Часть (после обеда)
Время | Хронометраж | Содержание | Примечание |
14:00 | 2 часа | Видео анализ деловых игр, организованных командами на площадках институтов | |
Разработка командами дорожных карт использования деловых игр | |||
16:00 | 10 мин | Чай | |
16:10 | 1 час | Деловая игра «Свежий взгляд» | |
17:10 | 50 мин | Завершение |
Подготовка и отбор участников в команды игропрактиков вуза:
Подготовка к мероприятию в каждом вузе начинается примерно за 4 недели.
Важнейшим фактором успеха программы является подбор команды!
Алгоритм:
1) Формируется группа инициаторов-лидеров «Студенческой мастерской деловых игр» (1-3 человека)
2) Определяется (принципиально) источник финансирования программы .
3) Анкета-приглашение. Формируем LONG-лист потенциальных участников (50-70-100 человек)
4) Рассылаем всем потенциальным участникам задание «Входной билет»
5) Отбираем 20 участников мастерской, опираясь, в первую очередь, на критерий «Готовность на добровольной основе организовывать и проводить деловые игры в своем вузе» + полнота выполнения задания «Входной билет»
6) Тех, кто не попал в основную группу приглашаем на «премьерный» прогон игры «аквариум инноваций» в вузе (второй день программы).
7) Подбираем помещение, в котором студенты (команда) будет проходить стажировку (первый опыт проведения игры)
Задание «Входной билет» для потенциальных участников тренинга-мастерской
1. Индивидуально подготовить ответы на вопросы:
· 3-10 идей инновационных продуктов для отраслей (по направлениям своих специальностей)
· для каждой из 3-10 идей подготовить аргументированный перечень специальностей, необходимый на этапе стартапа
|
|
· опишите для каждого инновационного продукта одним предложением его потенциальный рынок
· перечислите институты развития регионального и федерального уровня в сфере инновационной экономики с кратким описанием миссии (бизнес ангелы, инкубаторы, фаблабы, федеральные и региональные акселерационные программы, внутриинститутские институты развития, дистанционные форматы и т.д.)
2. Изучить короткий конспект книги Александра Остервальда «Бизнес моделирование»
3. Команда участников от вуза еще до тренинга решает вопрос по техническим условиям на стажировку (во второй день), с обеспечением участия целевой группы в стажировочной деловой игре (плановое количество приглашаемых участников - не менее 50 чел.)
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: Каковы условия Лицензии на использование трех игр Мастерской?
Ответ: Организаторы «Студенческой Мастерской деловых игр» специально отобрали для базовой программы те игры, которые имеют «свободную» лицензию для ВУЗов или продолжительный пробный период (без выплаты роялти). Хотим обратить внимание , что Лицензию получает вуз-участник программы, а не команда игротехников.
Вопрос: Сколько будет стоит вузу подготовка команды игропрактиков?
Ответ: Базовая стоимость обучения 20 студентов навыкам проведения деловых игр – 50 тыс. рублей . То есть в пересчете на одного участника – 2500 рублей за двухдневную программу (для сравнения стоимость аналогичного продукта на рынке – от 10 000 рублей). Только правильнее будет 50 тыс. делить не на 20, а как минимум на 500! Именно столько в сумме мы ожидаем участников серии игр, которые должна будет организовать и провести в своем вузе студенческая Мастерская.
|
|
Примечание: указанные здесь цены не являются публичной офертой.
Вопрос: Каковы возможные источники финансирования программы?
Ответ:
1) Наилучшее решение (с нашей точки зрения) – это партнерский (спонсорский) договор с одним из работодателей или бизнес-ассоциацией.
2) Эта программа может также оплачиваться из бюджетных статей на студенческое самоуправление и/или на студенческие научные общества.
3) Еще одна хорошая мысль – получить на эти цели грант (например, от регионального центра инноваций).
Вопрос: Какая роль университета в этом проекте?
Ответ:
1) инициация проекта, то есть поиск лидера Мастерской из числа активных студентов
2) информационная и административная поддержка проекта
3) социальная интеграция Мастерской с другими проектами и учебным процессом
4) формирование ТЗ (технического задания) для разработки новых деловых игр, которые можно использовать в учебном и во внеучебном процессах
5) поиск (подбор) спонсоров для обеспечения деятельности Мастерской
Приложение №1. Описание игр.
(1) «Аквариум инноваций. Институты развития»- введение в МИР инновационной экосистемы региона, ориентировка в возможностях и ограничениях различных институтов развития.
|
|
· Игроки играют сразу три роли : инноватора, потенциального члена стартап команды, и агента рынка (покупателя инновационного продукта на определенной стадии зрелости)
· Чтобы достигнуть свою игровую цель (вырастить продукт и совершить сделку) игроки взаимодействуют с разными институтами развития (7-10 точек). Роль институтов развития играют специально подготовленные игротехники.
· Выбор стратегии - это ответственность игроков. Стратегий может быть много.
· Игра носит в большей степени символический характер (то есть игроки совершают символические действия)
· Результат игры - это ориентировка в возможностях и ограничениях различных институтов развития.
· Важный результат - осознание главной цели для инноватора - это совершение СДЕЛКИ.
"Аквариум инноваций" - это серия (линейка) деловых игр, начало которой положено на молодежном форуме iВолга - 2015 командой российского сообщества молодых игрофикаторов и разработчиков деловых игр.
https://youtu.be/3azNtWbPyjY видео-ролик с первой игры на Форуме iВолга – 2015.
Лилия, 22 года, г.Ижевск: "Благодаря этой платформе я узнала структуру инновационной экосистемы, почувствовала себя ее частью и освоилась в ней."
Мария, 22 года, г.Самара: "Спасибо организаторам, замечательная игра. Здесь я совершила ошибки, которые не повторю при продвижении своего проекта."
Ксения, 28 лет, г. Новокуйбышевск: "Ранее я не играла в подобные игры, но задумка оказалась очень интересной. Я узнала для себя много нового и отлично провела время."
Иван, 28 лет,г. Энгельс: "Это уникальная игра, где я могу проверить жизнеспособность своей идеи, не тратя годы на реализацию пройти за несколько часов весь путь от идеи до продукта."
https://vk.com/aquainn группа ВКонтакте
Продолжительность игры : 2-3 часа
(2) «StartUP – вовлечение в бизнес»
Деловая игра по обучению навыкам (логике) бизнес-моделирования по схеме Александра Остервальдера.
(см. подробно в книге Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Александр Остервальдер. Ив Пинье — М.: Альпина Паблишер, 2012)
Как проходит игра
· Участники делятся на команды (по 5-6 человек)
|
|
· Каждая команда размещается за отдельным столом
· Игра проходит в 4 раунда (1 тренировочный + 3 основных)
· Во время каждого раунда (20-30 минут) команда разрабатывает новую бизнес-модель для определенного вида бизнеса (используя в работе суперкраткий конспект книги Александра Остервальдера)
· После каждого раунда часть команды (1-2 человека) покидает свой стол и переходит на другой стол (ротация)
Часть участников игры могут выполнять роль Жюри – тогда игра превращается в бизнес-соревнование.
Задача жюри – выявить (субъективно) наиболее «удачные» бизнес-модели.
Продолжительность игры : 2-3 часа
(3)«Свежий взгляд»- обучение логике (навыкам) проектной деятельности по методу структурной логики (логико-структурный подход).
Руководство по игре можно прочитать здесь: http://portal2.sspm-spb.ru/node/70