ЛЕКЦИЯ № 6
Тема: Дополнительные платные образовательные услуги.
Этапы организации оказания.
План:
- Этапы организации оказания дополнительных платных образовательных услуг.
- Установление цен на образовательные услуги.
- Договор на оказание дополнительных платных образовательных услуг.
- Маркетинг в сфере образования.
Вопрос I.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказывать должна предусматриваться Уставом ОУ. Оказание ДПОУ требует тщательной подготовки и проходит в несколько этапов:
- Маркетинговое исследование рынка – изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
- Лицензионные нормативы и требования – создать условия, для предоставления д.п.о. услуг с учетом требований по охране и безопасности участников процесса;
- Устав – указать в Уставе ОУ перечень планируемых образовательных услуг и порядок их предоставления;
- Лицензия – получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в виде д.п.о.услуг с учетом запросов потребителей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;
- Договор на оказание услуг – заключить договор с заказчиком на оказание п.о.услуг, основание будет письменное заявление потребителя (самого или родителей).
- Приказ по учреждению – на основании заключенных договоров издается приказ об организации работы ОУ по оказанию п.о.услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, оказывающие услуги, график их работы, смету затрат на оказание услуг, учебные программы и планы.
- Трудовое соглашение – заключить трудовые договоры со специалистами (или договор с внешними совместителями) на выполнение платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства 2001 г.).
В соответствии с ним, исполнитель должен довести до потребителя информацию, содержащую сведения:
Ø наименование и место нахождения исполнителя, наличие лицензии, свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, выдавшего документы;
Ø уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных программ, формы и сроки их освоения,
Ø перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, перечень дополнительных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
Ø стоимость предлагаемых услуг (основных и дополнительных) и порядок их оплаты;
Ø порядок приема и требования к заказчику;
Ø форма документа, выдаваемого по окончании обучения, если таковой предусмотрен.
Исполнитель обязан также предоставить по требованию потребителя:
Ø Устав и уставные документы,
Ø Лицензию и другие документы,
Ø Адрес и телефон учредителя, органа УО,
Ø Образцы договоров, в том числе об оказании д.п.о.услуг,
Ø Основные и дополнительные программы,
Ø Перечень категорий потребителей, претендующих на льготные условия получения услуг,
Вопрос II.
Цены и ценообразование – ключевой момент рыночной экономики. Цена - экономическая категория, денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда при его производстве. При обмене единицы товара это количество становится ценой товара.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услугу. Выделяют две основные модели:
Ø рыночное – функционирующее на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
Ø централизованное государственное - определение цен госорганами на основе издержек и обращения.
Установление оптимальной цены на д.п.о.услуги одна из основных проблем. От уровня цен зависит и коммерческий результат. Образовательная услуга весьма специфична как товар:
Ø представляет не материальную, а социальную ценность;
Ø ее нельзя упаковать и вынести, нельзя хранить;
Ø покупая услугу, потребитель приобретает новые знания и сможет оценить качество со временем;
Ø процесс требует одновременного процесса производства и потребления услуги;
Цена образовательной услуги зависит от многих факторов: сложности программы, количества часов и занятий; количество в группе, квалификации преподавателя.
Высокие цены воспринимаются неоднозначно. Часть потребителей они отпугивают, другими воспринимается как показатель качества. На стоимость влияет и необходимость услуг.
Установление цен предполагает определенную последовательность действий: постановка задач→анализ спроса →оценка издержек→анализ цени услуг конкурента→выбор метода ценообразования→установление окончательной цены.
Выделяют три главные цели ценовой политики:
- обеспечение сбыта – с целью выстоять в конкурентной борьбе снижают цены;
- максимизация прибыли – имеет несколько вариантов своего выражения: достижение стабильно высокого уровня прибыли на ряд лет; установление стабильного дохода средней нормы; увеличение цен и прибыли с ростом капиталовложений.
- Удержание своей доли рынка – следит за ситуацией на рынке и динамикой цен, не занижает и не завышает цены, стремиться сократить издержки.
Кроме перечисленных можно отметить: обеспечение выживаемости, максимальное расширение оборота, оптимальное увеличение сбыта, «снятие сливок» при запуске безальтернативной услуги, лидерство в качестве.
Основную роль в ценообразовании играет спрос, определяющий максимальную цену. ОУ рассматривает минимальную цену (закон спроса и предложения), определяющуюся издержками производства услуг. Цены конкурентов используются как основа при ценовом позицировании собственных услуг.
При расчетах цены можно выделить три наиболее часто решаемые задачи:
Ø максимизация прибыли (устанавливаются цены, позволяющие покрыть издержки и получить прибыль),
Ø максимизация охвата (увеличение числа учеников при более низких ценах), прослеживается ориентация на спрос, что предполагает дифференцированные цены;
Ø возмещение издержек.
Вопрос III.
Оказание платных образовательных услуг является нарушением Правил их оказания. Заключение договора обусловлено требованиями ГК РФ ст. 161, 434, 779-783, Законом «Об образовании» ст. 14, 46, Законом «О защите прав потребителей» ст. 4, 10.
Договор на оказание платных образовательных услуг – разновидность гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик их оплатить. Договор всегда заключается в письменной форме и состоит:
Ø вводная часть: стороны, реквизиты ОУ и личные данные потребителя, их полномочия по заключению договора)
Ø предмет договора (уровень образования, форма и сроки обучения);
Ø права и обязанности сторон;
Ø сроки и порядок оплаты услуг;
Ø ответственность сторон,
Ø срок действия договора;
Ø прочие условия (порядок и условия расторжения),
Ø реквизиты и подписи сторон, печать ОУ;
При разработке договора следует избегать перекосов в пользу одной из сторон, а также мере ответственности сторон. Если требуется соучастник, то потребитель имеет права это знать. Существенным является размер платы и условия ее осуществления. Стандартная форма допускает включения особых индивидуальных условий. Не рекомендуется прописывать льготы отдельным категориям потребителей, они оформляются отдельно. Обязательно оговариваются сроки обучения и количество предполагаемых часов. Возможна оговорка на право ОУ менять цену услуги в одностороннем порядке. Также в случае не посещения занятий без уважительной причины ОУ имеет право не возмещать оплату.
Оплата производится по ранее обговоренным условиям. Для краткосрочных и среднесрочных курсов – 100% предоплата. Для долгосрочных проектов – возможно поэтапная оплата. Если участниками являются маленькие дети, то помесячная оплата.
Вопрос IV.
Маркетинг – современный вид трудовой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей путем рыночного обмена. Наука, изучающая запросы потребителей. Цель маркетинга – оптимальное совмещение экономических интересов, достижение согласия между производителями и потребителями. С помощью сбыта потребителя заставляют купить то, что произведено, с помощью маркетинга производить то, что желает покупатель. Золотое правило маркетинга: «Производить нужно то, что пользуется спросом, а не пытаться продать то, что произведено».
Маркетинг в сфере образования – это вид рыночной деятельности, направленный на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах. Появление маркетинга в образовательной среде улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, способствует подъёму образования на более высокий уровень.
Уровни использования маркетинга в образовании:
- низший уровень, характерен для большинства ОУ: использование элементов маркетинга (реклама, изучение спроса);
- средний уровень: использование отдельных составных частей (изучение спроса и конъюнктуры рынка, подготовка профессионалов по новым специальностям, определение уровня оплаты труда за обучение);
- высокий уровень: деятельность ОУ организуется на коммерческой основе и ориентирована на маркетинговую концепцию рыночного управления (создана маркетинговая служба, как структурное подразделение ОУ).
Маркетинг образовательных услуг – это:
Ø процесс управления, включающий в себя исследование, планирование, реализацию и контроль;
Ø подготовленные, основанные на тщательных исследованиях программы, а неслучайные действия,
Ø добровольный обмен ценностями: предоставление востребованных и качественных услуг;
Ø учет дифференциации интересов потребителей, т.е. инвариантность программ,
Ø возможность занять и удержать место на рынке;
Маркетинг – это взаимосвязанный комплекс, элементы которого оказывают влияние на потребителей. Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности:
Ø производство не товаров, а услуг;
Ø многозначность целей;
Ø большое число участников маркетинговых исследований;
Ø социальная значимость и общественное значение.
Вопросы для контроля:
- Дайте определение понятию образовательная услуга. В чем особенности образовательной услуги как товара.
- Назовите этапы оказания дополнительных платных образовательных услуг.
- Дайте характеристику договору на оказание платных образовательных услуг.
- Назовите факторы, влияющие на формирование цены на дополнительные образовательные услуги.
- Какую роль играет маркетинг в процессе оказания дополнительных услуг в образовании.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция РФ, 1993 г.
2. Закон РФ «Об образовании». – М.,
3. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции 1996 г.
4. Воронини А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М., 1996 г.
5. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие. – М., ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
6. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ». Инструктивное письмо Минобразования РФ // Образование в документах. 1999. № 4
7. Платные услуги образовательного учреждения: справочник. М., 2002
8. Платные услуги в образовании / составитель В.А.Нищук: в 2-х ч. – М., 2003.
9. Платные образовательные услуги: нормативный акты, регламентирующие установление цен на платные образовательные услуги// Народное образование, 2008 г., № 10