Тема. Основы педагогической риторики (4 часа)




Основы риторики в работе дефектолога

27.05 2020

14. 30

Лекция (2 часа)

Тема. Основы педагогической риторики (4 часа)

1. Педагогическая деятельность – зона повышенной речевой ответственности.

2. Отличительные свойства и качества педагогической речи.

2.1. Публичность педагогической речи

2.2. Аудиовизуальность педагогической речи

2.3. Импровизированность педагогической речи

 

Изучение особенностей речи учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью тесно связано с классической риторикой. Умение владеть основами красноречия являлось важной частью древнегреческого образования, поэтому многие философы античности стремились выработать стратегии того, как эффективно воздействовать на публику звучащим словом и довести речь до максимально убедительного уровня. И хотя со времен античности риторическая наука претерпела серьёзные изменения, предметом современной риторики так же называют «общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, […] и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной».

Как мы помним из предыдущих занятий, современная риторика подразделяется на общую риторику и группу частных риторик

В рамках общей риторики исследуют:

1) риторический канон как систему определённых законов и правил расположения и выражения речи;

2) ораторию как теорию и практику публичного выступления с речью;

3) теорию и практику ведения беседы;

4) эристику как мастерство ведения спорных дискурсов;

5) этнориторику – отличительные черты, традиции и особенности речевого поведения, риторические идеалы представителей различных национальностей и народов в целом.

В область изучения частных риторик входят признаки, характеризующие речевое поведение и коммуникацию в ситуациях профессионального, а также социально-ролевого видов общения. Данный раздел риторики изучает области «повышенной речевой ответственности» – те сферы деятельности человека, которые непосредственно связаны со всевозможными речевыми ситуациями. Из этого следует, что в частных риториках изучаются законы эффективной речи в рамках профессиональной деятельности, т.е. в таких областях как педагогика, журналистика, юриспруденция, медицина, а также общественная, административная и управленческая виды деятельности. Является ли дефектология зоной повышенной речевой ответственности и почему, это вопрос для ваших домашних размышлений.

Специалисты отмечают, что владение навыками эффективного речевого общения является залогом успешной профессиональной самореализации представителей определённых профессий, поэтому работники сфер повышенной речевой ответственности должны проходить специальную речевую подготовку, так как каждый такой специалист должен понимать, что «слово, по мысли современного исследователя педагогической риторики – это профессиональный инструмент, владеть которым так же необходимо научиться, как хирургу – скальпелем, а художнику – кистью».

2. Речь учителя должна являться для учеников и слушателей примером «риторического идеала» не только с точки соблюдения языковых норм, но и в плане следования правилам речевого этикета. Каждый учитель должен внимательно следить за тем, чтобы между ним и учащимся был установлен контакт доброжелательного и доверительного общения, а также была создана атмосфера тепла и уважения, которая даст учащемуся то самое чувство «социальной защищённости», которое, по мнению психологов, является необходимым для комфортной жизни в современном обществе. Педагогическая речь обладает своими определёнными особенностями, т.к. является самостоятельно существующим в профессиональной деятельности учителя явлением, и вместе с тем - условием становления и развития педагогического мастерства. Она обладает отличительными свойствами и качествами, определяющими её педагогическую сущность и содержание. Они включают в себя:

· публичность, направленность на аудиторию;

· б) аудиовизуальность;

· в) импровизированность.

Выступление с речью перед аудиторией подразумевает изложение собственных мыслей и приведение своих доводов таким образом, чтобы они находили отклик в сердцах и сознании слушателей и учеников не только в качестве определённых фактов, но и в форме, своего рода, ценностных ориентаций. В процессе работы с учениками педагог обращается ко всем ученикам одновременно, а также наблюдает за каждым в отдельности и может индивидуально адресовать ему свои слова. Данное обстоятельство обязует учителя владеть визуальным контактом и уметь работать со своими слушателями «глаза в глаза».

Публичность и направленность педагогической речи на аудиторию являются её важнейшей специфической особенностью и обусловливают исполнения следующих необходимых положений:

1) всестороннего знания преподавателем личностных свойств и качеств учащихся, а также особенностей коллектива данного класса;

2) умений прогнозировать наперёд степень влияния своих слов на всех учеников в целом и на каждого учащегося в частности;

3) персонального отношения педагога к тому, о чём он говорит, т.е. личностной окрашенности высказываний;

4) умений и навыков организации и построения диалога (для достижения диалогичности учитель может использовать такие высказывания-обращения как «давайте представим» или «как вы помните» и т.п.; а также всевозможные эмоционально-экспрессивные слова и риторические вопросы.

Ещё одной специфической особенностью педагогической речи является её аудиовизуальность. Это означает, что то, о чём в данный момент говорит учитель, должно восприниматься учащимися не только на слух, но и через зрительные каналы восприятия. Посредством слуха учащиеся воспринимают слово, его основное значение и интонацию (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Визуально же в процессе педагогической речевой деятельности ученики воспринимают мимику учителя, а также выразительность эмоциональной составляющей его поведения, сопровождающие высказывание (кинетический вид системы знаков речи учителя).

Данная особенность ставит перед учителем требование развивать умения контроля своего внешнего вида в процессе речевой деятельности и общения с учениками, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умение социальной перцепции).

Существенно значимой особенностью педагогической речи является её импровизированность. Поскольку речь учителя порождается непосредственно в той конкретной педагогической ситуации, которая не всегда является спланированной, то она отчасти может быть охарактеризована как импровизированная. Именно по этой особенности определяется степень профессионализма любого учителя. В этой связи также можно вспомнить знаменитое выражение Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.Г. Панова приводится следующее определение импровизации: «импровизация (от лат. - improvisus - неожиданный, внезапный) - это деятельность учителя или воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления и обдумывания»[Большая Российская энциклопедия). Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, поэтому существует несколько точек зрения на определение её значения:

1) это не буквальное воспроизводство учебного материала, а, напротив, свободное его изложение на основании детальной предварительной подготовки, предусматривающей выбор содержательной составляющей, обдумывание объёма и логической последовательности излагаемого, определение характера общего тона высказываний, тех или иных интонационных моментов, темпа и ритмики речи;

2) это неспланированная речь, которая возникает сиюминутно, т.е. рождается непосредственно в процессе деятельности педагога; это немедленная реакция учителя на момент общения с учениками на определённые их слова и действия

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум: учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php

3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php

4. СЕКРЕТЫУСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ//Сайт «Вологодской областной универсальной научной библиотеки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/222/7.htm

 

5. Петрякова, А. Г. Культура речи: учебное пособие / А. Г. Петрякова. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90274. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Былкова, С. В. Культура речи. Стилистика: учебное пособие / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 400 с. — ISBN 978-5-89349-675-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109525 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

7. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога: учебно-методическое пособие / Н. Н. Щербакова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-9765-2190-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70435 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

При работе с материалами лекции подумайте над вопросами и заданиями к практическому занятию.

Вопросы

1. Является ли дефектология зоной повышенной речевой ответственности и почему?

2. Как вы понимаете выражение: «Слово - это профессиональный инструмент, владеть которым так же необходимо научиться, как хирургу – скальпелем, а художнику – кистью».

Задание

Подберите синонимический ряд к таким качествам речи педагога как публичность, аудиовизуальность, импровизированность. Раскройте их суть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: