Этапы организации оказания.




ЛЕКЦИЯ № 6

Тема: Дополнительные платные образовательные услуги.

Этапы организации оказания.

План:

  1. Этапы организации оказания дополнительных платных образовательных услуг.
  2. Установление цен на образовательные услуги.
  3. Договор на оказание дополнительных платных образовательных услуг.
  4. Маркетинг в сфере образования.

 

Вопрос I.

 

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказывать должна предусматриваться Уставом ОУ. Оказание ДПОУ требует тщательной подготовки и проходит в несколько этапов:

  1. Маркетинговое исследование рынка – изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
  2. Лицензионные нормативы и требования – создать условия, для предоставления д.п.о. услуг с учетом требований по охране и безопасности участников процесса;
  3. Устав – указать в Уставе ОУ перечень планируемых образовательных услуг и порядок их предоставления;
  4. Лицензия – получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в виде д.п.о.услуг с учетом запросов потребителей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;
  5. Договор на оказание услуг – заключить договор с заказчиком на оказание п.о.услуг, основание будет письменное заявление потребителя (самого или родителей).
  6. Приказ по учреждению – на основании заключенных договоров издается приказ об организации работы ОУ по оказанию п.о.услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, оказывающие услуги, график их работы, смету затрат на оказание услуг, учебные программы и планы.
  7. Трудовое соглашение – заключить трудовые договоры со специалистами (или договор с внешними совместителями) на выполнение платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства 2001 г.).

В соответствии с ним, исполнитель должен довести до потребителя информацию, содержащую сведения:

Ø наименование и место нахождения исполнителя, наличие лицензии, свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, выдавшего документы;

Ø уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных программ, формы и сроки их освоения,

Ø перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, перечень дополнительных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

Ø стоимость предлагаемых услуг (основных и дополнительных) и порядок их оплаты;

Ø порядок приема и требования к заказчику;

Ø форма документа, выдаваемого по окончании обучения, если таковой предусмотрен.

Исполнитель обязан также предоставить по требованию потребителя:

Ø Устав и уставные документы,

Ø Лицензию и другие документы,

Ø Адрес и телефон учредителя, органа УО,

Ø Образцы договоров, в том числе об оказании д.п.о.услуг,

Ø Основные и дополнительные программы,

Ø Перечень категорий потребителей, претендующих на льготные условия получения услуг,

Вопрос II.

 

Цены и ценообразование – ключевой момент рыночной экономики. Цена - экономическая категория, денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда при его производстве. При обмене единицы товара это количество становится ценой товара.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услугу. Выделяют две основные модели:

Ø рыночное – функционирующее на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

Ø централизованное государственное - определение цен госорганами на основе издержек и обращения.

Установление оптимальной цены на д.п.о.услуги одна из основных проблем. От уровня цен зависит и коммерческий результат. Образовательная услуга весьма специфична как товар:

Ø представляет не материальную, а социальную ценность;

Ø ее нельзя упаковать и вынести, нельзя хранить;

Ø покупая услугу, потребитель приобретает новые знания и сможет оценить качество со временем;

Ø процесс требует одновременного процесса производства и потребления услуги;

 

Цена образовательной услуги зависит от многих факторов: сложности программы, количества часов и занятий; количество в группе, квалификации преподавателя.

Высокие цены воспринимаются неоднозначно. Часть потребителей они отпугивают, другими воспринимается как показатель качества. На стоимость влияет и необходимость услуг.

Установление цен предполагает определенную последовательность действий: постановка задач→анализ спроса →оценка издержек→анализ цени услуг конкурента→выбор метода ценообразования→установление окончательной цены.

Выделяют три главные цели ценовой политики:

  1. обеспечение сбыта – с целью выстоять в конкурентной борьбе снижают цены;
  2. максимизация прибыли – имеет несколько вариантов своего выражения: достижение стабильно высокого уровня прибыли на ряд лет; установление стабильного дохода средней нормы; увеличение цен и прибыли с ростом капиталовложений.
  3. Удержание своей доли рынка – следит за ситуацией на рынке и динамикой цен, не занижает и не завышает цены, стремиться сократить издержки.

Кроме перечисленных можно отметить: обеспечение выживаемости, максимальное расширение оборота, оптимальное увеличение сбыта, «снятие сливок» при запуске безальтернативной услуги, лидерство в качестве.

Основную роль в ценообразовании играет спрос, определяющий максимальную цену. ОУ рассматривает минимальную цену (закон спроса и предложения), определяющуюся издержками производства услуг. Цены конкурентов используются как основа при ценовом позицировании собственных услуг.

При расчетах цены можно выделить три наиболее часто решаемые задачи:

Ø максимизация прибыли (устанавливаются цены, позволяющие покрыть издержки и получить прибыль),

Ø максимизация охвата (увеличение числа учеников при более низких ценах), прослеживается ориентация на спрос, что предполагает дифференцированные цены;

Ø возмещение издержек.

Вопрос III.

Оказание платных образовательных услуг является нарушением Правил их оказания. Заключение договора обусловлено требованиями ГК РФ ст. 161, 434, 779-783, Законом «Об образовании» ст. 14, 46, Законом «О защите прав потребителей» ст. 4, 10.

Договор на оказание платных образовательных услуг – разновидность гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик их оплатить. Договор всегда заключается в письменной форме и состоит:

Ø вводная часть: стороны, реквизиты ОУ и личные данные потребителя, их полномочия по заключению договора)

Ø предмет договора (уровень образования, форма и сроки обучения);

Ø права и обязанности сторон;

Ø сроки и порядок оплаты услуг;

Ø ответственность сторон,

Ø срок действия договора;

Ø прочие условия (порядок и условия расторжения),

Ø реквизиты и подписи сторон, печать ОУ;

При разработке договора следует избегать перекосов в пользу одной из сторон, а также мере ответственности сторон. Если требуется соучастник, то потребитель имеет права это знать. Существенным является размер платы и условия ее осуществления. Стандартная форма допускает включения особых индивидуальных условий. Не рекомендуется прописывать льготы отдельным категориям потребителей, они оформляются отдельно. Обязательно оговариваются сроки обучения и количество предполагаемых часов. Возможна оговорка на право ОУ менять цену услуги в одностороннем порядке. Также в случае не посещения занятий без уважительной причины ОУ имеет право не возмещать оплату.

Оплата производится по ранее обговоренным условиям. Для краткосрочных и среднесрочных курсов – 100% предоплата. Для долгосрочных проектов – возможно поэтапная оплата. Если участниками являются маленькие дети, то помесячная оплата.

 

Вопрос IV.

Маркетинг – современный вид трудовой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей путем рыночного обмена. Наука, изучающая запросы потребителей. Цель маркетинга – оптимальное совмещение экономических интересов, достижение согласия между производителями и потребителями. С помощью сбыта потребителя заставляют купить то, что произведено, с помощью маркетинга производить то, что желает покупатель. Золотое правило маркетинга: «Производить нужно то, что пользуется спросом, а не пытаться продать то, что произведено».

Маркетинг в сфере образования – это вид рыночной деятельности, направленный на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах. Появление маркетинга в образовательной среде улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, способствует подъёму образования на более высокий уровень.

Уровни использования маркетинга в образовании:

  1. низший уровень, характерен для большинства ОУ: использование элементов маркетинга (реклама, изучение спроса);
  2. средний уровень: использование отдельных составных частей (изучение спроса и конъюнктуры рынка, подготовка профессионалов по новым специальностям, определение уровня оплаты труда за обучение);
  3. высокий уровень: деятельность ОУ организуется на коммерческой основе и ориентирована на маркетинговую концепцию рыночного управления (создана маркетинговая служба, как структурное подразделение ОУ).

Маркетинг образовательных услуг – это:

Ø процесс управления, включающий в себя исследование, планирование, реализацию и контроль;

Ø подготовленные, основанные на тщательных исследованиях программы, а неслучайные действия,

Ø добровольный обмен ценностями: предоставление востребованных и качественных услуг;

Ø учет дифференциации интересов потребителей, т.е. инвариантность программ,

Ø возможность занять и удержать место на рынке;

Маркетинг – это взаимосвязанный комплекс, элементы которого оказывают влияние на потребителей. Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности:

Ø производство не товаров, а услуг;

Ø многозначность целей;

Ø большое число участников маркетинговых исследований;

Ø социальная значимость и общественное значение.

 

 

Вопросы для контроля:

  1. Дайте определение понятию образовательная услуга. В чем особенности образовательной услуги как товара.
  2. Назовите этапы оказания дополнительных платных образовательных услуг.
  3. Дайте характеристику договору на оказание платных образовательных услуг.
  4. Назовите факторы, влияющие на формирование цены на дополнительные образовательные услуги.
  5. Какую роль играет маркетинг в процессе оказания дополнительных услуг в образовании.

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Закон РФ «Об образовании». – М.,

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции 1996 г.

4. Воронини А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М., 1996 г.

5. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие. – М., ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

6. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ». Инструктивное письмо Минобразования РФ // Образование в документах. 1999. № 4

7. Платные услуги образовательного учреждения: справочник. М., 2002

8. Платные услуги в образовании / составитель В.А.Нищук: в 2-х ч. – М., 2003.

9. Платные образовательные услуги: нормативный акты, регламентирующие установление цен на платные образовательные услуги// Народное образование, 2008 г., № 10

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: