Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Факультет Международных отношений
Кафедра Менеджмента ИБДА
Направление подготовки:
41.03.05 «Международные отношения»
О Т Ч Е Т
О прохождении профессиональной (организационно-административной) практики студента
Григорян Шушаник Вирабовны
Курс обучения – 3 Учебная группа МО-1
Место проведения практики - Кафедра Менеджмента ИБДА.
Период проведения практики (4 недели) – с 01.07.2022 г. по 31.07.2022 г.
Задание-тема практики - Критический анализ отечественной и зарубежной литературы и источников по теме «совершенствование бизнес-процессов современной организации»
Руководитель практики:
От кафедры Менеджмента ИБДА РАНХиГС | Грухвина О.И. | Старший преподаватель кафедры менеджмента ИБДА |
Отчет подготовлен | Григорян Ш.В. | Студент группы МО-1 |
г. Москва 2022 г.
Введение
В современных условиях быстро меняющейся экономической ситуации и конкурентных рыночных отношений возникает потребность в оптимизации бизнес-процессов организации на всех уровнях. Предприятия имеют сложную систему управления, которая требует разнообразных методов, направленных на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-процесс должен отвечать современным требованиям рыночной экономики, это гарантирует стабильный доход и развитие предприятия. В современных условиях цифровая трансформация в промышленности и внедрение новых технологий в бизнес-процессы рассматривается, как ключевая необходимость формирования конкурентоспособности. Технологии автоматизации бизнес-процессов активно используются в организациях для выполнения ключевых производственных функций.
|
Понятие бизнес-процесс содержит два элемента: бизнес и процесс. Рассмотрим сначала элемент процесс. Вот одно из базовых определений процесса: «... — некоторая логическая последовательность связанных действий, которые преобразуют вход в результаты или выход». Теперь, к слову процесс нужно добавить слово бизнес, чтобы отличить бизнес-процесс от других процессов, идущих в компании. Понятие бизнес-процесс можно определить по-разному, но в этой работе за основу будет взято понятие, предложенное Эрикссоном, бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть.
Часть 1.
В качестве анализа в первой части отчета была взята книга Б. Андерсена «Бизнес-процессы инструменты совершенствования». Состоит она из 15 глав и приложения.
Автор этой книги Бьёрн Андерсен, профессор Норвежского университета науки и технологии принимал участие в многочисленных проектах по улучшению работы предприятий Европы. Он написал множество книг и статей по совершенствованию бизнес-процессов. Данная книга отличается от всех других, написанных им, тем, что в ней использован последовательный подход и дано целостное объяснение совместного использования различных инструментов (средств), необходимых для внедрения усовершенствований. В ней более 40 примеров эффективного использования описанных инструментов совершенствования, которые отражают характерные проблемы, возникающие в практической работе по управлению качеством, как частных, так и государственных предприятий. Рассматриваются решения таких вопросов, как определение приоритетов, анализ проблем, генерация идей, организация улучшения программ совершенствования и их внедрения. Описание каждого отдельного инструмента в книге сопровождается иллюстративным примером, а также образцами бланков-формуляров.
|
Для нас наиболее актуальными являются главы 1, 2, 6, 7, 8, 10. Далее основные идеи, изложенные в этих главах, будут рассмотрены подробно.
В первой главе даются объяснение вопросу что же представляет собой организация: совокупность отделов или совокупность процессов? Конечно же, и то, и другое. Однако взгляд на организацию, как на совокупность процессов, дает определенные преимущества. Такому подходу можно дать обоснование и с исторической точки зрения. Несомненно, стоит отметить что в этой книге рассматриваются вопросы совершенствования с точки зрения именно бизнес-процессов.
В определенный исторический момент человеку стало ясно, что выполнение трудоемкой или сложной работы невозможно в одиночку. При этом любая совместная работа требует согласованных действий. Следовательно, есть все основания полагать, что появление такой согласованности, первый тип, который может быть назван предприятием, это историческая неизбежность. Например, когда фермер нанимал батраков для вспашки земли, посева, уборки урожая, он делал это потому, что весь объем работ был велик, чтобы справиться с ним в одиночку. Задача была в том, чтобы удовлетворить спрос на продукты питания с помощью организации требуемого производственного процесса. Другими словами, действия фермера были ориентированы на процесс. Наемные рабочие не разделялись на пахарей, сеяльщиков или жнецов. Они выполняли любую работу, в которой возникла потребность.
|
Со временем работа усложнилась. Увеличилось число людей, занятых на каждом из предприятий. Когда же появились предприятия со значительным числом работников, они структурировались в отделы. Вот тогда-то некогда целое предприятие стало состоять из самостоятельных отделов. Стало нецелесообразно содержать универсальных рабочих для выполнения любой работы. Сама работа стала настолько сложной, что каждый рабочий вынужден был специализироваться на выполнении каких-то отдельных операций. Следовательно, стало логично организовать отделы, состоящие из работников родственных специальностей. Этот способ организации предприятия полностью вытеснил изначальный способ такого выстраивания предприятия, когда его структура обусловливалась характером самого производственного процесса и напрямую с ним связан. В свою очередь объединение сотрудников, выполняющих родственные виды работ, в отделы, дает определенные преимущества: сотрудники получили возможность специализироваться в выбранной ими професии и, таким образом, вырабатывать профессиональные навыки высочайшего уровня; труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен был выполнять; стало легче формировать организационную структуру компании, легче изображать ее на схемах для последующего обсуждения.
Таким образом, есть все основания полагать, что современная организация — это совокупность специализированных отделов, и в то же самое время — это деятельность по реализации процессов.
В настоящее время предприятия рассматриваются не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Вот аргументы для такого перехода:
· Каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителя;
· При управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации;
· Определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить:
· Управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов.
Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации рассматривать либо как бизнес-процесс, либа как его часть.
Как следствие возникает вопрос: какие же бизнес-процессы в таком случае нужно считать основными?
Существует много способов классификации бизнес-процессов. Многие в