Психология зеленого цвета




Лекция №8: Психологическое воздействие цвета на человека. Гармонические сочетания элементов интерьера

План

1. Цветовая гармония.

2. Признаки цветовой гармонии.

3. Оттенки цветов.

4. Домашняя цветотерапия.

5. Психолгия цветов.

6. Принципы формирование цвнтовой среды.

7. Семь принципов гармоничного интерьера.

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность.

 

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

  К О Ж З Г С Ф П Б Ч С е р ы й К о р и ч З о л о т о С е р е б р о
К Х - ? + + + - -- + + - ? + +
О   Х - -- + + + -- + - -- ? - -
Ж     Х ? + + + -- - - -- + - -
З       Х - ? + + ? -- - + + +
Г         Х -- ? + + -- -- + + +
С           Х - + + -- -- + + +
Ф             Х - - -- - ? + +
П               Х + - - - + +
Б                 Х + + + + -
Ч                   Х + - + +
Серый                     Х ? - -
Корич.                       Х - +
Золото                         Х ?
Серебро                           Х

Поясниения:

- ПЛОХО

-- ОЧЕНЬ ПЛОХО

+ ХОРОШО

? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.

 

Рассмотрим рис.1

рис.1

Пояснения к рисунку:

+ тонизирующее воздействие

- успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Оттенки цветов.

Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.

Цвет Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...

Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...

Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый...

Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...

Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...

Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный...

Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена...

Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...

Белый-Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...

Черный. Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелетная погода"...

Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...

 

Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера и др. Ниже представлена таблица зависимости ассоциативного восприятия цвета от пола (первой идет ассоциация набравшая максимальное количество процентов, последней - минимальное).

Домашняя цветотерапия

 

 

Чтобы чувствовать себя комфортно в собственном доме, надо не только научится ладить с окружающими, но правильно цвет мебели и обоев, от них тоже многое зависит.

 

ЦВЕТ СВЕРХУ СБОКУ ВНИЗУ
бежевый, розовый, светло-желтый возбуждает создают ощущение тепла, зрительно сужают пространство рождают чувство зыбкости, хрупкости, ненадежности
красный, коричневый, желто-зеленый угнетают, вызывают желание замкнуться в себе сужают пространство, создают ощущение приближенности рождают чувство устойчивости и безопасности
голубой, светло-зеленый, светло-серый приносят ощущение света и высоты дают иллюзию простора и прохлады вызывают тревогу, неуверенность, выглядят скользкими и неустойчивыми
серый, синий, темно-зеленый удручают способствуют отчуждению и охлаждают эмоции создают ощущение устойчивости и холода

 

Психология цветов

Оранжевй цвет годится для тех, кто хочет ещё больше усилить в интерьере ощущение "теплоты" и жизнерадостности.

 

Оранжевый улучшает аппетит, способствует подъему энтузиазма и творческому вдохновению.

Фиолетовый цвет - это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. "Тёплый" красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается "холодным" синим.

 

Фиолетовый привлекает философов и мечтательных натур.

 

 

Коричневый — цвет земли, подходит людям, трепетно относящимся к своим корням.

 

Существуют цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Как раз к таким цветам относится сочетание фиолетового с оранжевым, оно говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

Психология красного цвета

 

 

Символические значения красного цвета очень разнообразны и противоречивы:

· жизнерадостность, полнота жизни, сила, уверенность, энергия

· красота, любовь, сексуальность

· власть, величие

· вражда, месть, война, агрессивность, кровь, опасность, огонь

 

Легко возбудимым и вспыльчивым людям не стоит увлекаться красным цветом в интерьере.

 

Красный цвет - идеальный "раздражитель". Он признан самым "агрессивным" цветом и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. Не стоит перенасыщать красным оформление спальни и будуара. Атмосфера постоянного возбуждения, как выясняется, не всегда уместна.

 

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу.

· В Австралии, Америке и Африке воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.

· Спартанцы и карфагенцы носили во время войны красную одежду.

· В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

 

Красное обозначает также власть, величие.

В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне.

 

У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Психология желтого цвета

 

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет, он прекрасно сочетается с остальными цветами и создаёт оптимистичное и бодрящее настроение, активизирует интеллект.

 

Такой цвет подходит людям энергичным, любящим общаться, путешествовать.

 

Иногда желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий:

· монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

 

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде.

 

Желтый очень популярен на Востоке: символ Вечности и величия.

 

Но также желтый цвет наделен и негативными ассоциациями - это цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

· У некоторых народов Азии желтый цвет - цвет траура, скорби, печали.

· В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму.

· У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены.

· На Тибете ревность называют буквально «желтый глаз».

Психология зеленого цвета

Зеленый цвет - это сочетание синего и жёлтого.

Он считается цветом покоя и гармонии, оказывает успокаивающее воздействие, но может производить и угнетающее впечатление.

 

Зеленый - цвет травы и листьев.

 

У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье.

 

Но также он может означать незрелость, недостаточное совершенство.

· У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом».

· В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду.

· В Германии банкроты должны были надевать зеленые шапкии.

Психология синего цвета

 

Синий - самый популярный среди цветов "холодной" гаммы.

 

Синий цвет символизирует небо и вечность.

Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение.

 

Оттенки синего создают ощущение покоя и несут расслабляющий и "освежающий" эффект:

· бледно-голубые оттенки символизируют молодость,

· морские - совершенство и бесконечность,

· иссиня-чёрные - авторитет и власть.

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения.

· В Древнем Египте и у некоторых племен Южной Африки – это траурный цвет.

· Во Франции синий – цвет страха.

· У славянских народов синий - цвет печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

В геральдике синий цвет – олицетворение целомудрия, честности, доброй славы и верности.

Психология черного цвета

 

Черный цвет оптимально подходит для контрастного подчёркивания и выделения других цветов. На чёрном фоне они выглядят особенно ярко и выразительно. Однако в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.

Черный, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель.

В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет.

Черные глаза считаются опасными, завистливыми.

В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью.

У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное.

У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.

Черное может иметь и благоприятное значение.

В засушливых районах Африки, где мало воды, черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Люстры из черного хрусталя являются наглядным примером позитивного использования черного цвета.

Психология белого цвета

 

 

Белый и черный цвета составляют особую отдельную от спектральных цветов группу.

С помощью белого цвета можно визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости. Белый цвет позволяет украшать интерьер яркими цветными деталями.

 

Белый символизирует чистоту, добродетель, радость, незапятнанность, невинность. Он ассоциируется с дневным светом. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

Белый цвет также является символом торжественности и величия.

· Античность: белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

· Христианство: белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.

 

Однако белый цвет может получать и противоположное значение.

По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью.

· Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.

· У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких.

· В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура.

Основные принципы формирования цветовой среды:

1) Цвет как фактор зрительного комфорта:

а) для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться следующей системы отношения яркостей. Нижняя зона помещения относительно темная Р(коэффициент светлоты) = 0,4-0,3. Средняя зона светлее (Р=0,5-0,7). Верхняя зона - самая светлая (Р=0,8-0,9).

б) если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия (светлое на темном, темное на светлом, или на контрастном фоне)

в) если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне

г) полный ахроматизм также утомителен для глаза как чрезмерная перенасыщенность цвета (пестрота)

д) физиологически оптимальными цветами являются средневолновые (от Желтого до Голубого).

 

2) Цвет как фактор психофизиологического воздействия:

а) Возбуждающие цвета применяются там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-физический тонус. К возбуждающим цветам относят: Красно-Оранжевый, Красный, Пурпурный. Применяется в ресторанах, кафе, клубы, аттракционы, ярмарки, психиатрические больницы, где находятся больные с угнетенным состоянием. Т.е. в основном, это места с коротко-временным пребыванием. В дополнение к вышеперечисленным цветам, часто могут применяться контрастирующие сочетания (например Красный + Зеленый).

б) Тонизирующие цвета. Это Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый травяного типа). Они применяются в интерьерах, где ставятся задачи особого направленного духовного воздействия на человека, но где также надо поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность, т.е. тонизировать.

в) Успокаивающие цвета. Это Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый). Применяются в помещениях для пассивного отдыха: холлы, спальни, фае зрелищных учреждений, в некоторых залах собраний и аудиториях. В многолюдных помещениях гамма должна быть спокойной, независимо от остальных условий.

г) Цвет как эстетический фактор (нравится - не нравится).

д) Цвет как средство выявления формы и организации пространства. Зрительные искажения величин предметов с помощью цвета: если взять три одинаковых по размерам квадрата, один из которых будет окрашен в ахроматический цвет, второй - в один хроматический, третий - многоцветный, то самым большим будет казаться ахроматический, хроматический - чуть поменьше, а самым маленьким будет казаться многоцветный. Иллюзия оценки веса предмета: светлый предмет легче темного, холодный легче теплого, самые тяжелые - темные, малонасыщенные и теплые, самые легкие - светлые, малонасыщенные и холодные. Эффект приближения и удаления: насыщенный цвет воспринимается более близко расположенным чем малонасыщенный. Теплы цвета (Желтый, Оранжевый, Красный, Пурпурный) выступающие. Холодные (Голубой, Синий, Фиолетовый) - отступающие. Зеленый по отношению к холодным будет выступать, хотя и считается нейтральным. В группе выступающих цветов заметнее выступают цвета светлее фона. В группе отступающих цветов эффект удаления усиливается по мере затемнения цвета в сравнении с фоном.

 

3) Цвет как средство информации.

Красный - запрет, опасность, остановка.

Зеленый - разрешение, пуск, безопасность.

Желтый - предупреждение.

Синий - нейтрализующий (для указателей и ориентирующих знаков)

Оранжевый - предупреждает об опасности.

Желтый+Черный - отпугивающая окраска.

 

 

Семь принципов гармоничного интерьера
Вам может показаться, что стиль оказывает основное влияние при восприятии интерьера. Это не так. Поэтому многим кажется странным, если архитекторы или дизайнеры говорят, что им не важно в каком стиле работать, и они могут параллельно создавать интерьеры в противоположных стилях, моментально переключаясь с одного на другой. На самом деле, принципы создания гармоничного пространства во много схожи. Принцип второй: Единство восприятия. В любом доме или квартире все пространства связаны между собой. Поэтому при создании интерьера необходимо воспринимать образ дома в целом. Это не значит, что все помещения в доме будут иметь одинаковую пластику и цветовую гамму, но они должны вместе работать на восприятие и дополнять друг друга, создавая общий образ. Принцип второй: Центр композиции. В любом помещении должно быть нечто, сразу обращающее на себя внимание и заставляющее зрителя смотреть дальше. Своеобразный центр идеи, мгновенно формирующий образ и особенно запоминающийся. Таким центром может быть оригинальный предмет мебели, витраж, фрагмент художественной отделки (фреска, резьба по дереву, мозаичное панно), пластическая форма или композиция: скульптура, необычная перегородка и т.д.) Принцип второй: Баланс. Балансом в данном случае служит равномерное распределение визуальных эффектов в пространстве от композиционного центра до второстепенных деталей. Баланс может быть симметричным, в нем используется зеркальное отображение элементов на плоскости относительно какой-либо оси (чаще вертикальной или горизонтальной) или элемента пространства. Такой эффект можно наблюдать в ордерных системах, различных элементах классических стилей: порталах, портиках, карнизах, капителях и т.д. В современных интерьерах часто используется асимметричный баланс, несмотря на то, что его труднее достичь, он оказывает особенно сильное эмоциональное воздействие на зрителя за счет своей естественности и непредсказуемости. Принцип второй: Использование модуля и масштаба. Вы замечали, как находящиеся рядом предметы могут мешать общему восприятию? Например, несовместимые пропорции дивана и стоящего рядом торшера, или часть стены, окрашенная в темный цвет "перевешивает'' светлую часть? Если исключить частные случаи, когда несоответствие масштабов является центром композиции и призвано привлекать внимание, провоцировать зрителя,то мы советуем Вам придерживаться некоторых правил: -Не стоит размещать рядом материалы или предметы интерьера, одинаково насыщенные деталями. Например, два вида близких по цвету обоев, с рисунком в одинаковом масштабе. -Следите за тем, чтобы размер мебели соответствовал площади помещения: студийный модульный диван не будет смотреться в гостиной среднего размера (в маленькую он просто не влезет). -Старайтесь уравновешивать цветовые пятна в интерьере, особенно, если речь идет о монохромных пространствах.
Монохромные пространства
Монохромный или монохроматический (от греческого "monos"- один) - в искусстве использование одного основного цвета в сочетании с белым или светлым оттенком, используемой гаммы (чаще черной, серой,коричневой, синей) Сочетание в интерьере черного и белого цветов является особенным. Два крайних полюса: черный – отрицающий все цвета, и белый – включающий их в себя, никогда не может быть случайным. Такое противостояние всегда является острым, привлекающим внимание, и требует тщательной профессиональной проработки. Монохромность подчеркивает форму предметов и элементов декора, соотношения пространств помещений и их частей, дает наибольшие возможности для создания визуальных эффектов с помощью естественного и искусственного освещения. Создание монохромного интерьера требует от архитектора внутренней свободы, времени и (желательно) самокритики, потому что любая ошибка в композиции может загубить всю работу. Избыток черного пространства может сделать помещение зрительно меньше, но взятый в правильном соотношении с белым, черный цвет способен раздвинуть стены маленького, замкнутого помещения, придав ему и глубину, и интригу. Многие думают, что самый простой способ раздвинуть границы комнаты - это покрасить стены в белый цвет. Это не совсем так. Без контраста помещение станет просто бесформенным. Но умело подобранные черные аксессуары: небольшие предметы мебели, чисто черная или с белым орнаментом обивка мебели, светильники, ковры, двери или только дверные коробки, балки из черненого дерева на белом потолке в старом доме, - все это поможет добиться иногда просто ошеломляющего эффекта. Что же касается черных потолков, то здесь можно найти аргументы и за, и против. Встречаются интерьеры, где эта идея используется удачно (особенно важным в этом случае является подбор светильников). Но надо не забывать, что перекрасить впоследствии такой потолок будет сложно, поэтому лучше использовать натяжные потолки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: