: Основы педагогической риторики

Ответы на вопросы.

1. Назовите характерные особенности педагогической риторики?

Педагогическая риторика предназначена:

- моделировать и конструировать ситуации педагогического общения с целью решения различных психолого-педагогических и риторических задач;

- совершенствовать речевой аспект педагогического общения;

- предупреждать и исключать ситуации развития негативного коммуникативного сценария.

2. Что такое повествование, каковы его характерные особен­ности в работе педагога-дефектолога?

 

ПОВЕСТВОВА́НИЕ, повествования, ср. (книжн.).

1. Действие по глаголу повествовать.

2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.

3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся событиях и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения.

(Толковый словарь Ушакова)

 

Дефектолог должен владеть целым арсеналом терминологических понятий, определяющих стратегию и тактику обучения и развития дошкольников с ОВЗ.

 

3. Каким образом можно придать динамику повествованию?

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т.д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту.

 

4. Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Описание в речи педагога-дефектолога должно быть понятным и доступным для детей с различными нарушениями.

 

5. Что такое рассуждение (размышление) и каковы его харак­терные особенности?

Рассуждение (или размышление) - это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Он связан с передачей содержательно-концептуальной информации.

 

6. Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога?

Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку она отражает противоречия современной жизни и коллизии общения. Полемика - это двустороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса на собрании, конференции и т.п., а также в печати в целях наилучшего решения рассматриваемых проблем.

Два вида полемичности: 1) имплицитная (или скрытая, внутрення) и 2) эксплицитная (или открытая, внешняя). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне её. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном - если оппонент персонифицирован, назван, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению. Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в защиту своих взглядов.Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: