Психологические типы собеседников




СТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта, понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

 

Структура делового общения состоит из:

 

1. потребность и цель;

2. содержание (тема);

3. форма общения;

4. средства общения

• вербальные (устная и письменная)

• невербальная

- кинестические (взляд, мимика, позы, жесты, подход);

- проксимистические (отношение партнеров друг к другу в пространстве) и другие;

При анализе профессионального и делового общения следует помнить, что сиситемообразующими являются его потребность и цель. Именно они лежат в основе активности отправителей и получателей сообщений, обладающими индивидуальными психологическими особенностями и устремлениями.

 

Тема (содержание) сообщения может носит как официальный так и не официальный характер. Официальная информация может делится на исходную, координирующую, направляющую, контролирующую и оценочную и быть как конфиденциальной, так и неконфиденциальной. Как правило она передается в письменной форме, так как это обеспечивает определенность источника информации, ее постоянство и возможность адекватного донесения.

Кроме того, в информационном потоке следует различать предметную информацию и информацию, которая несет модальность высказывания.

Используемый в ходе профессионального делового общения я зык может носить открытый и закрытый характер, быть директивно-распорядительным и равно ответственным, способствовать или не способствовать взаимопониманию и достижение целей.

Формы и средства общения достаточно многообразны. При этом главным инструментом человеческого общения является речь.

Речь - это форма существования сознания (мысли, чувств, переживаний) одного человека для другого, служащая средством общения между ними, форма существования мышления.

Всякая конкретная речь или высказывание человека являются определенной специфической деятельностью или действием, которые исходят из тех или иных мотивов и преследуют определенную цель.

Речь обычно направлена на решение какой то более или менее осознанной говорящим задачи и является действием, оказывающим воздействие на тех, к кому она обращена.

В профессиональном и деловом общении встречаются различные виды речи: речь (язык) жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя речь.

СРЕДСТВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38 %, а за счёт невербальных средств - на 55 %.

Вербальное общение - речь - значение и смысл слов;

Невербальное общение:

• Мимика;

• Жестикуляция;

• Визуальный контакт;

• Проксемика;

• Пара- и экстралингвистика;

Виды делового общения:

 

1.беседы;

2.переговоры;

3.совещания;

4.посещения;

5.публичные выступления;

Виды общения: „контакт масок”, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское.

 

 

Виды общения


В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды:

 

Виды общения

 

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

 

·
Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

·
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.


Общение может быть межличностным или массовым.

 

·
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

·
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

 

Классификация общения:

 

- Цель общения (по объекту)

• примитивная;

• контакт массовый;

• формальная;

• неформальная;

• монуполятивная;

- По предмету:

• межличностная;

• массовая;

- По средствам общения:

• вербальная;

• невербальная

- По признаку времени пространства:

• контактные; - дистанционные;

Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех видов и форм собственности, а также частные лица в качестве частных предпринимателей.

Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д.

Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих ваши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи человека в его делах даже в технической сфере или научной сфере только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми с которыми он работает.

В данной работе рассматриваются структура и средства делового общения, без знания которых очень сложно добиться успеха в сфере бизнеса и предпринимательства.

Задачи работы:

• исследование структуры делового общения;

• исследование средств делового общения.

 

Психологические типы собеседников

П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» проводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения. 1. «Вздорный человек («нигилист»)». В ходе разговора он нетерпелив, несдержан и возбужден, часто выходит за профессиональные рамки беседы. По отношению к нему следует всегда оставаться хладнокровным и компетентным; по возможности формулировать решения его словами; выяснить причины его негативной позиции, попытаться привлечь на свою сторону. В экстремальных случаях можно приостановить разговор, подождать, когда «вздорный человек» остынет.

2. «Позитивный человек» может сам оказать поддержку и помощь в трудных, спорных вопросах и ситуациях.

3. «Всезнайка» обо всем имеет свое мнение, всегда требует слова, считает свои знания единственно верными. Надо во время разговора напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться, задавать ему сложные специальные «учительские» вопросы. «Всезнайка» успешно может формулировать промежуточные заключения.

4. «Болтун» часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Следует тактично остановить «болтуна», если он начинает отклоняться от темы.

5. «Трусишка» не уверен в себе, он охотно промолчит, боясь сказать что - нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. «Трусишке» надо помогать формулировать мысли, задавать несложные информативные вопросы, обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание.

6. «Хладнокровный » (неприступный) собеседник замкнут, часто чувствует себя вне темы и ситуации общения, незаинтересованный. Любым способом необходимо выяснить причины такого его поведения, увлечь информацией.

7. «Незаинтересованный» человек вообще не склонен рассматривать данную проблему. Надо задавать ему вопросы информативного характера, придать диалогу привлекательную форму, учесть его интересы.

8. «Важная птица» не выносит критики, обладает большим самомнением. Этому собеседнику нельзя позволять разыгрывать роль гостя, в диалоге с ним лучше использовать метод «да - но».

9. «Почемучка » задает много вопросов, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Отвечать на его вопросы надо сразу или признать его правоту, или переадресовывать вопросы ему самому.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: