Лекция №1, 03.09 (практика1)
План:
1. Понятие о сложном предложении.
2. Два взгляда на грамматическую природу сложного предложения.
3. Грамматическое значение и особенности строения СП. Основные средства связи предикативных частей. Виды связи в СП.
4. Вопрос о типологии СП.
_______________________________________________________________________________1
СП – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с ПП, порядка. Однако при этом СП обладает всеми признаками коммуникативной единицы:
· предикативностью,
· грамматической организацией,
· смысловой завершенностью,
· интонационной оформленностью.
Предназначение любого предложения – оформлять мысль.
Изучение предложения предполагает многоаспектный подход к этому явлению. В современном синтаксисе этот подход находит своё выражение в частности в структурно-семантическом методе, который позволяет учитывать при классификации предложений целый комплекс признаков, один из которых - структура.
(1-й признак = СТРУКТУРА)
В основе структурного признака - противопоставление простого и сложного предложений по принципу: монопредикативность / полипредикативность.
Однако в отношении признака монопредикативность/полипредикативность следует помнить, что термин «предикативность» имеет разное грамматическое наполнение:
в ПП предикативность - это основное грамматическое значение предложения,
в СП - это элемент структуры, строение СП, а не основное грамматическое значение, тк каждая предикативная часть обладает собственными значениями.
С семантической точки зрения ПП служит выражением одного сообщения, тогда как СП выражает не менее двух единиц сообщения. Этот признак, противопоставляющий простое и сложное предложения называется «полипропозитивностью», то есть наличие двух или более пропозиций и объедения в семантической структуре предложения номинаций двух или более событий или ситуаций.
|
пример: «Редел на небе мрак глубокий, взошла заря» – две пропозиции (две ситуации, события, диктума).
Однако признак полипропозитивности не имеет абсолютного характера, возможна асимметрия между количеством предикативных частей и числом пропозиций.
пример: «Хорошо, что он это сделал» –
он это сделал - это пропозиция,
хорошо - это оценка говорящего, субъективная модальность.
Пропозиция - одна, предикативных частей - две.
Таким образом, СП - полипредикативная коммуникативная единица, состоящая из двух или более частей, построенных по модели простого предложения, характеризующаяся структурным и семантическим единством, а также интонационной цельнооформленностью.
Составленное из двух или более частей, которые называются предикативными частями, СП даёт представление о сложных ассоциативных связях явлений действительности:
1) связи причинно-следственных,
2) условных,
3)временных,
4)пространственных,
5)сопоставительных и т.д.
_______________________________________________________________________________2
Части СП строятся по той или иной структурной схеме простого предложения, однако они отличаются от самостоятельных простых предложений.
Предикативные СП
· не являются самостоятельными коммуникативными единицами;
· не имеют интонации законченного сообщения;
· предикативные части СП структурно зависят друг от друга,
|
· часто одна из них получает своё смысловое завершение лишь в составе СП.
пример: а он вниз;
приди я раньше - нет завершения.
Грамматическая природа СП в синтаксисе трактуется по-разному:
1) как сцепление, «соединение», «сочетание» предложений;
2) как единое «связное целое частей», которые не имеют смысловой и интонационной законченности, и поэтому не являются предложениями.
В русской синтаксической науке господствовала первая точка зрения, которая получила своё яркое выражение у А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, считавших неприемлемым самый термин «сложное предложение», так как «он называет несколько предложений одним предложением и тем создаёт путаницу» (Пешковский), и предлагавших заменить этот термин другими: «сложное целое» (Пешковский), «сочетание предложений» (Шахматов).
Вторую точку зрения четко выразил Богородицкий, который утверждал: «Во всяком сложном предложении его части составляют связное, единое целое, так что, будучи взяты отдельно, уже не могут иметь вполне прежнего смысла или даже совсем невозможны, подобно тому, как морфемные части слова существуют только в самом слове, но не отдельно от него».
Затем эта мысль о целостности СП была развита и обоснована в трудах Поспелова, Белошапковой, Крючкова, Максимова, Леканта.
Разные подходы к грамматической природе сложного предложения нашли выражение в разнообразии терминов, используемых для обозначения компонентов СП:
Компоненты СП называют:
"предикативная единица",
|
"элементарное предложение"
"компонент СП",
"предикативная часть" - подчеркивает несамостоятельность составляющих СП в смысловом и структурном плане.
_______________________________________________________________________________3
Под грамматическим значением СП понимаются смысловые отношения между его предикативными частями:
· объектные,
· атрибутивные,
· обстоятельственные,
· перечислительные,
· противительные и т.д.
при этом грам зн СП нельзя путать с его индивидуально-конкретным содержанием
Разные по своему конкретному содержанию, но имеющие одинаковую структурную организацию, СП имею одинаковое грамматическое значение:
пример: «Дурманом сладким веяло, когда цвели сады»
«Было ещё темно, когда запрягли коней и поехали таёжной дорогой»
Таким образом, общность грамматического значения обеспечивается тем, что они построены по одной структурно-семантической модели.
Любая синтаксическая единица имеет ту или иную структурную организацию, строение СП представляет собой весьма сложный структурный механизм, предназначенный для соединения предикативных частей и для выражения грамматического значения СП.
СП, как единица более высокого ранга по сравнению с ПП, обладает следующими структурными признаками, которые в различных комбинациях дают разные типы СП:
1) количество предикативных частей может формировать закрытые, замкнутые, двучленные
2) или открытые конструкции (незамкнутые/многочленные); закрытых конструкций, грамматическое значение которых определяется только двух предикативных частей - подавляющее большинство. В многочленных СП открытой структуры выражаются главным образом соединительные, перечислительные или разделительно-перечислительные.
2-й элемент структуры: формирует либо гибкие структуры со свободным порядком расположения частей, либо негибкие (строго закреплены части)
Чем определяется гибкость / не гибкость: ОБЩЕЙ СЕМАНТИКОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ.
пример: Грин - писатель нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств. - Порядок расположения частей строго закрепленная. Вторая часть должна строго следовать за первой частью, так как союз "ИБО" не может начинать предложение, именно этим обусловлено
пример: Я видел: фонари мерцали,
Гасимые ни чем иным,
Как бурей меж двумя сердцами -
Пылающим и ледяным.
3-й элемент структуры - это строение и наполнение предикативных частей, определяется соотношением видовременных форм и форм наклонения сказуемых, которые обусловливают модальность предложения.
Для выражения одновременности явлений в предикативных частях, употребляются глагольные формы несовершенного вида.
Для выражения последовательных действий в предикативных частях, употребляются глагольные формы совершенного вида.
пример: рассталась Лиза с провожатым, звякнула скоба на калитку, зашагал прочь посреди улицы нотариальный ухажер Ознобишин.
(1-я пред.основа: рассталась Лиза с провожатым)
(2-я пред.часть: звякнула скоба на калитку)
(3-я пред. часть: зашагал прочь посреди улицы нотариальный ухажер Ознобишин)
3-и пред.части соединенные перечислительной интонацией.
структурная схема предложения: 1-й квадрат, 2-й квадрат, 3-й квадрат.
Разные комбинации временных форм придают предложениям различные темпоральные оттенки.
Время сказуемого 2-й пред.части в некоторых типах сложных предложений оказывается относительным (относительное время = отсчитывается не от момента речи, а в зависимости от времени другой предикат.части).
пример: он сказал, что понимает ее.
1-я: он сказал.
2-я: что понимает ее.
структурная схема: в препозиции главное предложение (квадрат), в постпозиции идет треугольник (придаточное предложение, 2-я пред.часть), слева от треугольника пишем вопрос (СКАЗАЛ ЧТО?), справа от треугольника пишем союзное слово (ЧТО?)
"ПОНИМАЕТ" - употребляется в форме относительного настоящего времени (п.ч. в этой форме обозн. действие, предшествующее глаголу из первой части, ПОНИМАНИЕ БЫЛО ЕЩЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ БЫЛО СКАЗАНО).
4-й структурный элемент - это смысловая неполнота одной из предик.частей СП.
Она обусловлена тесной связью данной предикат.части с другой.
пример: Сергей хотел написать очерк, а Юра - фельетон.
Кроме того, в СП также часто содержится общий для обеих предикативных частей второстепенный член предложения.
пример: у Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
1-я пред.часть: у Челкаша вздрагивали усы
2-я пред часть: в глазах разгорался огонёк.
соединительный сочинительный союз И
без запятой - для обеих пред.частей есть "у Челкаша)
5-й структурный элемент - это структурный параллелизм.
Вторая предикативная часть может строиться по образцу первой предикативной части.
Проявляется:
а) в одинаковых видовременных формах глаголов-сказуемых предикативных частей;
пример: шумел ветер, мотал на улице за окном голые деревья, и тусклые тени беспорядочно шевелились на меловой стене над моей головой.
1: шумел ветер, мотал на улице за окном голые деревья (гл. прош.вр., несов.в.)
2: тусклые тени беспорядочно шевелились (глаг.ф.несов.в.) на меловой стене над моей головой.
б) одинаковое морфологическое средство выражения членов предложения
пример: трамваи звенят реще, извозчики грохочут громче, женщины улыбаются шире, газетчики кричат звонче.
1: трамваи звенят реще
2: извозчики грохочут громче
3: женщины улыбаются шире
4: газетчики кричат звонче.
в) одинаковые синтаксические обороты в предикативных частях СП
пример: ничто так не обогащает суровое прозаическое слово, как поэзия, и нигде слово не звучит в своей полной свежести и первозданности, как в поэзии.
г) одинаковый порядок слов
пример: были тех советы, были заседания и совещания, работали комиссии
д) употребление одинаковых, сходных, синонимических или антонимических лексических элементов
пример: странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения.
е) повторение одинаковых союзов
пример: и перья страуса, склоненные, в моем качаются мозгу,
и очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
6-й структурный элемент - это лексическое наполнение частей
- Для СПП с придаточным изъяснительным характерно наличие в главном предложении слов с семантикой речи и мысли, волеизъявления, восприятия и тд.
сказал, что
хочу, что
услышал, как
ходят слухи, будто
- Для СПП с придаточным цели характерно наличие в главном предложении глаголов-сказуемых активных целенаправленных действия.
пример: я приехал в Москву, чтобы поступить в МГУ
Средства связи предикативных частей в СП
СП располагает набором средств, с помощью которых соединяются предикативные части и выражаются синтаксические отношения между ними.
Средства:
· интонация;
· местоименные слова;
· контактные слова;
· порядок следования частей;
· соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых;
· союзные слова;
· союзы.
Ø Союзы - это специфические средства связи.
По значению и по грамматическим функциям союзы делятся на 2 группы:
1) сочинительные (и; да; но; либо; или; причем; да и; али именно; то есть; не только, но и... и др)
2) подчинительные (когда; пока; потому что; если; хотя; несмотря на то, что...; чтобы; как; что; так что и др)
Среди сочинительных и подчинительных, в зависимости от способности выражать определенные синтаксические отношения выделяют:
1) союзы широких значений (АССЕМАНТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ)
2) союзы узких значений (СЕМАНТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ).
_________________________________________________________________
Связь между предикативных частей в СП
Одно из основных понятий синтаксиса - это понятие связей.
Предикативные части в составе СП м.б. связаны сочинительной, подчинительной или не дифференцированной связью.
Важнейший этап в разработке учения о видах связи в СП - это дискуссия по вопросам сочинения-подчинения (прошлый век, 20-е годы). Открыл М.Н.Петерсон, который убедительно показал неопределенность и зыбкость понятий зависимости-независимости частей в СП и категорично высказал мысль о том, что "объективные критерии не дают возможности отличать главное предложения от придаточного и сочинение от подчинения", и, следовательно, в понятиях сочинения-подчинения нет языкового содержания.
На эту критику учения о сочинении и подчинении откликнулся проф. А.М.Пешковский статьей "Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?". В этой статье Пешковский отстаивает сочинение и подчинение как синтаксические понятия, за которыми стоит определенное языковое содержание. Кроме того, Пешковский указал на ряд формальных особенностей, отличающих ССП от СПП. Эти формальные особенности он находит в союзных СП. Важнейшее формальное различие между сочинением и подчинением (по Пешковском) - это различие между сочинительным и подчинительными союзами. Различие состоит в том, что при подчинении показатель отношения находится только в одной из соединяемых частей (в придаточной), причем подчинительный союз "не ритмически только примыкает к своему предложению, а составляет его органическую формальную принадлежность". При сочинении же "показатели отношения стоят или при каждом из соотносящихся (в случае соединительного или разделительного сочинения) или между соотносящимися, не сливаясь внутренне ни с одним из них)". Поэтому сочинительный союз, выражающий отношения между частями СП, не может стоять перед его первой частью, кроме случая повторения союза в открытых структурах.
С различием в свойствах сочинительных и подчинительных союзов Пешковский связывает различия в расположении частей СП при сочинении и подчинении, а именно придаточная часть, к которой "припаян" показатель отношений (а именно, подчинительный союз) может занимать любое положение:
-либо стоять в препозиции по отношению к главному;
-либо в постпозиции по отношению к главном;
-либо в интерпозиции (внутри главного предложения).
а в ССП предикативные части не могут находиться одна внутри другой, потому что показатель отношения (а именно, сочинительный союз) органически не сливается ни с одной из них.
По поводу БСП Пешковский полагает, что "здесь всё зависит от того, насколько значение той или иной интонации тождественно со значением той или иной группы союзов". Пешковский выделяет 3 типа интонации, которые, по его мнению, функционально однородны трем группам союзам:
- причинным
- пояснительным
- соединительным
, и он относит предложения этих интонационных типов, соответственно, к подчинению и сочинению.
Предложения, в которых наблюдается интонация не специфическая, для какого-то одного определенного вида смысловых отношений, Пешковский относит к не дифференцированным СП. Таким образом, проф.Пешковский впервые высказал мысль о том, что соотносительные категория сочинения и подчинения охватывают не все СП.
Сочинительная связь между компонентами СП аналогична связи между формами слов в открытых и закрытых сочинительных СС.
Характеризуется тем, что соединяемые ею компоненты (формы слов в сс, предикат.части в СП) выполняют одну и ту же синтаксич. функцию относительно друг друга и образуемого ими целого.
Основное средство связи (сочинительная св) - это сочинительные союзы.
В СП с сочинительным союзом нет различий между частями, с одной стороны, вводимой союзом, и той, где нет союза.
*это значит, что предикативные части независимы друг от друга*
При подчинительной связи между компонентами СП могут отсутствовать аналогии между связью СС в ПП. Подчинительная связь всегда характеризуется тем, что объединяемые ею элементы различаются по своей синтаксической функции. *то есть, один компонент главный, а другой - зависимый*.
Средство выражения подчинительной связи - это подчинительные союзы и союзные слова.
Сочинительная и подчинительная связь четко дифференцируется в СП союзного типа. В БСП противопоставление сочинительной и подчинительной - не дифференцированная связь. Исключения составляют только бессоюзные сложные предложения открытой структуры.
дз: статья Василенко "Проблема сложного предложения в науке о русском языке"
Поспелов "О грамматической природе сложного предложения"