Компетенции формируются в процессе накопления профессионального опыта и являются предпосылками и основой формирования компетентностикак интегрированного личностного качества. Компетентность – это результат овладения компетенциями, выражающийся в способности выпускника решать личностные, социальные и профессиональные задачи на достаточно высоком уровне.
Человек может обладать рядом компетентностей. Они являются сложными разноплановыми собственно личностными образованиями и проявляются в определенной деятельности при решении разнообразных задач.
Формирование компетентности осуществляется в ходе освоения человеком определенного вида деятельности. Так, в процессе профессиональной подготовки у студента могут быть сформированы коммуникативная, исследовательская, информационно-технологическая компетентность при условии его вовлечения в соответствующие виды деятельности.
Профессиональная компетентность педагога формируется и развивается в ходе педагогической деятельности. В понимании В.А. Сластенина профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность[2].
Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию профессиональных знаний, умений и профессионально-значимых качеств специалиста, позволяющих ему принимать ответственность за результаты труда с учетом мнения профессионального сообщества и проектировать дальнейший профессиональный рост.
Процесс профессиональной подготовки педагога в образовательном учреждении можно рассматривать в качестве начального этапа формирования его профессиональной компетентности. Только в полной мере включившись в педагогическую деятельность и достигая в ней стабильно высоких результатов педагог может считать себя профессионально компетентным (рисунок 2).
|
Рис. 2. Развитие профессионализма педагога
Высокий уровень профессиональной компетентности и личной готовности педагога к продуктивному решению практических задач определяется как профессионализм педагога. Главным условием развития профессионализма является накопление опыта профессиональной педагогической деятельности.
О достижении педагогом уровня профессионализма свидетельствуют следующие характеристики его профессиональной деятельности[3]:
- на высоком уровне владеет знаниями умениями и навыками, необходимыми в конкретной профессии;
- обладает не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями;
- имеет высокий уровень развития профессионально важных качеств;
- обладает высокой мотивацией к педагогической деятельности;
- самостоятельно формулирует цели, задачи деятельности и способы достижения результата;
- осознает и принимает при необходимости ответственность за последствия реализации своей деятельности;
- достигает высоких результатов в педагогической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково значение этапа допрофессиональной подготовки?
2. В чем заключаются основные различия специалитета, бакалавриата и магистратуры?
3. Какова роль компетентностного подхода в профессиональной подготовке?
4. Как соотносятся понятия "компетенция" и "компетентность"?
|
5. Какие характеристики свидетельствуют о достижении педагогом уровня профессионализма?
4. Согласны ли вы с утверждением, что педагогическое образование является непрерывным. Что подтверждает данное высказывание?
Темы рефератов
1. Компетентностный подход в профессиональном образовании и его сущностные характеристики.
2. Система профессиональной подготовки педагогов за рубежом.
3. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации.
4. Роль аттестации в профессиональной подготовке педагогов.
Список литературы
Ключко О.И. Педагогическая психология / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 234 с.
Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург: СВ-96, 2012. – 456 с.
Пырьев Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 455 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. Под.ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 576с.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
[2] Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 477 с.
[3] Пырьев Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 455 с.