Общие сведения о науке и научных исследованиях.
Особенности НТР
Научно-технический прогресс (НТП)- взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс развития науки и техники, позволяющий человеку воздействовать на окружающую среду с целью получения материальных и духовных благ.
НТП проявляется в форме научно-технической революции (НТР):
1. Возрастающая роль науки.
2. Возможность автоматизации физического и умственного труда. (ЭВМ).
3. Бурный рост и обновление научно-технической информации (INTERNET).
4. Быстрая смена материалов, конструкций, машин, элементной базы, технологий.
Наука – основные определения и особенности.
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления, которая создается и превращается в непосредственную практическую силу общества в результате специальной деятельности людей.
Науку можно рассматривать как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний.
Процесс познания закономерностей объективного мира, процесс производства знаний и их использования в практике является важным элементом общественного разделения труда.
Одна из главных целей науки – познание объективного мира.
Функция науки - выявление существенных сторон явлений природы, общества и мышления.
Прогресс общества в значительной мере зависит от развития науки - активная роль.
Наука – двигатель НТП. Именно она определяет темпы его развития.
Характерные особенности современной науки.
1. Лавинообразное развитие.
2. Систематическим появлением новых видов, направлений, проблем.
3. Рентабельность науки.
4. Наука - производительная сила общества.
Это проявляется в глубоких изменениях во взаимоотношениях науки и производства:
а) многие виды производства и технологии зарождаются в недрах науки (атомная энергетика, химические технологии, микроэлектроника);
б) сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство;
в) в самом производстве успешно развиваются научные исследования, научно-производственные комплексы.
Наука как система знаний.
Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
”Живое созерцание ‑> абстрактное мышление ‑> практика”.
Факты систематизируются и обобщаются с помощью простейших абстракций – понятий, определений.
Наиболее широкие понятия называются категориями. Это самые общие абстракции: философские категории, например, форма и содержание.
Важная форма знаний – принципы (постулаты), аксиомы.
Принципы - исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний.
Например: Аксиомы Эвклидовой геометрии, Аксиоматика Колмогорова в теории вероятности, постулат Бора в квантовой механике и др.
Важнейшим звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении.
Наиболее важной формой обобщения и систематизации знаний является теория.
Научная теория - учение об обобщенном опыте, формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить, познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них различных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.
В случае, когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют гипотезы – научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого-либо процесса.
Формой развития науки является научное исследование, т.е. изучение явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями.
Цель научного исследования – определение конкретного объекта (предмет материального мира) и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство и получение эффекта.
Наука включает в себя методы исследования.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса.
Метод определяет необходимость и место применения таких приемов, как индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.
Часто в качестве общего метода используется метод математического моделирования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов с использованием ЭВМ.
Выполнение НИ неразрывно связано с его методологией, т.е. с исходными руководящими принципами его развития.
Методология – это совокупность методов, способов, приемов, их определенная последовательность, схема, принятая при разработке НИ.
Важную роль в НИ играют познавательные задачи, возникающие при решении научных проблем.
Различают эмпирические и теоретические задачи.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и изучение различных факторов изучаемых процессов и явлений. Решаются они разными методами познания ‑– наблюдением и экспериментом.
Наблюдение – метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него.
Эксперимент – наиболее общий эмпирический метод познания, в котором проводят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют изменение объекта исследования.
Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
Теоретические задачи формулируют так, чтобы их можно было проверить эмпирически.
В решении эмпирических и особенно теоретических задач НИ важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предположения и идеи, устанавливать пути их решения.
Таким образом, система знаний представляется в виде научных фактов, понятий, принципов, гипотез, теорий, которые позволяют предвидеть события и управлять общественными и производственными отношениями и производительными силами.
Этот систематизированный опыт характеризуется рядом признаков:
1. Всеобщность – т.е. система научных знаний принадлежит всем.
2. Проверяемость и воспроизводимость.
3. Устойчивость – быстрое устаревание знаний свидетельствует о недостаточной их глубине и обобщенности, неточности принятых гипотез и выявленных законов.
Систематизация:
1) науки об обществе – общественные (гуманитарные) науки;
2) науки о природе – естественные науки.