О билетах:
Каждый билет содержит 1 или 2 теоретических вопроса и 1 – по методам, тестам и опросникам.
Методы, тесты и опросники: родословная, генограмма, социограмма, экокарта, тест адаптация-сплоченность, ФРС, ВПР, тест семейной тревоги, «Правда-заблуждение».
Теоретические вопросы:
1. Назовите основные теории происхождения семьи.
2. Охарактеризуйте этапы развития семьи в истории развитии общества.
3. Каковы основные функции семьи?
4. В чем специфика семейных отношений в России?
5. Кто является близкими и дальними родственниками в семье?
6. Опишите основные методы исследования семьи: родословная, генограмма, социограмма, экокарта.
7. Кто является автором «Теории семейных систем»?
8. Основные понятия семейной системы и ее структуры.
9. Особенности семейной системы в современных условиях.
10. Что такое нарушение функций семьи? Сравните функциональные и дисфункциональные семьи.
11. Раскройте понятие «репродуктивная установка».
12. В чем специфика репродуктивной мотивации современных семей?
13. Назовите основные модели альтернативных семей.
14. Охарактеризуйте «ближнюю» и «дальнюю» периферию семейных моделей.
15. Каковы перспективы семьи?
16. Определите механизмы функционирования семьи (семейные механизмы).
17. Какие виды любви можно выделить в историко-культурном и психологическом аспектах?
18. «Любовь» по Э. Фромму – это что?
19. Вступление в брак (интерация) и проблемы «молодой семьи», рождение первенца – основные понятия.
20. Какие основные психологические модели описывают семейные взаимоотношения между родителями и детьми?
21. В чем различие материнской и отцовской любви?
22. Перечислите основные понятия, которые используются для анализа родительско-детских отношений.
|
23. Сибсы – старшие, младшие, средние; близнецы. Что важно и применимо на практике?
24. Опишите сходство и различие прародительской и родительской позиции человека в семье.
25. Какие бывают бабушки? Каковы ожидания в отношении роли бабашки/дедушки в семье?
26. В чем роль других взрослых родственников и кто они?
27. Рассмотрите взаимоотношения поколений в семье как механизм психологического и культурного наследования.
28. Жизненный цикл семьи – реальность?
29. Как Вы поняли «онтогенетический цикл семьи»?
30. Семья из нескольких поколений – в чем основные отличия жизненного цикла?
31. Определите факторы семейного благополучия.
32. Что такое психологическая несовместимость супругов?
33. Почему ценности супругов характеризуются как «двойная гармония», «совпадение взглядов» и другие (какие)?
34. Опишите комплементарный брак.
35. Основные параметры устойчивости брака, факторы удовлетворенности браком.
36. Модель качества брака Р.А. Левиса
37. Что и как описывает Ю.Е. Алешина U-образной кривой?
38. Дайте определение понятию «социально-психологический климат в семье».
39. Супружеская совместимость – типы и методы исследования.
40. Каковы критические периоды развития супружеских отношений?
41. Назовите основные методики исследования отношений супругов.
42. Основные причины и стадии супружеских конфликтов.
43. Типы супружеских конфликтов по М. Дойчу.
44. Вклад Д.Н. Ушинского и Ухтомского в определение понятия «ревность».
45. Развод – причины и мотивы. Модель Маслоу.
46. Что остается после развода?
|
47. Повторные браки – плюсы или минусы?
48. Дайте определение понятию «насилие».
49. Что такое «структурное насилие»? В каких обществах, культурах встречалось и встречается сейчас?
50. Д. Галтунг и его идеи о «культурном насилие».
51. Кто может быть объектом (субъектом) домашнего насилия?
52. Какие виды насилия в семье Вы знаете? Каковы наиболее представленные и почему?
53. Опишите основные концептуальные подходы к исследованию насилия в семье.
54. Личностно-семейная модель насилия.
55. Чем можно объяснить внутрисемейную цикличность насилия?
56. Обозначьте наиболее общие «правила» насилия в семье.
57. Агрессия и агрессивность, общность и различия понятий.
58. Физическое насилие и агрессия.
59. Вербальная агрессия и психическое насилие.
60. Какие тесты на выявление агрессивности Вы знаете?
61. Основные понятия биологии (генетики) агрессивности. Что такое предрасположенность к агрессивному поведению?
62. Опишите различные учреждения, которые работают со случаями семейного насилия. Обязанности психолога.
63. Какие Вы знаете системные кризисы, связанные с функционированием семьи?
64. Опишите ABCX-модель семейного кризиса (по Р.Хиллу). Какие другие модели Вы знаете?
65. Что такое семейно-генетический кризис? Почему это «двойной кризис»?
66. Основные понятия семейно-генетического кризиса.
67. Семейно-генетические принципы, их роль в превенции психического здоровья и патопсихических расстройств.
68. Многоуровневая модель функционирования семьи: основные уровни, объекты исследования, методы.
69. Какие бывают социально-дезадаптированные семьи?
|
70. «Дисфункциональная семья» – объект интервенций.
71. Параметры дезадаптированной семьи.
72. Что положительного в понятии «дезадаптированная семья»?
73. Дайте определение понятию «этика» с исторических и современных позиций.
74. Назовите имена основных ученых и специалистов, работающих по проблеме этики?
75. Что такое континуум медико-биологических исследований, основные позиции и термины?
76. Каковы основные 4 принципа биоэтики?
77. Что такое «этическая компетенция» в психологии?
78. Развитие биоэтики в России и за рубежом: особенности, традиции и законы.
79. Нормативные документы этической экспертизы в России.
80. Какие Вы знаете документы по правовым и этическим вопросам деятельности психологов?
81. Каковы границы между исследованием и клинической практикой?
82. Какие этические модели психического здоровья и расстройств Вы знаете?
83. «Родовая совесть» по Б. Хеллингеру. Межпоколенческие конфликты.
84. Биоэтика семьи.
85. Этические аспекты психогенетические исследований в психологии.
86. Перечислите основные проблемы в области биоэтики.
87. Что Вы знаете о семейной политике государства и ее основных принципах?